аналитика
4 Ноября 2015, 15:45


Меньше слов, больше дела: как в России собираются бороться с коррупцией

3 396 26
Меньше слов, больше дела: как в России собираются бороться с коррупцией Фото: kremlin.ru

2 ноября в Санкт-Петербурге стартовала 6-я сессия Конференции ООН, которую посетят страны-участницы конвенции по борьбе с коррупцией. Основным лейтмотивом сессии стал вопрос о взаимодействии власти и бизнеса по борьбе с коррупцией, а главной задачей стал обмен опытом между странами.

Предполагается, что в субботу по итогам пяти дней работы участниками будет принята резолюция, связанная с дальнейшими действиями по борьбе с коррупцией и возвращением коррупционных активов. Инициаторами обсуждения этой проблемы стали Россия и Китай. Сам документ, по словам Иванова, должен будет учесть правовую специфику всех стран, чтобы все они могли использовать эту резолюцию в соответствии со своим законодательством.

По мнению Владимира Тарабанина, который является послом по особым поручениям МИДа РФ, проведение конференции в Санкт-Петербурге свидетельствует о признании высокой роли РФ по борьбе с коррупцией. Он также пояснил, как будет происходить работа на конференции: все государства подвергаются анализу с точки зрения соответствия требованиям Конвенции против коррупции, после этого выносятся рекомендации по дальнейшей работе.

На международной арене имидж России сильно подорван коррупцией. По индексу восприятия коррупции от Transparency International РФ занимает 136 место из представленных в рейтинге 175 стран. При этом ущерб страны оценивается в районе 10-20% от ВВП.

Однако глава Администрации Президента Сергей Иванов критикует эти цифры, заявляя, что ни один эксперт на данный момент не в состоянии оценить уровень коррупции, поскольку достоверных данных нет. «И не верьте, если эксперты будут вам вдувать, - это все пиар и ничего больше», - подчеркнул он.

Сергей Иванов также сообщил об итогах работы по возращению части активов из-за границы, сумма которых составила 8,5 млн рублей. Он пояснил, что больше всего сложностей возникает с англо-саксонскими странами, которые «нас учат борьбе с коррупцией», а сами зачастую дают статус беженца «откровенным жуликам».

Глава Минюста Александр Коновалов также критически высказался о приведенной статистике, но заявил, что «на какие-то размышления она наводить должна». Во время своего выступления глава АП привел последнюю статистику по итогам проверок. Их результаты свидетельствуют, что после проверки 1,5 млн деклараций, 4 тысячи человек были привлечены к ответственности, а 272 чиновника уволены.

По его мнению, противодействие коррупции за последнее время усилилось, однако в большей степени это коснулось федеральных властей, а в регионах ситуация практически не изменилась. Для противодействия коррупции в регионах буквально недавно были созданы контролируемые губернаторами подразделения в каждом регионе РФ.

На данный момент новых законодательных инициатив со стороны Президента РФ не ожидается. Ведется работа по улучшению уже действующего законодательства. В пример Сергей Иванов привел обсуждения мер в рамках комитета безопасности, которые повышают ответственность за хищение бюджетных средств. От себя он добавил, что целесообразным будет в данном вопросе ввести «запрет на профессию» для коррупционеров. В особенности это касается банкиров, которые приводят к банкротству свои кредитные учреждения, а потом открывают новые.

Все эти слова, высказанные на конференции, очевидно, свидетельствуют о заинтересованности властей в вопросе по борьбе с коррупцией. Однако неизвестно, далеко ли она заставит продвинуться их в борьбе с этим явлением.

На деле получается так, что превентивные меры практически не применяются, благодаря чему периодически проявляются крупные коррупционные скандалы в духе дела Роскосмоса после падения трех спутников ГЛОНАСС или дела Оборонсервиса, в результате которого министр обороны Анатолий Сердюков отстраняется от должности, а затем вновь появляется на политической арене и даже занимает высокую должность в "Ростехе".

Однако, несмотря на громкие заявления Иванова по поводу «запрета на профессию» для тех, кто замешан в коррупции, здесь он обошелся скромной ссылкой на пословицу: «Насколько я понимаю, ни у прокуратуры, ни у судебных органов претензий к Сердюкову нет, а на нет и суда нет». Конечно, АП и Правительство не имеет отношения ко всем назначениям внутри государственных корпораций, но никто не исключает возможности повторения истории. И вновь все механизмы по борьбе с коррупцией будут задействованы постфактум.

Последний крупный коррупционный скандал также стал причиной несовершенства превентивных механизмов. Он касается «вопиющей коррупции» при строительстве космодрома «Восточный», где зафиксированы случаи прямых откатов и хищений бюджетных средств, с чем ведут планомерную борьбу правоохранительные органы. Следственный комитет РФ озвучил сумму хищений, равную 5,4 млрд рублей, а Генпрокурор Юрий Чайка заявил о 7,5 млрд.

Приблизительную схему того, куда уходят бюджетные деньги, можно проследить на примере главного подрядчика проекта «Дальспецстроя». 3,3 млрд рублей пошли на погашение кредитов компании, 500 млн директор вложил в новый торговый центр в надежде получения от него быстрой прибыли, а еще 400 млн были обналичены со счетов фирм-однодневок, в которые их перевели.

Эта схема возможна благодаря несовершенной системе госзакупок, которая предполагает авансовые выплаты подрядчикам, причем сразу в 100% размере. Минфин уже вносил предложения исправить эту ситуацию, отказавшись от авансов, но Правительство и бизнес-сообщество идею не поддержало, поскольку это крайне сужает рынок услуг, оказываемых подрядчиками.

Таким образом, пока разговоры о коррупции лежат только лишь в плоскости применения мер после совершения преступления, борьба с этим явлением продолжает витать в воздухе. Реальные меры предполагает усовершенствование законодательства в той степени, которая просто связывает коррупционерам руки.

Пока же речь идет только об ужесточении наказаний за хищения. Страх чиновников перед наказанием не может исправить ситуацию, если не будет отлажена эффективная система контроля, потому что каждый из них, особенно это касается мелких региональных властей, надеется на то, что «наверху не заметят». И пока эта ситуация не изменится в корне, по стране так и будут существовать уже привычные жителям чиновничьи «кормушки».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров