аналитика
9 Декабря 2014, 16:18


Натравят ли SWIFT на Россию?

12 904 14

Финансовую систему государства часто сравнивают с кровеносной в организме человека. И образование в ней различных «тромбов» непременно приведут к крайне неприятным последствиям. Одна из таких «закупорок» в артериях российских денежных потоков может образоваться при отключении нашей страны от системы межбанковских расчетов SWIFT, на котором упорно настаивают Европарламент в целом и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон в частности.

Напомним, SWIFT – это международное сообщество банков со штаб-квартирой в Брюсселе. На сегодняшний день абсолютное большинство финансовых операций проходит именно через его сети. Пока руководство компании отказывается поддержать западное давление на Россию и не поддается на требования отключить нашу страну от системы. Однако уверенности, что SWIFT продолжит твердо стоять на своем и в будущем, нет – случаи исключения конкретных государств из этого финансового сообщества в рамках экономических санкций были. В 2012 году именно такая участь постигла Иран.

«Тромб» в виде отключения от SWIFT нашу финансовую систему тряхнет ощутимо. Банковская система России является наиболее уязвимым звеном нашей экономики из-за зависимости от доллара и евро, объяснял корень потенциальных проблем в недавнем интервью немецкому изданию Handelsblatt глава ВТБ Андрей Костин. «По моему личному мнению, это будет означать войну, если такой вид санкций будет введен», - обозначил он масштаб возможных сложностей.

Запасные пути у России, разумеется, есть. Для расчетов внутри страны уже к маю следующего года должны запустить местный аналог международного SWIFTа. О собственном клоне глобальной системы, который объединил бы в будущем несколько стран, ведутся переговоры с Китаем. Однако все это требует времени, и внезапное отключение от SWIFT вынудит нас вернуться к устаревшим методам финансовых расчетов. То есть международные платежи можно будет осуществлять и в этом случае, но проходить они будут медленнее и не так стабильно, как сейчас.

С другой стороны совершенно не выгодно отключение России от SWIFT и Западу. В первую очередь последовательными противниками этой идеи выступают непосредственно акционеры компании. И оно понятно: Россия является достаточно крупным участником международного финансового рынка, на проценты с которого SWIFT кормится. Политика политикой, а действовать в ущерб собственному карману дураков мало. Потери от отключения Ирана не идут ни в какое сравнение с убытками, которые понесет SWIFT, лишившись российских транзакций.

Кроме того никакой радости не испытает и остальной западный бизнес, лишившись возможности осуществлять взаиморасчеты с Россией привычным способом. Ведь финансовые потоки имеют обоюдный характер. И без SWIFT не только наши банки будут вынуждены вернуться к устаревшим методам совершения транзакций, но и противоположная сторона испытает ровно те же неудобства. Возвращаясь к аналогии с кровеносной системой, можно сказать, что наш «тромб» выльется в паралич по всему миру.

Так что вряд ли стоит ожидать, что решение об отключении России будет принято с бухты-барахты. Мировой экономике это ни к чему, иначе SWIFT давно поддержал бы Европарламент и Кэмерона. Все эти постоянные разговоры об отключении системы преследуют совершенно иную цель. Нужно вспомнить о том, на что в первую очередь направлены западные санкции. Думать, будто Европа и Штаты давят на нашу экономику, чтобы российская власть сдалась под натиском навалившихся проблем и присоединилась к всеобщим пляскам под дудку Вашингтона, чрезвычайно наивно.

Цель санкций – создать невыносимые условия для народа России, а в особенности – для ее влиятельных финансовых воротил. Максимально обозлить их, натравив в итоге на собственное правительство.

Открытым текстом истинные цели санкций озвучивал несколько месяцев назад специальный помощник директора ЦРУ времен Рейгана Герберт Мейер: «Мы должны дать российским олигархам и топ-менеджерам, против которых направлены западные санкции, понять, что Путин — это их проблема, а не наша. Возможно, эти люди не обладают политическим гением и возвышенным патриотизмом наших отцов-основателей, но они — не идиоты. Скорее всего, им не потребуется много времени, чтобы собраться для тихого разговора — например, в московском офисе или, что более вероятно, на яхте где-то у Лазурного берега, — чтобы... ну, скажем, решить, что будет лучше для будущего России.

Так как деликатность с русскими не работает, президент и его европейские коллеги должны дать этим людям абсолютно ясный сигнал о том, что нас не интересует, как именно они будут решать проблему Путина. Если они смогут убедить старого доброго Владимира покинуть Кремль с воинскими почестями и торжественным салютом, — отлично. Если Путин слишком упрям, чтобы понять, что его карьера закончена, и из Кремля его можно вынести только вперед ногами с дыркой в затылке — нас это тоже устроит».

И история с потенциальным отключением SWIFT в очередной раз подтвердила, что никакие попытки давления цели своей не достигнут. Не только простой российский народ поддерживает политику руководства страны и готов затянуть пояса, и не только нефтяной сектор с силовиками. Совершенно неожиданно для Запада отреагировала и финансовая сфера, в которой либерально настроенных хватает. То, что Костин сравнил отключение от SWIFT с объявлением войны и, в случае такого исхода, вместо призывов к свержению Путина пожелал выдворить из России американского посла – яркий тому пример.

Похоже, в своей травле Запад несколько переусердствовал, и укушенными могут оказаться не те, на кого натаскивают российский народ и местных финансовых воротил, а руки, которые травит.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров