Джаз, ВАСПы и американизация мировой культуры
У джаза - этого замечательного вида искусства,
благодаря которому возникла новая профессия импровизатора, - непростая
история. Вспомним, как это было.
В Америке, задолго до отмены рабства
естественным образом возник блюз.
Это был единственный способ самовыражения абсолютно бесправных чернокожих
людей. А их белые хозяева, по любому поводу убивавшие своих рабов, будучи
глубоко верующими христианами-протестантами
придумали себе оправдание, сводившееся к тому, что "негры" – это животные,
которые души не имеют, и поэтому их убийство не является грехом. И вот, в
начале 19-го века негритянские религиозные проповедники организовали движение,
призванное показать, что у "негров" душа такая же как у всех, что делает убийство их грехом. Так, в Америке возникло «соул-братство»
и само понятие «соул» (Soul – душа) как символ борьбы за выживание афроамериканцев в Америке. И наиболее рьяными американскими
гражданами, пытавшимся отстоять свои права на убийство чернокожих сограждан
оказались белые протестанты-англо-саксы (WASP), создавшие, кстати, еще в 19-м веке расистскую организацию
«Ку-клукс-клан», провозвестник фашизма. ВАСПы до сих пор считают себя элитой
американского общества и на этом основании навязывают всему миру свои законы.
В
самом начале 20-го века одна из разновидностей негритянского блюза, получившая
название «джаз», выйдя на поверхность
из подполья черных гетто, стала стремительно завоевывать популярность,
распространяясь и среди белой американской молодежи. Расисты растерялись и
объявили тотальную борьбу с этим новым злом, грозившим вырождением «великой американской культуры». В прессе появлялись
статьи самых разных «специалистов»: критиков, искусствоведов, клерикалов,
медиков и политических деятелей - вплоть до сенаторов. Созывались тематические
конференции, а также создавались специальные антиджазовые фонды. Во многих
штатах дошло до запрета танцевальных залов, «дансингов», где исполнялся джаз.
Борьба эта продолжалась до начала 30-х годов, но была полностью проиграна. Джаз
стал настолько популярным в США, а главное – и в Европейских странах, что
ВАСПам ничего не оставалось, как объявить его национальным достоянием Америки. Вся эта фальшь и лицемерие с тех
пор легли в основу американской внешней политики. Госдеп США стал использовать
всемирную популярность американских джазменов в своих целях. Луи Армстронг
начал разъезжать по странам Третьего мира с концертами как «Джазовый посол».
Ансамбль Арта Блейки «Посланцы джаза» стали частыми гостями в Японии, чтобы
сгладить вину США за Хиросиму и Нагасаки. И таких примеров множество.
Теперь вернемся назад и проследим, как джаз - этот новый, экзотический, даже для европейцев, вид музыки проникал в РСФСР 20-х годов. Днем рождения того,
что принято было называть «советским джазом», считается 1 октября 1922 года.
Валентин Парнах - известный в узком кругу российский поэт, живший некоторое время в Париже и впервые услышавший джаз в исполнении «Джазовых королей Луиса
Митчелла» в модном парижском кафе «Трокадеро», решил вернуться на свою новую,
уже советскую родину в 1922 году.
На первой странице
Судя по
откликам в советской прессе, джаз воспринимался первое время, как странная
эксцентрическая новинка, но полезная для пролетариата в деле классовой борьбы. Политическая
обстановка в стране была непростой. С одной стороны, это были годы НЭПа, когда
на короткий период возникла иллюзия свободы, обеспечивая возможность для
развития самых невообразимых форм искусства во всех его сферах. С другой –
преобладала революционная рабоче-крестьянская идеология, провозглашавшая
ненависть ко всему буржуазному и капиталистическому, как к западному, так и
старорежимному. Одной из крайних форм такой идеологии стал РАПМ (Российская
ассоциация пролетарских музыкантов), отрицавшая всю русскую классическую музыку
как вредный пережиток царизма. К середине 30-х годов ситуация с РАППом и РАПМом
стала тревожить Сталина и он, готовясь к чисткам в рядах партии, начал
ликвидировать своих соратников, начиная с Троцкого, а затем и многих других в
качестве троцкистов, шпионов, заговорщиков, вредителей, врагов народа. В этот
же период Гитлер полностью запретил джаз, как музыку недочеловеков – негров и
евреев. И в этом была его роковая ошибка. Сталин, проявив присущую ему
хитрость, решил использовать талантливых еврейских композиторов и исполнителей,
таких как Дунаевский, Покрасс, Кац, Утесов, Цфасман, Скоморовский и многих
других в своих целях.
В 1936 году Сталиным и Кагановичем была задумана дискуссия между газетами «Правда» и «Известия» на тему: «Нужен ли джаз советским людям?». В ней участвовали все слои населения – от простых рабочих до крупных деятелей культуры. Результат был заранее предрешен. В декабре 1936 года дискуссия завершилась победой «Правды», которая стояла на позиции положительного отношения к джазу. А те, кто выступал против, даже получили взыскания. Так или иначе, это послужило одним из поводов прикрытия РАПМа и РАППа. Зато джаз получил государственный статус. Указом правительства были созданы несколько Госджазоркестров. Началась пропаганда идей социализма с помощью так называемого «советского джаза». Ярчайший образец – кинофильмы «Веселые ребята», «Девушка спешит на свидание», «Цирк», «Сердца четырех», «Подкидыш», «Близнецы». Перед войной появилось множество прекрасных песен, полюбившихся советским людям и записанных под аккомпанемент джазовых оркестров.
Так начинался период
бурного развития “советского джаза”. Во время войны ведущие джаз-оркестры
страны выступали на фронтах перед войсками, принося огромную пользу по поднятию
боевого духа. В течение двух послевоенных лет джаз звучит повсюду – с экранов
кинотеатров, по радио, на концертных площадках. Все это заканчивается
неожиданно и очень жестко. Джаз объявляется идеологически вредным и
запрещается.
Теперь важно проследить, как использовался образ джаза во времена «холодной войны», начавшейся в 1947 году, когда СССР и США моментально превратились в непримиримых врагов, вместо недавних союзников в борьбе с фашистской Германией. Мое поколение, попавшее под очарование всего американского в короткий период с 1945 до 1947 год, когда во всех кинотеатрах шли такие фильмы как «Серенада Солнечной долины» или «Судьба солдата в Америке», не сразу осознало, почему так резко изменилось отношение к джазу, который стали считать идеологически вредным. Ведь всех, кто пытался исполнять эту музыку, превратили в идеологических диверсантов. Я, ставший джазовым фанатиком после многократного просмотра упомянутых фильмов, не желая менять своих вкусов, моментально оказался в довольно опасном положении и попал в разряд людей, нежелательных для общества. И так продолжалось довольно долго, вплоть до наступления горбачевских времен. За этот период несколько раз случались определенные прорывы, когда в СССР неожиданно разрешали приезжать таким великим джазовым звездам, как Бэнни Гудмен в 1962 году, или Дюка Эллингтона в 1971-м со своими оркестрами. Тогда это казалось признаком потепления, если не ослабления идеологической удавки. А на самом деле....
Здесь я хотел бы коснуться одного щекотливого вопроса, связанного с моим переосмыслением роли и места джаза в мировой культуре по ходу развития истории. Сам по себе джаз - это прекрасное искусство, несущее в себе чувство свободы и независимости, стало мощным орудием пропаганды в руках американских политиков, в глубине души презирающих его как музыку негров и плебеев. Первое прозрение по этому поводу возникло у меня еще в 1976 году, когда я встречался с Раймондом Бенсоном, Советником по культуре Посла США на его квартире. Я прибыл к нему вполне официально для обсуждения программы выступления «Арсенала» в Доме Посла (Спасо-Хаузе) на праздновании 200-летия Независимости США. Войдя в его жилище, я с удивлением услышал, что там звучит классическая музыка вместо ожидаемого джаза. В процессе обсуждения программы Бенсон неоднократно старался подчеркнуть свое высокомерно презрительное отношение к джазу. Я был не готов к такому и остался в недоумении. А в наше время нет ничего удивительного в том, что мне сейчас не кажутся такими уж нелепыми антиджазовые лозунги, появившиеся в сталинские послевоенные времена, если посмотреть на тот период с современных позиций, с пониманием того, какую политику проводит Вашингтон, стремясь к мировому господству. Я по-новому расценил засылку к нам таких гигантов, как Бэнни Гудмен или Дюк Эллингтон. Все это было частью стратегии американизации мировой культуры. Более того, я понял, что довольно долго неосознанно являлся соучастником в этом процессе, невольно содействуя американизации и нашего общества.
В оправдание себе скажу, что где-то в середине 70-х наступил момент, когда до меня наконец-то дошло, что пора создавать нечто свое. Вдоволь наигравшись джаза по-американски, я пришел к выводу, что, как ни старайся, лучше, чем Чарли Паркер или Джон Колтрейн не сыграешь и всегда останешься только подражателем. Пусть даже блестящим, но все же вторичным. В наше время джаз потерял статус модной новинки, перейдя в разряд классики. К счастью, ВАСПы, как мне видится, потеряли к нему интерес как к средству американизации. Они используют что-то новое, модное и популярное в музыкальном мире. Это предстоит еще проанализировать.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter