аналитика
6 Декабря 2015, 16:34


Гаражи обетованные уходят в небо

1 625 25
Гаражи обетованные уходят в небо Фото: kinopoisk.ru

Фильмам недавно почившего режиссера Эльдара Рязанова повезло особо: редко какие кинокартины могут похвастаться таким количеством римейков и продолжений. Тут тебе и образцово бездарный вариант «Служебного романа», и «Ирония судьбы-2» и даже повтор «Карнавальной ночи», снятый самим мэтром… у которого на сей раз «не срослось».

Ну да не будем строго судить покойного: после краха СССР многие авторитеты сдулись. Причем некоторые даже понятно почему сдулись.

Помните такого драматурга — Шатрова? Ну, который «Шестое июля», «Брестский мир», «Так победим» и пр.? Тоже ведь был за гласность, перестройку и все такое — и даже пьесу в 1988 году сочинил вполне в духе времени: про хорошего Ленина и такого-сякого Сталина… а потом уже ничего не писал и умер, всеми забытый.

Ну да тут удивляться нечему: если пишешь пьесы раскавыченными цитатами из вождей, то легко догадаться, что успех закончится вместе с властью, заставлявшей эти цитаты заучивать.

Но отчего ж с советской властью закончилась и вся талантливость Э. Рязанова и прочих комедиографов, отнюдь вроде бы цитатами не пользовавшихся?

Фото: kinopoisk.ru / Эльдар Рязанов

Да вот оттого… Смотрели в начале 80-х фильм «Гараж»? Не отнекивайтесь: наверняка ж смотрели. Знаменитое было кино, народ на него валом валил: смотрел, как в каком-то НИИ народ кооперативные гаражи делил. И всё было очень смешно и узнаваемо: тут и цинично-обаятельный мальчик-мажор (Игорь Костолевский), и пройдоха-председатель кооператива (Валентин Гафт), и директриса рынка, которой неучтенный гараж должны были отписать… Ну и, понятное дело, неугомонный бунтарь из МНС-ов в исполнении Андрея Мягкова… Ну и знаменитая фраза «Да я за этот гараж родину продал» стала крылатой… А «место под солнцем в виде гаража» просто запомнилась.

А теперь задумаемся: а что бы стало со всеми этими персонажами лет через 10-15, ась? С директрисой рынка понятно — ее бы, скорее всего, просто пристрелили в ходе «спора хозяйствующих субъектов». Мальчик-мажор тоже бы не пропал, может, даже в Думу прошел бы по какому-нибудь округу.

А остальные? Тут несколько интереснее. Можем мы «гаражного героя» Мягкова представить себе с лозунгом-плакатом в руках на митинге за Ельцина? Да запросто. А «вписавшимся в рынок» бизнесменом? То-то… А всех прочих участников дележа гаражей? То же самое.

И знаете, что самое интересное?

Что про «прочих» Рязанов даже кино снял, «Небеса обетованные» называется. Про бомжей у Киевского вокзала. Про сюжет фильма всезнающая Википедия сообщает:

«На городской свалке возле самого завокзального пространства Киевского вокзала Москвы живут бездомные и несчастные люди, которые не смогли найти свое место в новой жизни, зарождающейся на обломках старого порядка. У каждого из этих людей своя судьба, свои радости и горести. Они борются за место под солнцем с городскими властями, отстаивая своё право жить на земле».
Википедия

И знаете, кто у этих бомжей за главного? Персонаж в исполнении Валентина Гафта. Ну и герои Лии Ахеджаковой и Вячеслава Невинного тоже присутствуют. Совсем как на собрании гаражного кооператива «Фауна»… только декорации другие.

Фото: kinopoisk.ru / Кадр из кинофильма "Небеса обетованные"

Свалка в районе Киевского вокзала (то есть в самом центре Москвы) — это, конечно, сильное художественное допущение. Не было там никогда никакой свалки. А вот гаражи были. Возможно даже, что те самые, за которые советские доценты с кандидатами родину продавали. И продали-таки.

А потом начали искать утешения в мечтах о скором конце света и вознесении на небеса. В буквальном смысле:

«Концовка фильма носит аллегорический характер: люди, не вписавшиеся и не желающие вписываться в новую жестокую действительность, улетают из нее в неизвестном направлении, в мир своих грез и идеалов».
Википедия

Более пошлого и глупого «хэппи-энда» придумать было просто невозможно — но… комедия же! Пусть и с приставкой «траги». Рязанов же снимал! Иначе — как?

Да вот в том-то и дело, что никак. Можно было бы (теоретически) снять просто трагедию про советских дурачков-интеллигентов, которые так мило держали фиги в карманах в пору развитого социализма, а потом… дождались свободы, демократии и рынка, в который не вписались. Ирония судьбы, знаете ли… И ведь что характерно. Вопросом: «Что же мы наделали?», они так и не задались.

А чтобы задать зрителю такой вопрос вместо своих героев, Эльдар Рязанов должен был бы перестать быть самим собой — то есть мэтром, сделавшим себе имя как раз на держании «фиги в кармане».

Этой самой фиге мэтр верность сохранил до конца дней: и страстотерпцу Ходорковскому сочувствовал, и даже «аннексией Крыма» успел возмутиться. Какие уж тут трагедии и каверзные вопросы с трагическим подтекстом. Лучше подсказать любимым героям, как в этом прекрасном новом мире устроиться. Например, создать трио «Старые клячи» с непременной Ахеджаковой, которая тоже в либеральных идеалах отнюдь, как известно, не сомневается.

Вот такие дела… Бывает, конечно, что произведения талантливых авторов оказываются мудрее своих авторов. Но бывает, что идеологические установки авторов талант успешно превозмогают.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров