аналитика
23 Июня 2015, 10:10


Министерство обороны на "Нашествии" займется воспитанием

3 103 47
Министерство обороны на "Нашествии" займется воспитанием Фото: Politrussia.com

Прочел статью teh_nomad про «новый виток "фестивальной" истории» и решил развить тему фестивалей.

Ничего не могу сказать про «Кубану» — слышу в первый раз. Впрочем, к «появлению в поселке обнаженных девушек, молодежи, "расширяющей сознание" при помощи специальных веществ, прогрессивной оппозиционной публики и резиновой женщине на шесте, ставшей своеобразным флагом "Кубаны"», я также отнесся бы резко отрицательно. С другой стороны, это может быть описание по методологии из старого анекдота «а вы на шкаф залезьте» — претензии такого рода обычно предъявляют не от разумности, а от религиозной морали, и зачастую имеет место вариант «оба хуже».

Про «КаZантип» же данных в интернете много. Вот ролик «КаZантип — рай для наркоманов» — видно, что отнюдь не единственный случай; а вот — официальная реклама: «Kazantip 2015 Official Video». Наркоманов напрямую там, конечно, не показывают, зато видно, что это именно так называемая «клубная культура», а не «фестиваль электронной музыки». Электронная музыка — это Клаус Шульц, Вангелис, Жан-Мишель Жарр и так далее, а когда диджеи — это клубняк. А «русский шансон» — это не шансон, а блатняк. Доступно?

Но давайте посмотрим на фестиваль, который teh_nomad не затронул. Как оказалось, «прогрессивная оппозиция» радуется не всем фестивалям. Скоро будет очередное «Нашествие» — и некоторым музыкантам не нравится, что уже в третий раз рядом будет развернута масштабная тематическая зона Армии России: «Полюбившиеся многим мастер-классы по выживанию в условиях дикой природы вновь пройдут в прилегающем к территории “Нашествия” лесу», «В рамках показа военной техники будет представлено более десятка боевых машин», «Любой гость фестиваля сможет ознакомиться с основными тактико-техническими характеристиками представленной техники, ощутить себя командиром экипажа или механиком-водителем, оказавшись в командном отсеке или за рычагами управления, сфотографироваться в элементах военной формы одежды и пообщаться с членами экипажей, которые охотно ответят на вопросы о боевых машинах и помогут детям и даже их мамам забраться внутрь».

Это же здорово! Такое развлечение в клубной тусовке не найти, а тут и познавательно, и интересно, и с правильным воспитательным воздействием.

Но…

«Вокалист группы ”НАИВ” Александр “Чача” Иванов стал еще одним музыкантом, обвинившим рок-фестиваль “Нашествие” в милитаризации». В интервью он заявил, что «фестиваль превращается в инструмент военной пропаганды»: «Это же вообще беспредел. В Советском Союзе тоже были бесконечные демонстрации мощи…». Видимо, мощь страны Чаче очень не нравится.

А вот Борис Гребенщиков (о прошлогоднем): «У нас с рок-музыкой соединилось Министерство обороны, поздравляю! Представляете, что будет дальше, каких любопытных гибридов можно ждать в будущем? Берегите себя, не позволяйте себе впаривать всякие вещи, а?» Интересно, что именно имелось в виду под «всякими вещами»?

Юрий Шевчук (также в прошлом году): «Не должно быть войны между братскими народами. Где вы видели музыканта, который бы призывал к войне?» Правда, впоследствии до Шевчука дошло, кого он поддерживал, и он изменил точку зрения на украинские события.

Статья, из которой я взял эти две цитаты, заканчивается так: «Рок всегда был контркультурой. С "Нашествия" выветривается этот “контр-”. На рок-фестивале записывают в армию, а между рекламой Pepsi и “Клинского” пива показывают видеоролик Минобороны».

Как металлист в плане музыки с более чем тридцатилетним стажем ответственно заявляю: во-первых, рок — это субкультура, а не обязательно "контр-". С панками не надо путать. Во-вторых, протест ради протеста присущ тинейджерскому возрасту и соответствующему миропониманию. Рок — это самостоятельное явление, а детская болезнь «против как самоценность» кончилась давно (не у всех, разумеется).

Но есть множество тех, кто хотел бы видеть в роке не более чем «sex, drugs and rock’n’roll» — это еще не рок как таковой, а рок-н-ролл времен немытых пацифистов-пыхарей. Собственно рок (hardrock и artrock, если брать первые течения) достаточно быстро перешел к остросоциальной проблематике. Улавливаете разницу? Не подростковое «я против общества!», а вполне взрослое «я вижу проблему и на нее указываю». Хотя, конечно, это не значит, что каждая рок-группа развилась до такого уровня и ни в коем случае не исполняет чего-то «просто по приколу». Скажем, в дебютном альбоме W.A.S.P. была и очень серьезная «I Wanna Be Somebody», и отвязная «Fuck Like A Beast».

Так вот: некоторым очень бы хотелось, чтобы музыка не приучала, а отучала думать: закинулся чем, и прыгаешь под диджея — это правильный фестиваль!

Вернемся к теме. Макаревич вообще отказался выступать: «Петь песни на фоне танков нет никакого желания». Организатор ехидно прокомментировал: «Расстояние от главной сцены фестиваля до выставки военной техники составляет полтора километра. Сам Макаревич, я думаю, даже не видел ни одной экспонируемой бронемашины, так что можно подвергнуть сомнению его утверждение, что музыканту пришлось выступать чуть ли не стоя на танке».

Суть, понятно, не в танках как таковых. Уже подзабылось, поэтому напомню, что Макаревич ходил маршем против возвращения Крыма на Родину, а затем даже выступал на бандеровской территории. Неоднократно приходилось читать, что это-де были «просто песни детям», но смотрите видео — что он говорит в промежутке 2:38–3:00, четко «против России», хотя уже и не со сцены.

После того, как страна дружно сказала ему «фи!» и концерты попросту отменялись, он внаглую пожаловался Путину: «невинного артиста обижают». Что у него нормально сочетается с роликом «Андрій Макаревич. Щоб пам'ятали» на тему: «…в 1939-м, когда Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении, — и они вдвоем раздербанили Польшу… В результате всего этого мир в этой войне потерял 54 миллиона человек». Такая вот непрогибаемость под изменчивый мир: то выскажется публично, то к Путину жаловаться.

Конечно, есть и музыканты с правильной патриотической позицией. Репортаж с прошлогоднего «Нашествия»: «Часть артистов воспевали присоединение Крыма, и не только. К патриотическому флангу русского рока можно отнести, безусловно, воинственного Константина Кинчева, а также Валерия Кипелова и, как выяснилось, Александра Ф. Скляра. Скляр ближе к концу своего сета посвятил песню Цоя “Мама, мы все тяжело больны" "героическим защитникам Новороссии”. “Мы все равно победим!” – резюмировал он».

Автор репортажа в середине текста замечает, что «значительная часть рокеров видит в этом явный диссонанс: рок всегда был пацифистским», а заканчивает текст так: «Рок — это, конечно, музыка борьбы. Вопрос в том, за кого или против кого бороться. В конце 80-х была система и сопротивление ей. Сейчас — скорее две системы и два фронта сопротивления. Как это все уживется на одних радиостанциях, одних фестивалях, в одних хит-парадах и, в конце концов, в головах одних и тех же людей — рок-фанатов, которых кумиры просто растаскивают в разные стороны, совершенно непонятно».

Обратили внимание на противоречие самому себе? Пацифистская музыка борьбы, ага. Но противоречия нет: позиция музыканта и смысл музыки могут не совпадать. При этом песням можно придавать собственный смысл, многим просто хочется потусоваться…

Но показательно, как автор перескакивает от «мы против системы ваще!» к «мы понимаем, что именно вот этой системы быть не должно». Ему «понятно пока одно. Было время, когда рок ломал тоталитарные конструкции в государстве. Теперь, похоже, ровно наоборот». Надо же, рок повзрослел! Какой кошмар! Впрочем, в России рок был сразу почти взрослым, возьмите ранние альбомы «Арии», «Д.И.В.», «Чёрного обелиска»…

Ладно, не буду увлекаться и уходить в сторону. Но важно понимать: помимо рок-музыки в России получил развитие (причем при помощи предперестроечного руководства, это важно) так называемый «русский рок». Также не буду отвлекаться, просто дам две главные характеристики: в плане музыки это слабенький арт-рок в лучшем случае (и ни в коем разе ничего тяжелого!), а в плане текстов — как правило, заумь с налетом декаданса и прочей тщетности бытия. То есть это именно интеллигентский протест, причем как самоцель. У меня такое ощущение, что рок-музыку тогда не то чтобы специально убивали, но пытались выхолостить до безопасного эстетства.

К чему это я? Обратите внимание: «против» выступают именно музыканты такого плана. Хотя, конечно, нельзя провести строгое разделение по этому признаку (скажем, в «Машине времени» Макаревича поддержал лишь один музыкант).

При этом на Западе музыканты не страдают показной аполитичностью. Например, гитарист и один из основателей Aerosmith Джо Пэрри поддерживает сенатора МакКейна и считает его «настоящим героем». Это, конечно, клиника, но тем не менее — выраженная политическая позиция, причем поддержка оголтелого «ястреба».

Другой пример, рассказывает публицист Евгений Чуйко про SLAYER: «Штаб-квартира Всероссийского фан-клуба этой знаменитой западной рок-группы находится в Рязани. Лидер фан-движения — мой хороший товарищ Константин Сафронов. … Мой единомышленник пообщался с Керри Кингом, Томом Арайя, Гари Холдом и Полом Бостофом — музыкантами, которых он знает не первый год. Он рассказал им о своей поездке, о фильме [«Украина в огне 2014», который сняли Чуйко и Сафронов]. На одной из своих фотографий американские легенды рока написали: “Моим друзьям из Донбасса”. Отрадно, что не все жители США настроены антироссийски, что многие люди понимают истинное положение дел». Тоже никакой показушной аполитичности — чай, не интеллигенты какие.

Лидер группы «Парк Горького» (первая советская группа на телеканале MTV, в 1989 году попала в американский хит-парад Billboard–200, что уникально для советской музыки) Алексей Белов выпустил видеообращение в поддержку воюющих за Новороссию (удалено Youtube): «Западные СМИ пишут, что Россия воюет с Украиной, но это полная чушь. Я бы сказал, что на одной стороне воют люди, которые хотят жить по совести, а на другой — люди, которые это чувства давно ампутировали».

В Донбассе уже проходил концерт, причем «в СБУ заявили, что все актеры и музыканты, которые приезжают на оккупированные на Донбассе территории, объявлены в розыск»: «Бывший участник группы "Агата Кристи" Вадим Самойлов, фронтмен группы "7Б" Иван Демьян и объявленная в розыск СБУ певица Юлия Чичерина приехали на территорию оккупированного Луганска. Два дня … продлится рок-фестиваль "Солнце взойдет"».

Тема «рок-музыка и Новороссия» привела к созданию любительских клипов известных групп. К сожалению, неизвестно, насколько разделяют позицию монтажеров музыканты, но, например, «Ария» заявлена на «Нашествие» и не возмущается «милитаризацией рока». Вот два клипа, в этом посте я собрал еще несколько.

«Встань, страх преодолей!»:

«Машина смерти»:


Можно привести примеры более легкой музыки. Клип на песню Вари Стрижак «В бой идут ополченцы!»:

Да, она написана про Ленинград, что видно по клипу, но как актуальна сейчас: «…тем, кто не может даже представить землю родную в плену». Не зря в комментариях написал «Спасибо!!!» заместитель комбрига бригады «Призрак» Бирюков «Аркадич».

А вот — клип на песню Louna «Штурмуя небеса»:

Так что если говорить о культуре, то принадлежащие к ней делают ролики именно «за Россию и Донбасс», что указывает на гражданскую позицию. Ну вот не видел я самодельных клипов той же «Арии» вида «за Укропию».

Если отвлечься от темы конкретно Донбасса, то «за Россию и армию» пели даже такие панки, как «Красная плесень»: «Патриотическая песня» и «Русская Армия» (осторожно, ненормативная лексика).

Таким образом, нельзя сказать, что рок-музыканты «за» или «против» «милитаризации фестиваля»: дело, разумеется, в патриотической или же либеральной позиции соответственно. Поэтому-то «прогрессивная оппозиция» и приветствует фестивали режима «побухать, закинуться, оттянуться» и возмущаются «консервативностью» местного населения (которому еще и мусор после всего этого убирать). А нормальные рок-музыканты ничего не имеют против «милитаризации» — рок никогда не был пацифистским по сути! (Конечно, если поискать, то можно обнаружить даже «христианский blackmetal», но смешно же.) А как нормальные люди — также и за патриотизм.

При этом «военное нашествие» на «Нашествии» очень правильно направляет часть народа с вектора «просто побухать и потусить» на «ознакомиться с полезным и интересным».

Короче говоря, происходящее можно описать при помощи известного интернет-мема «...нормального человека …курильщика». Это плакаты, построенные на контрасте «норма» и «по обкурке», такого типа, например:

Фото: rusdemotivator.ru

Вот и музыкальные фестивали бывают нормальные, а бывают «для курильщиков». Прогрессивная оппозиция — за вторые.

А закончить музыкальную тему хочу клипом на «Туман» Сектора Газа — эта песня очень подходит к современной России, с момента написания и до сих пор:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров