аналитика
30 Мая 2015, 19:02


Культурные ценности: как не потерять свое

11 502 2
Культурные ценности: как не потерять свое Фото: reuters.com

29 мая министр культуры РФ снова поднял вопрос о существующем и желательном порядке ввоза и вывоза культурных ценностей. Пожелания вполне благие - с одной стороны, нужно сделать ввоз как можно проще, так как искусство и культура трансграничны. С другой стороны, не хотелось бы, чтобы достояние культуры оказывалось незащищенным при вывозе из страны.

В действующем варианте законодательства, которое писалось еще в 90-е годы, достаточно пробелов, касающихся обоих направлений: что в страну, что из страны. Культурная политика - очень тонкая материя, в которой бывает крайне сложно разграничить цивилизационную и коммерческую составляющую. Достаточно поинтересоваться действующим порядком перемещения культурных ценностей через таможенные границы РФ, чтобы задать первый вопрос: что такое культурные ценности?

Действующее положение вещей таково: “Под культурными ценностями следует понимать движимые предметы материального мира…” - а через несколько абзацев начинается перечень подобных предметов. Закон в настоящее время не дает определения культурным ценностям как объектам коммерческого интереса, то есть, таможенные службы руководствуются заключениями экспертов о культурной составляющей, пунктами перечня, не имея определения как такового. Предмет искусства, не попавший в поле зрения экспертов, не внесенный в перечень, становится таким же ценным, как старый передник тетушки Розы. Где гарантия, что на таможне уловят тонкую грань между ценностью и обыденностью, чтобы вовремя потребовать заключение экспертизы?

Условия для легализации незаконно полученного

Слова министра о том, что субъект, осуществляющий ввоз ценностей в страну, должен быть всячески обласкан, с точки зрения культурной, цивилизационной, понятны. Но у экспертов по правовой части немедленно возникает вопрос: не станет ли подобное отношение своего рода мостиком, который позволит быстро и просто вводить  в категорию культурных ценностей “предметы материального мира”, к ним не относящиеся? Обласкать субъекта просто: дать ему гарантии сохранности ввезенного, оценить, предоставить льготы. А как будет регулироваться ответственность самого субъекта после ввоза? Кто займется немедленной экспертизой ввозимого, если рейс с ценным грузом прибыл среди ночи? Где будет храниться уникум, если у коллекционера склады временного хранения вызывают однозначную негативную реакцию?

Как не потерять приобретенное - наследники есть всюду

Очень серьезные проблемы имеются и определении безопасности вывозимых ценностей. Известен нашумевший случай того, как уникальные картины Матисса, перевезенные на выставку в Париж из Третьяковки, Эрмитажа и Пушкинского музея вдруг оказались под угрозой невозвращения. Живущие за рубежом наследники Щукина, чья коллекция была национализирована в революционное время, заявили свои права на эти шедевры. В данном случае речь шла не только о художественной ценности: картины этой коллекции не имеют денежного эквивалента.

Музейным работникам удалось в течение буквально нескольких часов организовать обратный вывоз экспонатов выставки в Россию, хотя без визита в суд в Париже не обошлось. Операция на грани контрабанды - вот что получилось, несмотря на трансграничность культуры. Последний пример сложности определений - ситуация с золотом крымских музеев, так как трактовка принадлежности экспонатов крайне размыта. Можно по политическим мотивам отказаться возвращать в Крым, на российскую территорию то, что было вывезено с территории Украины. И теперь место временного хранения коллекции золота скифов может обрести статус постоянного.

Специалисты отмечают, что законодательство 1993-го года запретительное, но кто знает, насколько верным было бы либерализовать его, чтобы открыть настоящие “врата ада”: одно неверное определение в новой трактовке закона может стать широкой дверью на вывоз из страны или возможностью легализации незаконно полученных ценностей. Закон, во многом написанный под влиянием идеологии советского периода, плохо различает собственников. Государственный музей - вот что было основой для времен СССР. Однако, в наше время частная коллекция может иметь не меньшую ценность, но быть менее доступной для обозрения. Отсюда вопрос: если мы хотим, чтобы частные коллекции попадали на выставки в РФ, то должны предоставлять гарантии возврата, экспертную оценку при пересечении границ, создавать льготы для тех, кто предоставляет собственные ценности для открытой выставки.

Одна из редакций нового законодательства отменяет столетний порог для вывоза материальных предметов - то, что произведено до 1914 года, не может вывозиться из страны согласно действующему закону. Прозвучало предложение отменить этот порог - и немедленно вспомнился давно обсуждаемый вопрос: а как быть с нонкомформистами советского периода, чьи работы не попадают в столетний период, но имеют огромную ценность?

Пример такой потери - вывезенная в свое время еще из СССР коллекция белорусского художника Исачева. Картины его, имеющие миллионную стоимость на Западе, вывозились с отметкой “не имеет художественной и культурной ценности”.

Новое должно стать лучшим

В новом законодательстве хотелось бы увидеть проработанную систему экспертной оценки, систему хранения и учета ввоза и вывоза всего того, что не только представляет, но может потенциально стать культурной ценностью. Пути цивилизации историчны, но зачастую неисповедимы - сегодня невероятную ценность приобретают вещи, которые еще десять лет назад воспринимались в контексте не совсем понятного эпатажа…

Кстати, действующий предел ответственности, начинающийся с суммы в 65 тысяч рублей - тоже предмет опасный. Так можно дорого заплатить за ввезенную мелочь при ее утрате.

Отдельный разговор - необходимость создания единой базы данных, которая позволила бы таможенной службе немедленно идентифицировать предмет. Но введение такого положения в закон - огромные средства и необходимость интеграции с аналогичными базами данных.

Не менее важна строгая процедура, которая начинается с порядка определения принадлежности материального предмета к ценностям культурного характера.

Разработка поправок в закон 1993-го года должна вестись только на экспертном уровне. В данном случае любая самодеятельность исключается, так как неверное определение может стать причиной огромных финансовых, цивилизационных и репутационных потерь для страны. Одним только стремлением обласкать того, кто ввозит и запретить тому, кто вывозит, здесь явно не обойтись.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров