Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Боевые возможности кораблей, построенных в Татарстане

Новые корабли
корпорации "Ак Барс"

Поиск на сайте

1.1 От «русской угрозы» к антибольшевизму

Большая часть немецкого населения была убеждена, что Советский Союз является особым противником. Несмотря на все предубеждения, Франции никогда не было отказано в ранге великой европейской культурной нации. Иначе представлялся образ Советского Союза: по традиции, восходящей к глубине 19 века, сначала цар­ская империя, а позднее и Советский Союз, считались не просто опасными, но и чуж­дыми и неполноценными. Представление о том, что с великой империей на Востоке не может быть ничего общего, казалось, нашло свое подтверждение в большевист­ском перевороте и в установлении абсолютно неприемлемой общественно-полити­ческой системы. В случае войны такое отношение должно было привести к росту радикализма и ожесточенности мышления и действий.

Эта отчуждённость и отсталость царской империи превратилась в расхожую форму­лу об «азиатском» (или, по крайней мере, «полуазиатском») характере России. В представлении широких слоев населения отсталость России от Западной Европы казалась результатом примитивности народов царской империи и их неспособности к восприятию культуры. Вместе с тем и размеры империи, и ее мощь, и «жажда заво­еваний» внушали страх. Казаке кнутом был угрожающим образом, всегда легко вос­принимаемым в Германии.

В эпоху империализма в Германии к чувству угрозы прибавилось собственное захватническое вожделение. Прибалтийские губернии (с их небольшой немецкой прослойкой), а также Украина (с ее зерновым и сырьевым богатством) рассматрива­лись как потенциальные колонии. Первая мировая война способствовала крайнему обострению антирусского образа врага, несущего немецкому народу «азиатское варварство». В 1918г., когда Польша, прибалтийские губернии, Украина и Грузия находились под германским господством, показалось, что сбываются империали­стические мечты.

Поначалу русская революция 1917 г. была благожелательно воспринята немецким политическим руководством по военным и внешнеполитическим соображениям, но революция 1918/19 гг. в Германии изменила это отношение. Даже после ее пораже­ния опасность большевизма представлялась по-прежнему большой. «Большевист­ская мировая революция» переплелась с ужасами нашествия «азиатских орд» и страхом перед революционными массами в собственной стране.

Во времена Веймарской республики это идеологическое противостояние на прак­тике было релятивировано политическими договорами, развитием экономических отношений и взаимной военной помощью. Однако если не принимать во внимание идеализированные представления немецких коммунистов и восторги некоторых интеллектуалов, для большинства немецкого населения Советский Союз оставался врагом № 1, представляющим опасность государству и обществу, религии и культу­ре, семье и молодежи. Этот образ врага принуждал к принятию бескомпромиссного решения - «или-или».

Текст 1
Берлинская революционная листовка о предстоящем нападении русских, март 1848 г.

Непосредственно после мартовской револю­ции 1848 г. возникла обеспокоенность по поводу возможного вторжения русских для поддержки старых монархий, несмотря на то, что русская сторона не имела никаких наме­рений совершать нападение.

Русские уже здесь! Смерть русским! [...]

Помните ли вы со времен освободительных войн наших друзей? Спросите своих отцов, дядей, тетушек, бабушек и дедушек, как великолепно эти наши друзья умели воро­вать и грабить, мародерствовать и угонять. Помните ли вы ещё казаков на низких лоша­дях с высокими седлами, увешанных коте­лками, чайниками, сковородками, утварью из серебра и золота? Всюду, где они побыва­ли, они оставляли за собой разрушение, вонь и насекомых. И эти казаки, башкиры, кал­мыки, татары и т.д. десятками тысяч горят скотским желанием вновь разграбить Герма­нию и нашу едва рождённую свободу, нашу культуру, наше благосостояние, уничтожить, опустошить наши поля и кладовые, убить наших братьев, обесчестить наших матерей и сестёр и с помощью тайной полиции и кну­та уничтожить любой след свободы, чело­вечности и честности. [...]

Сокровища Германии приманивают русские орды, подстрекаемые религиозным фана­тизмом. Так называемые «офицеры-болтуны» из Петербурга проповедуют во всех частях солдатских орд якобы ниспосланный Господом «панславизм» (славянско-русское иго над другими народами) и провозглашают явление «батюшки» (императора), который поведет их на Германию во исполнение Божьей воли и для наказания врагов Божьих и порядка.

Текст 2
Заметки из дневника прибалтийского немецкого писателя Виктора Хена о стра­хе перед русской угрозой, 1867г.

Дневник Хена был издан в 1892 г. профессо­ром русской истории Теодором Шиманном в Берлине как предостережение немецкой общественности. Шиманн, который тоже был уроженцем прибалтийских губерний русской империи, являлся консультантом генерально­го штаба и императора Вильгельма II.

Казаки придут на своих лошадях с плетками и пиками и все затопчут. У них нет никаких потребностей, они мастера разрушений, ведь у них нет сердца, и они бесчувственны. И вместо убитых сотен тысяч придут другие сотни тысяч, ведь они как саранча. И опять может предстоять решающая битва при Халене, об исходе которой никто не знает. Всё это уже было. Монголы, пришедшие из глубины Востока, застряли в Силезии, славя­не запросто могут остановиться лишь у Атлантического океана. Пока их уничтожает только алкоголь, который в данных обстоя­тельствах может стать благодетелем для человечества.


1 Карикатура на тему русской угрозы, 1849 г. Немец Михель стоит на Рождественском базаре, перед ним св. Николай и грозящий кнутом его холоп Рупрехт; они символизируют царя Николая I и русскую орду. Кнут, цепи и сабля - символы русского гнета.


2 Казаки. Иллюстрация из журнала, 1864 г. Подавление русскими войсками восстания 1863/64 гг. хотя и получило одобрение прусского правительства, но громко критиковалось общественностью. Это дало повод закрепить распространенное мнение о жестоко­сти и зверстве русских.


3 Карикатура из сатирического журнала «Симплициссимус» от 18. 7. 1905 г. о характере русской революции 1905 г.

Текст 3
Политические требования генерала Фри­дриха фон Бернарди о завоевании рус­ских прибалтийских губерний, 1892 г.

Бернарди, который также был уроженцем прибалтийских губерний, анонимно издал эти требования в брошюре под названием «Videant cоnsules...»

Нам необходимо более обширное побережье с большим населением для дальнейшего расширения военного и торгового флота. Мы нуждаемся в Балтийском море, оно должно стать германским морем, чтобы создать прочную основу для нашей торговли. Только в борьбе с Россией мы можем достигнуть желаемого. Все обстоятельства подталкивают нас к неизбежному конфликту. В России так­же признают эти обстоятельства. [...]

Грядущая историческая эпоха пройдет под знаком борьбы германского духа с пансла­визмом. Русские являются нашими нацио­нальными врагами, о чём мы уже говорили выше. Они грубо подавляют все немецкое. Антирусская позиция не является следстви­ем сиюминутного политического положения. Напротив, сегодняшняя политическая ситуа­ция, как сказано выше, подводит нас непо­средственно к войне, которая станет необхо­димым выражением состояния, имеющего глубокие корни.

Если это так - а это без сомнения так, - то вся наша политика должна быть пронизана основной мыслью: рассчитаться и помирить­ся с Францией, чтобы бросить все силы наро­да на весы решения больших германских культурных задач в борьбе против России.

Текст 4
Национальные предрассудки: характери­стика русских в школьном учебнике кайзерского рейха, 1908 г.

Национальный характер русского народа определяется глубиной чувств и националь­ной гордостью. Русским присуща смена настроения от веселья до тоски. Велики их лукавство и вежливость. Неодолимая суро­вость природы сделала их неприхотливыми, терпеливыми и раболепными, однако им при­сущ и фатализм, который лишает их жизнен­ной активности, если исключить из общей массы великорусское казацкое племя. Долгая зима способствовала развитию ремесел и появлению мастеров высокого класса, раз­витию торговли и деловой сметки, но также привела их к пьянству и лени. Русские - это полуазиатские племена. Их дух не является самостоятельным, чувство спра­ведливости и реальности заменены слепой верой, им не хватает страсти к исследовани­ям. Раболепие, продажность и нечистоплот­ность - это чисто азиатские черты характера.

Текст 5
Национальные предрассудки: характери­стика русских в пропагандистском изда­нии времен первой мировой войны, 1916 г.

Известен ли вам национальный. характер русского народа ?

Мнения по поводу характера великороссов различны. С одной стороны, у великоросса имеется много положительных, трогатель­ных черт характера, за счет которых он рас­полагает к себе. С другой стороны, часты проявления жестокости и бессовестности, так что невозможно понять, как столь разные черты характера уживаются в одном индиви­дууме. В русском характере мы находим кон­траст между меланхолией, чисто славянским благодушием и жестокими кровожадными инстинктами азиатских кочевников. Чтобы понять это противоречие в русском характе­ре, необходимо обратиться к историческому развитию русских. Русский характер обу­словлен в своей основе влиянием татарского ига, деспотической формой правления в Рос­сии и, в первую очередь, крепостным пра­вом. Эти три момента в национальной жизни русских в течение веков оказали чрезвычай­но отрицательное влияние на их характер.

Текст 6
Национальные предрассудки: характери­стика русских в школьном учебнике Вей­марской республики, 1925 г.

Итак, несмотря на многочисленные много­вековые материальные и людские жертвы, несмотря на достойные восхищения, смелые дела сибирских и манджурских строителей железных дорог, России не удалось занять желаемое «место под солнцем». И так как она стремилась распространить свою мощь в основном за пределы своих границ и едва ли заботилась об укреплении экономических и социальных условий, то не выдержала и рухнула под тяжестью испытаний мировой войны.


4 Обложка журнала «Веселые страницы» («Лустиге Блеттер») от 2.12.1914 г., изображающая победу немцев над русскими войсками в Восточной Пруссии. Во многих боях (при Танненберге, у Мазурских озер) немецкие войска под командованием Гинденбурга нанесли русским сокрушительное поражение.

Русский дух как таковой, видимо, не приспособлен к творческой созидательной деятельности; почти всем, что создано Рос­сией во внешних и внутренних делах, она обязана немцам, состоявшим на русской службе, или прибалтийским немцам.

Текст 7
Отрывок из меморандума генерального директора дисконтного банка Саломон-зона о значении России как «колониаль­ной страны» с большими запасами сырья, 1918 г.

Россия, находясь, с одной стороны, в крайне истощённом состоянии и, с другой, имея неограниченные возможности промышлен­ного развития, способна удовлетворить потребности Германии в любом сырье. Она является колониальной страной у ворот Германии и на многие десятилетия может пол­ностью обеспечить небывалый расцвет на­шей промышленности и торговли. Открыть эту колониальную страну для Германии - главная заповедь сегодняшнего дня.


5 Немецкие войска в столице Грузии Тифлисе, август 1918 г.Летом немецкими войсками были заняты Прибалтика, большая часть Украины до Черного моря и Грузия на Кавказе.

Текст 8
Оценка большевистской угрозы, сделан­ная командующим немецкими войсками в Прибалтике генералом фон дер Гольтцем в феврале 1919 г.

Генерал Рюдигер фон дер Гольтц в 1918 г., в период финской гражданской войны внес большой вклад в победу буржуазно - консер­вативных сил над социалистическим против­ником.

Но немецкое правительство еще не попало в руки большевиков. Это произойдёт изнутри, если «прибалтов» - как нас называли не-мецкие большевики, - сомнут.


6 Русские военнопленные направляются в тыл, сентябрь 1916 г. Большое число русских военнопленных, захваченных в победных боях на востоке в период с 1914 по 1918 гг. содержалось, несмотря на трудное положение с продовольствием в Германии, в точном соответствии с положениями Международного права. Пропагандистская шумиха в это время уже не влияла на обращение с военнопленными.

Мы были последним форпостом рейха против Востока. Так как я был знаком с большевизмом по Финляндии, то задача защиты восточных провинций представлялась мне сродни борь­бе участников монгольской битвы при Лигнице, которые спасли Европу от азиатского нашествия.

Текст 9
Описание боев в Прибалтике в 1919 г. быв­шим бойцом добровольческого корпуса Эрнстом фон Саломоном, сделанное в 1930 г.

Саломон участвовал в 1922 г. в подготовке убийства министра иностранных дел Ратенау. В последние годы Веймарской респу­блики были выпущены многочисленные кни­ги воспоминаний о большевистских ужасах гражданской войны и борьбе против советского господства. Особенно популярны были романы Э. Э. Двингерса. Эти книги неодно­кратно переиздавались в 1933 - 1945 гг.



7 Карта территорий, занятых Германией и Австрией, и запланированное изменение государственных границ в соответствии с Брест-Литовским мирным договором в январе 1918 г.

Мы совершили последний бросок. Да, мы еще раз поднялись и пошли широкой цепью. Мы подняли из укрытий всех до последнего и двинулись в лес. Мы бежали по заснежен­ным полям и ворвались в лес. Мы поливали огнем застигнутые врасплох кучки, били и гнали их, стреляли и охотились. Мы гнали латышей, как зайцев по полю, факелом под­жигали каждый дом, взрывали в пыль каж­дый мост и валили каждый телеграфный столб. Трупы мы сбрасывали в колодцы, а сверху бросали на них гранаты. Мы убивали все, что попадало нам в руки, и поджигали все, что могло гореть. Там, где мы свирепст­вовали, под нами стонала земля. Там, где мы наступали, от домов оставались зола и пепел, да обугленные балки, словно огром­ные нарывы на голых полях. Дымовая завеса следовала за нами. Мы устроили костёр, в котором горело нечто большее, нежели мёртвый материал, в нём горели наши надежды, наши мечтания, горели граждан­ские права, законность и ценности цивилизо­ванного мира, горело всё, что ещё представ­лялось ценным, во что мы верили, все идеи нашего исчезнувшего времени, всё, что мы как пыльный хлам таскали с собой.


8 Угроза большевизма: призыв «Помощь Востоку» («Остхильфе»), выдвинутый правительствами рейха и Пруссии, весна 1919 г.

Текст 10
Очерки ученого Эмиля Гумбеля о России, 1927 г.

Статистик Эмиль Гумбель был известен в Веймарской республике критикой правого террора, который, как известно, поддержи­вался юрисдикцией. Зимой 1925/26 гг. он побывал в Москве с научной целью и затем опубликовал свои впечатления в вышедшей в 1927 г. книге «О современной России».

Трудна роль путешественника в России. По сути современный европеец знает о России так же мало, как, скажем, о Центральной Африке, однако многие из тех, кто хоть ско­лько-нибудь интересуется политикой, счита­ют, что очень хорошо ориентируются в этом вопросе. Причем существует не одно, а два диаметрально противоположных мнения. Одним дантовский ад кажется детским садом по сравнению с современной Россией. От страны несёт трупным запахом, власти, одержимые такими же инстинктами, как у великих тиранов Калигулы и Нерона, купаются в крови. Кучка чуждых народу узурпато­ров еврейского происхождения правит с помощью безграничного террора. Результа­том созданной жутким правлением дезорга­низации явился голод. Широким массам народа не оставалось ничего иного, как позволить тиранам эксплуатировать себя страшнее, чем когда-либо, и надеяться на то, что западно-европейская культура когда-нибудь освободит их с помощью вооружен­ной интервенции. Эта точка зрения под­тверждается свидетельствами тех, кого ограбил сегодняшний режим, лишив их мате­риальных и духовных ценностей, и они вынуждены были бежать от него. Их криком полна европейская печать. Мнение тех, кто причисляет себя к представителям прогрес­сивного направления, также не свободно от искаженных представлений, согласно кото­рым пролетарская революция в России осво­бодила все духовные и производительные силы, бездействовавшие при капитализме. Поэтому Россия является самой прогрессив­ной страной, в технике она покрывает все, чего достигла Европа, в гигиене и социальном устройстве она превосходит всю старую капиталистическую культуру Это царство пролетарской свободы, равенства и брат­ства.


9 Угроза большевизма в изображении «Вельт-эхо» от 7. 3.1919 г.

Таково мнение тех, кто считает себя революционерами. Оно находит подтверж­дение в прессе, которая сообщает о передо­вых достижениях русской интеллигенции в науке и технике. Восторженные делегации иностранцев, не понимающих русского язы­ка, которым все это демонстрируют, еже­дневно подкрепляют такую информацию. Этим двум абсолютно застывшим догмати­ческим и предвзятым мнениям, которые нельзя не учитывать, занимаясь Россией, чрезвычайно трудно противопоставить взве­шенное и бесстрастное представление, так как, пытаясь дать совершенно объективную оценку, т.е. абстрагируясь от собственных со­циальных установок, никто не может отре­шиться от этой страны, которая будит в нас столько чувств.


10 Брошюра, выпущенная католической церковью в 1930 г., дает оценку Советскому Союзу. Надпись на ленте внизу: «Создатели и правители совре­менной России». Надписи на портретах: в центре - Сталин, под ним Зиновьев-Апфельбаум; по кругу слева направо: Ленин-Ульянов, Троцкий-Брон­штейн, Моисей Урицкий, Адольф Иоффе, Бела Кун, Каменев-Розенфельд, Юровский - убийца царя, Иох. Аксельрод, Макс Левин.

Текст 11
Характеристика большевизма с точки зрения «германского» права: Мантойффель-Катцданген, 1926 г.

Барон фон Мантойффель в свое время эми­грировал из Латвии и оказал впоследствии сильное влияние на представление Гитлера и НСДАП о России.

Еврейский комиссар безраздельно управля­ет в своем районе жизнью и смертью, как когда-то татарский хан. Ленин сам был тата­рином и во многом напоминал великих мон­гольских завоевателей, таких как Чингис-хан или Тамерлан. [...]

Большевики уничтожают памятники культу­ры, музеи, архивы, литературные произведе­ния всех видов. В них живет ненависть к нашей западно-европейской арийско-германской культуре, что отразилось в физиче­ском истреблении образованного слоя рус­ского общества. [...]

Под этим углом зрения весь большевизм представляется новым монгольским наше­ствием, возвращением к монгольским набе­гам, которые однажды уже потрясли арий­скую расу и арийско-германскую культуру, угрожая полным уничтожением. [...]

Но германский народ собственными силами справился с монгольской опасностью. Де­лать ставку на силу германского народа мы должны и сегодня. В его руках - исход этой борьбы, его собственная судьба и судьба Европы, судьба арийской расы и всей культу­ры, и если враг разобьет нас, то остальные народы Европы не смогут противостоять ему Если мы победим, то после этого начнется неизбежное продвижение на восток, жизнен­но важное для немцев.

Вперед
Оглавление
Назад


Главное за неделю