аналитика
9 Августа 2016, 10:58


ОПЕК хватается за последнюю возможность остаться в игре

29 189 0
ОПЕК хватается за последнюю возможность остаться в игре Фото: Politrussia.com

Контроль за ценами на чёрное золото был и остается одной из главных целей любой нефтедобывающей страны. Причем в этой сфере никогда не было единодушия: каждая из заинтересованных сторон вела свою ценовую политику, которая по факту делала неэффективными любые формы кооперации. Однако катастрофическое снижение цен на нефть в 2014-2016 годах, поставив некоторые страны на грань выживания, одновременно подтолкнуло большую часть игроков рынка к поиску компромисса. Таковыми были все потуги договориться о заморозке уровня добычи внутри ОПЕК, а также привлечь другие нефтедобывающие страны.

Все эти попытки оказались в итоге безрезультатны, но прецедент был создан. Теперь идея введения групповых ограничений витает в воздухе, и к ней периодически возвращается та или иная страна или группа стран. И судя по последним новостям, некоторые члены ОПЕК в начале августа вновь решили возродить идею ограничения добычи нефти, договорившись о проведении внеплановой встречи.

Или по крайней мере использовать ее для локального всплеска цен.

Что изменилось на нефтяном рынке и есть ли вероятность того, что в этот раз идея заморозки все же будет поддержана и реализована?

Фундаментальные причины падения цен на энергоносители большинство экспертов видит в уменьшении спроса на нефть, что в первую очередь связанно со сложной ситуацией в экономике Китая, но самое главное – в существенном перенасыщении рынка, когда даже уменьшение мировой потребности в черном золоте не смутило нефтедобывающие страны, начавшие наращивать предложение. Последний фактор включает в себя демпинговую продажу нефти Саудовской Аравией, снятие санкций с Ирана, после чего тот также нарастил и наращивает добычу, наконец – рекордные показатели нефтедобычи России и поступление на рынок первой сланцевой нефти из США.

Блеск и нищета ОПЕК

На фоне нестабильности нефтяного рынка страны ОПЕК решительно попытались устранить имеющиеся дисбалансы на рынке с помощью наиболее разумного в данной ситуации инструмента – заморозки уровня добычи. Попыток найти компромисс между всеми заинтересованными сторонами было целых две: на саммите в Дохе 17 апреля 2016 года – с участием стран, не входящих в картель, – и 2 июня 2016 года в Вене на встрече министров членов организации.

Обе они обернулись громким провалом: страны-экспортеры просто-напросто не смогли договориться, причем соглашение сорвалось буквально в последний момент.

Главным препятствием стала позиция Саудовской Аравии, которая, хоть и была одним из инициаторов соглашения о заморозке, все же продолжала подчеркивать, что ее стратегия на рынке приносит ей определенные плоды. В итоге в последнюю минуту принц Мухаммед бен Салман отказался поставить свою подпись под договором, аргументируя свое решение тем, что на встрече не присутствовали представители Ирана.

Стоит отметить, что и позиция Исламской республики стала определенным камнем преткновения: заключение договора о заморозке добычи на уровне января 2016 года для этой страны было неприемлемым, поскольку только в этом месяце со страны были сняты санкции и она начала увеличивать объемы добываемой нефти. Иранская сторона отмечала, что приемлемым для нее был бы уровень добычи в объеме 4 – 4,2 млн баррелей в сутки, по достижении которого она готова присоединиться к соглашению.

Эксперты уже после первой встречи в Дохе заговорили о несостоятельности ОПЕК как организации, способной принимать скоординированные решения. Показательным в данном ключе является тот факт, что принятое в 2011 году соглашение об установлении максимума добычи для всего картеля в 30 миллионов баррелей в сутки давно не соблюдается. На сегодняшний момент страны-участницы выкачивают за 24 часа 32,77 миллиона баррелей.

Кроме того, к июню 2016 года ситуацию в ОПЕК осложняло и то, что ее члены на протяжении нескольких лет не могли согласовать кандидатуру нового генсека организации, что, безусловно, только увеличивало давление на нее.

Именно с этой точки зрения июньскую встречу министров стран картеля можно считать не такой уж бесполезной и даже договороспособной: вопреки скептикам новый генсек все же был назначен, им стал Мухаммед Баркиндо — представитель Нигерии.

Хоть какое-то позитивное изменение в организации оставляло надежду на компромисс.

Сценарии будущего

Ближайшие переговоры стран ОПЕК состоятся в конце сентября 2016 года на Международном энергетическом саммите в Алжире. Инициаторами данной встречи выступили Кувейт, Эквадор и Венесуэла  - собственно, те страны, по которым падение нефтяных цен ударило больнее всего.

Уже сейчас можно быть уверенным, что к этому моменту будет практически устранено одно из главных препятствий к достижению соглашения о заморозке.

Последний статистический отчет организации за июль свидетельствует, что Иран вплотную приблизился к вожделенной отметке в 4 миллиона баррелей в сутки – сейчас он добывает 3,64 миллиона баррелей. Темпы, которыми Исламская республика наращивает этот показатель, позволяют спрогнозировать, что в сентябре он может составить уже 3,8 – 3,9 миллиона баррелей – хотя и этого может оказаться недостаточным для того, чтобы иранская сторона присоединилась к соглашению.

Фото: OPEC.com

Однако вероятность этого будет уже достаточно велика на следующей встрече – саммите ОПЕК в Вене, который состоится 30 ноября. Россия, которая раньше настаивала на достижении предварительной договоренности внутри организации, свое участие во встрече не исключила.

Остальные же факторы, которые подталкивают страны-нефтеэкспортеры к соглашению, даже к концу года останутся в силе: отрасль испытывает катастрофическую нехватку инвестиций для собственного воспроизводства, которая началась после падения цен на нефть; Саудовская Аравия, несмотря на видимую бравурность, к тому времени окажется еще более сговорчивой из-за нарастающих проблем в экономике, которые присущи также и другим членам организации.

В то же время к концу года сама необходимость в заморозке нефти может оказаться излишней: данная мера, как отмечал министр энергетики России Александр Новак, была необходима для того, чтобы рынок смог сбалансироваться на два-три месяца раньше, чем это могло произойти без вмешательства. Однако последние прогнозы показывают, что равновесие между спросом и предложением может быть достигнуто уже в конце 2016 – начале 2017 года, и чем дальше страны ОПЕК будут затягивать, тем меньше будет сама необходимость в договоренности.

Но при этом нельзя не упомянуть и о рисках. Даже при скорой стабилизации ситуации, отсутствие договоренности в рамках ОПЕК может стать лишним козырем в руках спекулянтов, которые, безусловно, воспользуются возможностью и начнут свою игру на понижение. В самых катастрофических масштабах это может грозить России и другим странам потерей возможности хоть сколько-то значимо влиять на ценообразование.

Нашей же стране жизненно важно повысить цену на нефть до 50 долларов за баррель и удерживать её в этом коридоре в течение длительного промежутка времени. Такой сценарий, по словам министра энергетики Александра Новака, устроил бы всех.

Именно благодаря этой грозящей опасности многие эксперты приходят к выводу, что рано или поздно может быть объявлено о формировании новой структуры ОПЕК с участием России и других стран, которые ранее не входили в организацию.

Грядет новый картель вместе с Россией?

Существует вероятность, что странное поведение Саудовской Аравии объясняется желанием дискредитировать прежнюю ОПЕК и создать новую структуру.

Россия и Саудовская Аравия на сегодняшний момент добывают порядка 21 миллиона баррелей в сутки (каждая страна примерно по 10,5 миллионов баррелей). Напомним, что все страны ОПЕК (куда Россия пока не входит) добывают за день 32,77 миллиона баррелей. Подобные цифры показывают, что обе страны, объединившись в единый союз, могли бы в перспективе довольно серьезно влиять на нефтяной рынок.

Первые очертания будущего картеля уже обозначились. В феврале 2016 года именно Россия и Саудовская Аравия вместе с Катаром и Венесуэлой договаривались заморозить добычу нефти на уровне января 2016 года. Тогда же ряд стран, входящих и не входящих в ОПЕК, поддержали данное соглашение. Нетрудно заметить, что февральские переговоры были некой «пробой пера», поскольку стороны в итоге не подписали никакого юридически обязывающего документа

Однако перспектива подобной картели остается под вопросом по многим причинам как экономического (в первую очередь они относятся к возможности взаимовыгодного сотрудничества), так и неэкономического характера – уж очень велики противоречия между сторонами в понимании ситуации на Ближнем Востоке в целом и в Сирии в частности. Только с их устранением можно будет говорить о каком-либо значимом нефтяном союзе.

Пока же непонятно, что победит: здравый смысл или непомерные амбиции саудитов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров