К вопросу национализации интернета: подвижки есть
О том, что глобальный интернет — это хорошо и замечательно, знает каждый доморощенный либерал. При этом любая попытка ограничить глобальность интернета, подчинить западные IT-гиганты российскому законодательству воспринимаются в штыки как покушение государства на самое святое.
Среди поколения так называемых digital natives распространено мнение, что Америка — лидер всего передового человечества, так как именно там были созданы Google, Facebook и Uber. И каждый из них абсолютно точно знает, что Россия должна непременно догнать и перегнать Америку в области IT, для чего государству нужно начать вливать в отрасль колоссальные деньги, строить демократию и легализовать гей-браки.
Стремление поиграть в IT-проекты — не является уникальной чертой России. Так или иначе, в целом ряде стран предпринимались попытки построить собственные Facebook или Google. Суровая же реальность такова, что этого не получилось практически ни в одной стране мира. Так, государств, обладающих своими поисковыми сервисами, сегодня в мире меньше, чем государств, создавших свое ядерное оружие. Хотя трудно себе представить, что сделать сайт, где можно ставить лайки и постить селфи, сложнее чем, создать атомную бомбу или запустить ракету в дальний космос.
Относительно свежий пример того, как деньги налогоплательщиков, вложенные в развитие IT, вылетают в трубу, демонстрирует нам Германия. В 2007 году в этой стране была создана компания Rocket Internet, которая должна была обеспечить прорыв немецких интернет компаний на глобальный рынок. При массированной финансовой поддержке государства был создан целый ряд модных стартапов. Только один из них — Zalando, получил при этом прямых государственных субсидий в размере 42 миллиона евро. И каков результат?
Увы, но из Rocket Internet не вышло новой силиконовой долины. Пока компания приносит одни убытки, а ее капитал снизился на 700 миллионов евро всего за полгода. Не помогают ни деньги налогоплательщиков, ни налоговые льготы, ни регулярные похлопывания по плечу от Ангелы Меркель. В результате, несмотря на демократию, свободу слова, и вложенные деньги, не выходит за пределами солнечной Калифорнии кузница многомиллиардных стартапов.
Может, секрет успеха в чем-то другом?
Некоторые, не особо вдумчивые люди верят, что секрет американских интернет-компаний в том, что это очень эффективные бизнесы, приносящие своим инвесторам большие прибыли и генерирующие крупные денежные потоки. Реальность же на самом деле такова, что многие из известных глобальных интернет-компаний работают в убыток, некоторые из них не имеют планов по монетизации, то есть вообще не знают о том, как они собираются зарабатывать. При этом их капитализация увеличивается.
Вот что
Facebook или Twitter так дороги не потому, что они приносят много денег, а потому, что теоретически в будущем могут еще сильнее расшириться и «захватить» весь мир. Это плата за мечту. Гарантией успеха тут является доступ через интернет к глобальному рынку.
Элементарная логика подсказывает нам, что
продолжение банкета возможно только в том случае, если рынки будут расширяться
до бесконечности (что противоречит законам экономики и математики), а контролирующие
органы США и дальше будут дружески пожимать плечами, видя, как
калифорнийские интернет-компании ставят себе на баланс «будущие»
астрономические прибыли и самостоятельно созданную «интеллектуальную
собственность». Подобная
Очень любопытен еще и тот факт, что, несмотря на веру поклонников new economy в глобальность интернета, в мире происходят совершенно обратные процессы. Интернет перестает быть глобальным ресурсом и становится национальным.
За примерами далеко ходить не надо. Сегодня не
только Китай или Северная Корея, но и страны Евросоюза прикладывают огромные
усилия, фискальные в том числе, чтобы подчинить деятельность американских
ИТ-компаний на своей территории национальному законодательству. Европейцы
недовольны тем, что через серверы Facebook и Google американские спецслужбы
ведут слежку за пользователями без их согласия, и хотели бы сами копаться в грязном
белье своих сограждан. Для реализации этой нехитрой возможности ЕС требует
переноса серверов интернет-гигантов на собственную территорию и
Второй интересной стороной глобального интернета, профит от которого получают лишь некоторые избранные страны, является фактическая ликвидация государственного налогового суверенитета. Здесь наиболее показателен пример компании Uber, деятельность которой уже ограничили в Германии и Франции.
Если раньше, в эпоху до интернета, деятельность таксопарков регулировалась местными законами и каждый таксист покупал лицензию на осуществление деятельности у муниципалитета и платил налоги и страховки с каждого заработанного цента, то после начала работы сервисов вроде Uber эти налоговые поступления исчезли. Ведь сделка через Uber может быть заключена где угодно, там, где расположен сервер компании. В результате налоговые потоки перенаправляются в офшоры, где сидит основная масса интернет-гигантов, а местным бюджетам не достается ничего.
Даже западноевропейские сателлиты США
оказались не готовы пожертвовать собственным налоговым суверенитетом ради
обеспечения роста капитализации американских интернет-компаний. Французы при
этом не только банят у себя Uber, но и блокируют рекламу в Google,
Не стесняются бороться за соблюдение своих
законов в интернете и наши заокеанские партнеры — американцы. Американские
прокуроры сажают на весьма существенные сроки тех, кто портит гешефт, что
наглядно демонстрируют уголовные дела против сторонников «свободного
интернета». Так основатель компании Silk Road — Росс Ульбрихт уже
Американская юстиция не оставляет
То есть, во всем «цивилизованном» мире уже сложилось понимание того, что доступ на рынок — привилегия, которую надо заслужить. Россия, как мне кажется, не должна оставаться от этих модных тенденций в стороне, продолжая поддерживать иллюзию об интернете как глобальном ресурсе свободного обмена информацией.
Я ни в коем случае не призываю к тому, чтобы
уже завтра отключить Россию от глобальной сети, но время поиска здравого компромисса
между свободным доступом к информации и защитой национальных интересов давно
пришло. Ситуация, когда Россия и прочие развивающие экономики открывают свои
рынки американским интернет-гигантам, не получая при этом никаких налогов и
обеспечивая рост американского фондового рынка, кажется не совсем логичной.
Особенно в той ситуации, когда некоторые из этих компаний отказываются от
сотрудничества с российскими правоохранительными органами, а иногда просто
Шаги, которые необходимо сделать в этом направлении, очевидны. Необходимо, во-первых, подчинить IT-гиганты российской юрисдикции, а во-вторых, заставить перенести в РФ центры прибыли от получаемых на территории России доходов. Страны ЕС сами демонстрируют нам пример того, как надо действовать.
Пока же либералами в правительстве
саботируются даже
Хотя инициативы взять под контроль
деятельность американских IT-гигантов в России возникают с 2013 года, кажется,
в этом вопросе наконец-то наметились позитивные изменения. Недавно этот вопрос
Россия входит в десятку крупнейших экономик мира и вполне способна требовать определенных уступок от тех, кто хочет зарабатывать в нашей стране. Поэтому завывания о том, что Россия беспомощна перед мощью Google и Facebook, а рынок ее незначителен, можно просто пропускать мимо ушей. Более того: я абсолютно уверен, что к тренду национализации интернета охотно присоединятся страны БРИКС — а это сегодня треть мирового ВВП.
Если кто-то не хочет работать в России по российским законам — не беда, сделаем свой Uber, Google или Facebook. Никакой передовой и уникальной технологии в этом нет. Это не ракету на луну запустить. Просто сайт, при этом довольно глючный.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter