Отчет МВФ: маленькая ложь рождает большое недоверие
Если экономические выкладки направлены на обоснование пусть и незначительных, но все же позитивных прогнозов, то выводы, сделанные экспертами МВФ в отношении политических рисков оказались неутешительны как для региона в целом, так и для России в частности. Россия вместе с Боснией и Герцеговиной, Турцией, Белоруссией, Украиной и Молдовой оказалась среди аутсайдеров. Остальные представители Восточной Европы и Балкан выглядят в глазах авторов отчета политически более устойчивыми, что положительно сказалось на прогнозах их экономического состояния на ближайшее будущее.

Появление этого раздела в обзоре МВФ и оценка политических рисков России моментально вызвали серьезный резонанс в российских СМИ. Но, похоже, суть происшедшего не в этом. МВФ в очередной раз продемонстрировал собственную ангажированность и не смог или, скорее, не захотел объективно оценить ситуацию в России. Логика подобных действий достаточно проста. Буря в российских СМИ уляжется, а вот отчет МВФ минимум полгода будет ориентиром для экономистов и политиков по всему миру. А значит при планировании своих взаимоотношений с Восточной Европой и Россией они будут использовать именно эти оценки столь авторитетной организации. Если добавить к этому негативные рейтинги компаний S&P, Fitch и Moody's и непрекращающиеся апокалиптические прогнозы западных политиков, разного рода экспертов и журналистов, то картина вырисовывается довольно печальная.
Но вернемся к отчету МВФ. Давайте повнимательнее взглянем на представленную Фондом информацию. Может быть, реакция российских СМИ чрезмерна и упреки в адрес авторов не имеют под собой реальной основы?
Итак,
Каков же критерий оценки? Дабы не быть обвиненными в голословности, читаем первоисточник: риск политической стабильности оценивает «спектр политических факторов, относящихся к политической стабильности и эффективности, которые могли бы повлиять на способность и/или обязанность страны обслуживать свои долговые обязательства и/или могут вызвать нестабильность на валютном рынке». Таким образом, четко очерчен круг экономических последствий политической нестабильности. Рассмотрим эти составляющие:
Обслуживание долговых обязательств. Действительно, под воздействием падающих нефтяных цен в 2015 году наблюдалось резкое снижение курса национальной валюты. Однако, даже без учета нынешнего постепенного роста цен на нефть, который мог и не рассматриваться авторами в качестве устойчивого долгосрочного тренда, возможное падение цен на углеводороды уже не будет столь катастрофично для российской валюты. Кроме того, действия Центробанка, перешедшего к плавающему курсу, также исключают вероятность масштабной одномоментной девальвации рубля.
-
Колебания на валютном рынке. Таким образом, столь явной основы пессимизма авторов отчета не просматривается. Да и они сами оставили себе некоторую лазейку, указав, что в таких странах как Сербия, Албания, Болгария, Латвия, Румыния и Россия наблюдается некоторое снижение рисков. Правда, в отношении России, судя по всему, этого не хватило для того, чтобы она покинула зону повышенного риска. Так как эксперты МВФ не преминули упомянуть о снижении суверенных рейтингов стран региона, становится понятно, что на итоговом результате явно сказалось влияние рейтинговых агентств, в чьих достаточно политизированных подходах сомневается не только Россия.
Так как в разделе, как и в отчете в целом, анализируется целый ряд стран, посмотрим, как оцениваются соседи России по региону. Эксперты Фонда уделили особое внимание ухудшению ситуации в двух странах — Молдове и Македонии и фактически независимом Косово. И если с Молдовой все более-менее ясно и она уверенно сохраняет свое положение в красном секторе, то вот с балканскими странами все гораздо интереснее. Несмотря на серьезные политические потрясения (политический кризис в Косово длится уже полгода, а в Македонии — полтора), политические риски этих стран оказались все же ниже, чем у России или, например, Белоруссии. Даже не рассматривая Россию, в отношении которой действуют западные санкции, трудно согласиться, что по сравнению с непризнанным, во многом контролируемом иностранным военным контингентом, страдающем от преступности и коррупции Косово политические риски меньше, чем в Белоруссии (помещена в красную зону), одной из наиболее стабильных в политическом плане республик бывшего СССР, чье руководство как раз в последнее время довольно успешно налаживает отношения с критиковавшим ее Западом. Или мы что-то не знаем про Белоруссию?
С учетом
этих явных расхождений к МВФ возникает
резонный вопрос об обоснованности столь
спорной оценки. Но представители Фонда
поступили в лучших традициях опытных
политических игроков, заявив, что
указанные оценки не являются продуктом
их творчества, а заимствованы у
авторитетного издания “The
Economist”,
аналитическая служба
которого “Economist
Intelligence Unit’s”
(EIU) и провела
“Economist Intelligence Unit”, на данные которого ссылается МВФ, широко известен своими исследованиями и рейтингами. Однако, эта сфера столь сложна, что трудно удержаться и сохранить непредвзятость в своих исследованиях. Кроме того, издатели, журналисты и люди, занимающиеся статистикой, все-таки делают свою работу не только из альтруистических побуждений. Они прежде всего зарабатывают деньги, а потому не могут не учитывать ситуацию вокруг них. Именно это и находит отражение в разного рода рейтингах, обзорах и исследованиях.
Возьмем
к примеру, еще один рейтинг главных
глобальных угроз, которые, по мнению
того же “The
Economist”, стоят перед
человечеством в ближайшей перспективе.
Но
не прошло и двух месяцев как в новом
майском перечне российская угроза
Читателям,
особенно англоязычным, куда интереснее
следить за предвыборной кампанией в
США. А потому в отличие от России Дональд
Трамп уверенно сохраняет свое место
среди главных угроз миру. Предвыборные
популистские высказывания кандидата
Трампа, которые по большому счету ни к
чему не обязывают, воспринимаются
серьезнее, чем, например, антироссийские
и антикитайские высказывания Клинтон,
политическую характеристику которой,
кстати, можно составить по ее реальным
делам в администрации президента США.
Но она в рейтинг тоже не попала. Конечно,
женщина, восторженно комментирующая
видеозапись жестокой расправы толпы
над лидером Ливии, куда привлекательнее
и главное безопаснее для мира чем
человек,
Возвращаясь к обзору МВФ, стоит отметить, что еще до злосчастного пункта 1.3 авторы затрагивают вопрос политической стабильности. И тут, когда никаких ссылок на сторонние данные нет, все выглядит несколько по-иному. Политическая нестабильность, рост поддержки избирателями популистских партий, провоцирующих антиправительственные настроения, риск политической нестабильности в ходе будущих выборов и, наконец, рост евроскептицизма и противодействие интеграционным процессам в экономике ЕС не очень вяжутся с внутриполитическими реалиями России. Наоборот, по этим показателям Россия должна была уверено войти в лидеры политической стабильности региона.
Не будем касаться экономических расчетов, приведенных в отчете. Это тема для отдельного разговора, хотя даже беглого взгляда достаточно, чтобы возникли определенные вопросы. Ну, например, среди стран СНГ (Россия, Украина, Молдова и Белоруссия) экономические показатели Украины выглядят, пожалуй, слабее всех, но при этом уже в 2016 году МВФ предсказывает значительный рост ВВП страны. Если считать, что сверхпозитивные оценки перспектив украинской экономики на фоне порой двузначных отрицательных показателей последних двух лет, объективны, а не являются оправданием шоковых мер, навязанных Фондом, то к концу года стоит ждать триумфального возвращения Арсения Яценюка в качестве отца украинского экономического чуда.
В любом случае, приходится констатировать, что объективность отчетов МВФ оставляет желать лучшего. Сомнения в беспристрастности экспертов фонда в очередной раз дают повод задуматься над целями организации, декларирующей заинтересованность в экономическом процветании всех стран, не взирая на их политические отношения со странами Запада, в совокупности обладающими наибольшим количеством голосов в Совете управляющих Фонда.
Конечно, можно списать все это на невнимательность конкретного эксперта, на разницу в подходах в оценке тех или иных процессов, но, как говорил герой небезызвестного советского фильма, «маленькая ложь рождает большое недоверие». А устранить это недоверие можно будет лишь тогда, когда будет создана структура, неподконтрольная западному политическому мнению. Необходима конкуренция как в оценках экономической эффективности государств, так и подходах к экономической и политической моделям развития. Ведь именно этого требует западная экономическая теория, олицетворением которой и является МВФ.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter