аналитика
22 Сентября 2016, 13:55


Великобритания игнорирует санкции ради сотрудничества с «Росатомом»

1 413 0
Великобритания игнорирует санкции ради сотрудничества с «Росатомом»  Фото: Reuters.com

Лондон и Москва в последнее время активизировали обсуждение возможности появления «Росатома» на британском рынке возведения атомных электростанций. Политика политикой, а британская энергетика переживает далеко не лучшие времена. При этом российский атомный гигант явно не собирается бросаться на британские проекты сломя голову. Он готов начать сотрудничество в том случае, если Лондон сможет его заинтересовать, в том числе финансово.

Об этом со ссылкой на первого заместителя генерального директора «Росатома» по международному бизнесу сообщает РИА «Новости».

«Британский рынок выглядит очень привлекательным. "Росатом" мог бы быть заинтересован в том, чтобы выступить в качестве поставщика технологий для (возможных) проектов, если правительство Великобритании будет готово предоставить хорошие условия».
Кирилл Комаров

В свое время Великобритания была одним из флагманов мировой атомной энергетики. Комплекс для производства оружейного плутония был построен там в 1950 году. А уже в 1956 (через два года после запуска первой в мире Обнинской АЭС) своя атомная электростанция начала работать и в Соединенном Королевстве.

Шесть лет спустя Британия запустила еще две АЭС, а с 1956 по 1988 годы в стране было построено в общей сложности 12 атомных электростанций. Если брать абсолютные показатели, то Великобритания занимала третье место в мире и первое в Западной Европе по распространению атомной энергетики.

Кроме того, весьма динамично развивались в Королевстве и сами атомные технологии. Именно британские специалисты соорудили первый в Японии промышленный реактор «Токай-1».

Однако через некоторое время в развитии атомной энергетики Великобритании произошел «поворот не туда». Сегодня АЭС в этой стране дают всего 12% от общего объема электричества, а на долю тепловой энергетики приходится 86%. Для сравнения, во Франции атомные станции покрывают потребность страны в электроэнергии на 76%.

Что же произошло с энергетикой Туманного Альбиона?

В определенный момент она просто пошла по пути наименьшего сопротивления и сделала ставку на ТЭС. Во-первых, в стране разрабатывается три огромных бассейна каменного угля с общими запасами в 190 миллиардов тонн. Во-вторых, в 1960-е годы на шельфе Северного моря были открыты крупные месторождения нефти и газа, которые активно разрабатывались как для внутренних нужд, так и на экспорт.

Но тепловые электростанции оказались в конце концов не самым лучшим вариантом. Во-первых, они наносят больший экологический ущерб, поскольку выделяют парниковые газы и огромное количество твердых токсичных частиц. Из 30 самых грязных ТЭС Евросоюза девять находятся именно в Британии.

Во-вторых, месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря, принадлежащие британцам, тоже исчерпаемы, и если их эксплуатировать так нещадно, как сегодня, скоро от них ничего не останется.

В-третьих, экономическая рентабельность британских ТЭС, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Однако быстрого решения у британской энергетической проблемы просто нет. У Соединенного Королевства осталось всего восемь станций и 16 энергоблоков, значительная часть из которых морально устарела. Своих специалистов и технологий строительства современных АЭС у Великобритании уже просто нет. Поэтому строителей приходится искать за границей.

Информация в СМИ о возможном участии россиян в развитии британской атомной энергетики появилась еще в 2012 году. Директор департамента коммуникаций «Росатома» Сергей Новиков заявил тогда:

«Великобритания подтвердила своё стремление развивать атомную энергетику. Поэтому, конечно, британский рынок АЭС для нас является потенциально привлекательным. У наших конкурентов новые проекты на бумаге, у нас же они уже реализованы. "Росатом" сегодня может дать все гарантии, что при необходимости сооружение АЭС на территории Великобритании будет соответствовать абсолютно всем международным требованиям безопасности и нормам МАГАТЭ».

Уже в сентябре 2013 года «Росатом» подписал соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации АЭС с британской компанией Rolls-Royce и финской Fortum. А уже в январе 2014 года наши атомщики были официально приглашены принять участие в британском атомном строительстве.

Однако тогда в дело вмешалась политика. Вашингтон и Брюссель инициировали бунт экстремистов на Украине, который в феврале 2014 года вылился в антиконституционный государственный переворот. Россия жестко осудила действия радикалов и поддержала народ Крыма, не пожелавший жить в одной стране с узурпаторами, угрожавшими Тавриде массовыми расправами.

Западу это не понравилось. Под давлением политиков британские бизнесмены и энергетики вынуждены были сделать паузу в отношениях с московскими партнерами. Начался пересмотр соглашения с Россией. На первый взгляд, британцы особо не рисковали - основным претендентом на роль «атомного строителя» все равно были французы. Однако в апреле 2015 стало известно, что у экспериментального французского атомного реактора EPR есть проблемы с корпусом. Это значительно снизило шансы французов.

При этом в самой Великобритании безальтернативность атомной энергетики была признана практически всеми. Дэвид Кэмерон назвал строительство новых энергоблоков историческим решением для всей страны. Ставку на атомную энергетику по результатам опросов поддержали 84% британских экспертов и более половины населения страны. В планах у Лондона 11 новых атомных станций, которые обеспечат 16 ГВт энергии к 2030 году.

И вот в 2016 году в прессе стали снова обсуждаться перспективы появления «Росатома» на британском рынке. Guardian сообщила, что «в последнее время ведутся переговоры между государственной корпорацией "Росатом" и Управлением по выводу из эксплуатации ядерных объектов Великобритании, несмотря на серьезное охлаждение в отношениях между Лондоном и Москвой в связи с ситуацией на Украине».

Британские журналисты отметили, что раз уж Англия рассматривает французские и китайские предложения, то почему бы не обратить внимание и на российский вариант? Guardian не акцентирует внимание аудитории на проблеме с французским проектом, но явно готовит читателей к тому, что, «в случае неудачи с французами», основным претендентом могут стать россияне.

«Росатом» же британцам определенно не собирается навязываться. У него в портфеле - подписанные контракты на возведение 34 зарубежных энергоблоков. Ведутся переговоры еще по 31. А перспективы к 2030 году оцениваются в 80 заказов на атомные реакторы.

Поэтому теперь топ-менеджеры «Росатома», говоря о британском рынке, делают акцент на том, что проекты должны быть финансово привлекательными. Ведь найти наилучшего строителя для своих АЭС – в интересах самого Лондона.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров