аналитика
16 Октября 2016, 22:30


Россия и Турция: От экономики к политическому согласию

3 323 0
Россия и Турция: От экономики к политическому согласию Фото: PolitRussia.com
Принесенные в конце июня президентом Турции Реджепом Эрдоганом извинения положили начало оттепели между Анкарой и Москвой. Практически сразу после этого Россия устами официальных лиц заявила о скором снятии ограничительных экономических мер в отношении Турции, а также кооперации в энергетических, строительных и других проектах. В целом, двусторонние отношения заметно оживились. Сейчас, спустя несколько месяцев после начала процесса нормализации, уже можно говорить о первых итогах "медового месяца" между Москвой и Анкарой.
Так, буквально на днях начались двухсторонние переговоры по поводу отмены виз между двумя странами. По словам министра экономики Турецкой республики Нихата Зейбекчи, безвизовый режим позволит в дальнейшем еще больше укрепить как торгово-экономические отношения между двумя странами, так и туристическую отрасль. Как заявил дипломат, Анкара очень надеется на ответные шаги Москвы в этом вопросе.
Фото: reuters
В Кремле же совсем не прочь снять ограничения на перемещения людей между двумя странами. Ранее сообщалось, что заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев уже направил соответствующий запрос во внешнеполитическое ведомство. Таким образом, политическая воля для решения этого вопроса есть как у Анкары, так и у Москвы, поэтому вопрос может быть решен уже до конца этого года. Во всяком случае, к новому туристическому сезону-2017 обе стороны с большой долей определенности подойдут уже с безвизовым режимом.
Кроме того, Турция выдвинула инициативу перейти во взаиморасчетах на национальные валюты - рубли и лиры. Соответствующее предложение пока обсуждается в экономических ведомствах обеих стран и по дипломатической линии, однако выгода от такого шага весьма очевидна: расчет в национальных валютах оживит торговые отношения обеих стран. К тому же Турция уже неоднократно заявляла о намерении увеличить годовой товарооборот с российской стороной до 100 миллиардов долларов.
Естественно, с переходом на национальные валюты данная сумма будет учитываться уже в рублях и лирах. В любом случае, расчет в нацвалютах избавит российско-турецкие торговые отношения от любых курсовых рисков, связанных с американской валютой. Да и в целом отказ от доллара как общемировой экономический тренд последних лет может уменьшить степень влияния Соединенных Штатов на отношения Москвы и Анкары.
Помимо торговли, расширение российско-турецкой кооперации выразилось и в намерении Москвы и Анкары снизить тарифы на роуминг, что сделает звонки между двумя странами в разы дешевле. По утверждению главы Минэнерго РФ Александра Новака, в данный момент стороны активно прорабатывают реализацию этой инициативы. На данный момент ведутся работы по подготовке соответствующего меморандума в отношении тарифов на услуги международной связи. Инициатива очень полезна, и если планы по её реализации будут доведены до конца (в чем с учетом стремительности развития российско-турецких отношений вряд ли можно сомневаться), то это позволит сэкономить значительные средства в карманах граждан России и Турции, но прежде всего приехавшим отдохнуть в эту страну российским туристам.
Сообщается также, что Москва и Анкара работают над совместным соглашением о торговле услугами и инвестициями, призванное повысить уровень защиты турецких и российских инвесторов на рынках двух стран и создать для них новые возможности для развития бизнеса, прежде всего в туристической, строительной, транспортной и финансовой сферах.
"Согласована структура соглашения и часть текста, остались дополнительные проработки. Мы взяли на себя обязательство завершить эту работу до конца следующего года", - заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Улюкаев Алексей Валентинович
Однако самым большим успехом для обеих стран за время "оттепели" стало подписанное на днях в рамках Стамбульского энергетического форума долгожданное соглашение о строительстве газопровода "Турецкий поток". Согласно договору, обе его нити (одна непосредственно в Турцию, другая - в Юго-Восточную Европу) должны быть построены до 2019 года. Известна и общая стоимость масштабного проекта - 11,4 миллиарда евро. Ожидается, что мощность каждой из нитей, как турецкой, так и восточноевропейской, составит порядка 15-16 миллиардов кубометров газа.
"Таким образом мы движемся в направлении реализации планов президента Турции о создании в этой стране крупного энергетического хаба", - сказал по случаю подписания договора президент России Владимир Путин.
Путин Владимир Владимирович
При этом утверждается, что Турции будет предоставлена скидка на российское голубое топливо. Размер её, правда, пока не раскрывается, однако средняя цена поставок газа из России в дальнее зарубежье составляет около 160 долларов за тысячу кубометров.
Так или иначе, подписание договора стало очередной крупной геополитической победой Москвы, которая расширяет рынки сбыта своего голубого топлива, что даст России еще один инструмент влияния на Турцию, поскольку поставщик газа всегда имеет определенные рычаги давления на потребителя.
При всё этом стоит отметить, что кроме бочки меда, в российско-турецких отношениях по-прежнему есть сильно отравляющие его ложки дегтя. И самыми горькими из них являются вопросы Украины и Сирии. Что касается первой, то не секрет, что во время обострения российско-турецких отношений с ноября прошлого года по конец июня нынешнего, Эрдоган и Порошенко неоднократно обсуждали углубление политического сотрудничества и кооперации в военной области, в том числе относительно поставок вооружений украинской армии, продолжающей обстреливать пограничные с линией соприкосновения города на Донбассе.
Более того, Эрдоган не раз заявлял, что не признает воссоединение Крыма с Россией и будет всячески поддерживать территориальную целостность Украины. Последнее такое заявление было сделано уже в конце августа этого года, то есть уже после начала нормализации российско-турецких отношений. В этом вопросе турецкий лидер находит сторонников со стороны членов запрещенной в России радикальной организации "Меджлис крымско-татарского народа", лидеры которой Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, по некоторым сведениям, получают негласную финансовую и политическую поддержку со стороны как Турции, так и западных стран.
Однако наибольшие разногласия между Москвой и Анкарой наблюдаются в Сирии. С момента начала войны в этой стране Турция сразу же приняла сторону противников действующего президента страны Башара Асада, призвав его уйти в отставку. Помимо этого, Анкара начала поставки оружия для воюющих с правительством повстанческих группировок, некоторые из которых призваны в России террористическими организациями, а также предоставила свою территорию в качестве перевалочного пункта для сторонников влиться в ряды антиправительственных сил в Сирии наемникам и из других стран.
Кроме того, для них были организованы специальные лагеря подготовки. Цель всей это возни была очевидна - Турция захотела играть более значительную роль на своих южных и юго-восточных рубежах, и ослабленная Сирия казалась Анкаре идеальным полигоном для расширения сферы своего военно-политического влияния.
Тем не менее, вмешательство России и уничтожение нашими ВКС членов поддерживаемых Турцией террористических группировок, а также последовавшие за этим успехи армии Асада, развели Россию и Турцию по разным баррикадам сирийской войны, что стало причиной уничтожения Анкарой российского военного бомбардировщика в ноябре прошлого года. Однако даже после начала нормализации отношений между двумя странами, двухсторонний консенсус по поводу сирийской проблематики, в отличие от торгово-экономических дел, до сих пор не найден.
Фото: reuters
Конечно, между Москвой и Анкарой существуют не разглашаемый ряд частных договоренностей, о чем можно судить по более чем сдержанной реакции Москвы на начало августовской операции турецких войск и поддерживаемых ими боевиков в северных районах Сирии "Евфратский щит". Однако общего решения, которое позволило бы в полной мере удовлетворить обе стороны, по-прежнему не существует.
Начавшийся в сентябре сирийской армией генеральный штурм находящихся под контролем боевиков восточных кварталов Алеппо, также вызвал довольно нервную реакцию Турции. Во всяком случае, о не слишком большом восторге Анкары от успехов армии Сирии в Алеппо говорит тот факт, что на днях Анкара довольно в резкой форме заявила, что не ведет и никогда не будет вести никаких переговоров с президентом Башаром Асадом для урегулирования отношений между двумя странами.
"Турция не вела, и не будет вести закулисных дипломатических переговоров с ним (Асадом). Сообщения зарубежных СМИ на эту тему не имеют под собой никаких оснований… Контакты с лицом, уничтожающим собственный народ, применяющим против населения авиацию и химическое оружие, занимающим свой пост абсолютно нелегитимно, не представляются возможным", - заявил министр Турции по делам ЕС Омар Черик.
И это при том, что ранее, уже после начала российско-турецкой "оттепели" делались предположения, что Эрдоган может пойти на "мировую" с Асадом при посредничестве Москвы. Тем не менее, риторика турецких властей вряд ли этому способствует.
Однако несмотря на эти проблемы, а также некоторые личные качества турецкого лидера, такие как непредсказуемость и импульсивность, потенциал для дальнейшего углубления и развития российско-турецких связей огромен. Москва вполне способна предложить Анкаре крайне интересные проекты в сфере туризма, строительства, аграрного комплекса, энергетики, легкой промышленности и во многих других отраслях. В этом плане, укрепление кооперации с Москвой явно является для Анкары более выгодным предприятием, чем сомнительные выгоды от дружбы с США.
Как известно, политическая деятельность является производной от деятельности экономической. В контексте двусторонних отношений между государствами это означает, что чем сильнее между ними экономическая кооперация, тем теснее они связаны на политическом уровне, вплоть до создания военно-политических союзов. Это значит, что чем крепче будут торгово-экономические связи между Москвой и Анкарой, тем теплее будут их отношения на пока еще прохладном российско-турецком политическом поле. А раз так, то рано или поздно обе страны придут к консенсусу как по Украине, так и по Сирии. Главное - развивать экономику, а с этим, как уже было отмечено, никаких проблем между двумя странами не возникает.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров