Российские стартаперы обвинили в своем крахе государство
Некоторые люди очень любят все обобщать и валить собственные проблемы с больной головы на здоровую. Выскочил на носу прыщ — виновата плохая экология, пришел астрономический счет за свет или воду — зажрались хапуги коммунальщики. При этом полностью игнорируются собственные промахи. Такие люди не задумываются, что прыща могло и не быть, если бы они регулярно мылись, а коммунальные счета были бы куда скромнее, если бы свет в доме хоть изредка выключался, а вода из крана не текла круглосуточно.
И такой подход
можно встретить применительно к любой
жизненной сфере: здоровью, семейным
взаимоотношениям или работе. Яркий
пример последнего —
Эта компания была основана в конце мая прошлого года. На рынок она вышла с маркетинговым продуктом, позволяющим увеличить продажи в интернет-торговле. Разработанный компанией виджет отслеживал действия посетителей сайта и, если видел интерес, предлагал организовать обратный звонок от продавца в ближайшие 26 секунд. Услуга оказалась востребованной, число клиентов стартапа стремительно увеличивалось, и уже за девять месяцев существования Callbackhunter получил оборот в 64 миллиона рублей. «Для стартапа, действительно, неплохо», - не без гордости констатируют представители компании. И трудно с ними не согласиться.
Вся выручка капала на счет, открытый в Судостроительном банке. И тут, как снег на голову, 16 февраля банк этот лишают лицензии. Более того на заявление о выплате возмещения по вкладам кредитное учреждение отвечает отказом. В качестве итога мы наблюдаем опубликованную в интернете историю о том, как стартап, которым «в России реально тяжело по сравнению с Соединенными Штатами, Кремниевой долиной и бизнес-ангелами», лишился своего капитала. «Да что уж там, ни для кого не секрет, что 90% людей реально одарённых, способных развиваться и развивать мир вокруг, из России стараются сбежать. Прикольно… Теперь вот ещё выясняется, что в России, помимо того, чтобы родить крутую технологию, развить её, продвинуть в массы и заработать деньги в стартапе — что уже практически невыполнимая миссия — надо ещё думать как их сохранить», - делает неутешительный вывод представитель Callbackhunter.
А чем, собственно, так привлекает Кремниевая долина молодые умы по сравнению с Россией? Откуда этот миф, что именно в России стартапам тяжело? Глупо думать, будто на Западе все получается само собой. Пахать приходится везде, а стало быть, потенциальные преимущества заключаются в чем-то ином. Может, там перспективнее рынок и щедрее клиенты? Так это довольно странный аргумент. О том, востребован ли твой продукт, следует думать загодя. И если в России он никому не нужен, зато его ждут на Западе, то на эту клиентуру и ориентироваться. К слову, это вовсе не мешает развивать компанию на Родине, а продукцию продавать за рубеж. А может, ведение бизнеса там не столь обременительно с финансовой точки зрения? Нет, и налоги у нас, как регулярно замечают местные стартаперы, ниже.
Остается
одно — доступность инвесторов. Есть
мнение, что за рубежом с этим дела обстоят
лучше. Однако, если приложить определенные
усилия, то и в России можно добиться
финансовой помощи. В последнее время
государство создало множество институтов,
подпитывающих стартапы материально,
да и о частниках забывать не стоит. Фонд
содействию малых форм предприятий в
научно-технической сфере, фонд РВК, фонд
развития интернет-инициатив,
Росинфокоминвест, множество
бизнес-инкубаторов и технопарков — это
лишь
Да и показатели самого Callbackhunter ярче любых слов иллюстрируют, что молодые компании вполне способны вести успешный бизнес в России, было бы желание. И не факт, что мы бы услышали от этой компании лозунги из разряда «пора валить», не случись конфуза с банком и пропавшими деньгами. Давайте теперь подробнее разберемся с этим.
Лицензию у Судостроительного банка отозвали «в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, значением всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) ниже двух процентов, снижением размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации, неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам». Иными словами у банка не было достаточных средств, чтобы рассчитываться со своими вкладчиками, что он пытался скрыть от ЦБ, предоставляя липовую отчетность.
В комментариях к истории Callbackhunter читатели отмечают, что предпосылки к краху банка были заметны еще в конце прошлого года. Сначала происходили задержки транзакций юридических лиц, и лишь спустя время начались ограничения выплат с последующим их прекращением. То есть возможность для того, чтобы вывести свои капиталы была, только ей нужно было оперативно воспользоваться. Callbackhunter эту возможность упустила и дождалась, пока у банка отнимут лицензию.
Банки
время от времени закрываются, причем
не только в России, но и в тех же райских,
по мнению вышеупомянутых стартаперов,
Герои нашего рассказа этих времен дождаться не успели, а потому должны были действовать в соответствии с нынешними реалиями: подать необходимые заявления и ждать. И вот тут всплывают интересные детали. Заявление, по которому было отказано в выплатах, написано от имени физического лица, а вклады оказываются «не связанными с предпринимательской деятельностью». В комментариях представители компании заявили, что раскидали деньги по физлицам, чтобы вернуть их по страховке, пока те не сгорели.
Схема
эта известна давно. Вместо того, чтобы
ждать своей третьей очереди без всякой
надежды получить полную сумму, юрлица
дробят свой капитал на доли, покрываемые
госстраховкой и переводят их на счета
физических лиц. Мол это частные вклады.
Клиенты Судостроительного
банка, к слову, таким образом надробили
на новый
Само собой Агентство по страхованию вкладов такие схемы не поощряет и в выплатах по вкладам, полученным в результате дробления, отказывает. Это решение часто пытаются оспорить через суд, однако Фемида в 95% случаев занимает сторону АСВ.
Что мы имеем в сухом остатке? Компания Callbackhunter промахнулась с выбором банка, пропустила мимо ушей первые тревожные звоночки, потом пыталась смошенничать, а теперь плачет по интернетам, что деньги пропали. Про деньги, кстати, тоже интересный момент. Когда читаешь печальную историю Callbackhunter, может сложиться впечатление, что стартаперы потеряли все 64 миллиона. Однако это не так. 64 миллиона — это оборот за девять месяцев. Но за это время явно были и расходы: зарплата, аренда и прочее. И действительно, на выписках, прикрепленных к посту, видно, что итоговое сальдо на 6 мартачуть не дотягивало до двух миллионов. Терять эти деньги, разумеется, тоже грустно, но согласитесь, что это тридцатикратно не вяжется с заголовком «Как за 9 месяцев заработать 64 млн рублей — и потерять всё за 2 дня».
Выводов из этой поучительной истории можно сделать несколько, и все они здорово отличаются от тех уроков, что вынесли ребята из Callbackhunter. Во-первых, бизнес — дело рисковое. Хочешь гарантий, выбирай не те банки, где подешевле, а те, что понадежнее. В идеале — государственные. Кредитные учреждения, даже входящие в первую сотню, могут рухнуть, как показывает опыт Судостроительного банка и также Мастер-банка, который постигла та же участь в начале прошлого года.
Во-вторых, никогда нельзя поддаваться паническим опусам, как бы эмоционально они не были написаны, и какими бы красивыми картинками с изображением успокоительных таблеток не оформлялись. В большинстве случаев окажется, что автор не желает признавать собственные ошибки и просто пытается обвинить в них кого-то еще, например, собственную страну.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter