Столыпинский клуб предложил альтернативный путь модернизации экономики России
Спад в российской экономике сменился стагнацией. Соответственно, появляются
новые, альтернативные правительственным программы по перезагрузке национального
хозяйства. На этот раз свои идеи выдвинул Столыпинский клуб – экспертная
площадка, сформированная по инициативе "Деловой России" и
характеризующая своих участников как "рыночников-реалистов".
Идея рыночного реализма заключается в том, что ориентиром монетарной политики должно стать не снижение инфляции, а увеличение денежного предложения путем целевой эмиссии для дешевого кредитования промышленного производства. Наиболее принципиально данные взгляды отстаивает член президиума Столыпинского клуба, советник Владимира Путина, экономист Сергей Глазьев.
В рамках программы экономической модернизации предлагается:
- Создать центр с особыми полномочиями, подчиняющийся непосредственно президенту. Фактически альтернативное правительство;
- ЦБР необходимо вместо таргетирования инфляции перейти к таргетированию ВВП - его рост сам по себе приведет к снижению инфляции. Рост ВВП будет обеспечен за счет целевого эмиссионного кредитования предприятий по ставке 4–5% на инвестиционные цели;
- Валютному рынку необходимы ограничения: для компаний – налог на покупку валюты, за исключением импортеров; для банков – жесткий лимит вплоть до обнуления на открытую валютную позицию; для населения – вывод валютных депозитов из системы страхования вкладов.
С нашей точки зрения, идеи, предложенные в докладе, во многом спорные. Хотя, конечно, без усиления роли государства в нынешней ситуации не обойтись. Расширенное правительство - это единственный субъект российской экономики, у которого еще остались деньги. Стимулировать внутренний спрос можно только за счет увеличения государственных расходов. Прежде всего, за счет ускоренной индексации зарплат в государственном секторе и пенсий минимум на величину, превышающую инфляцию на 5–10%.
Целевое эмиссионное кредитование
предприятий – очень плохая идея. Кредитовать компании должны коммерческие банки
и под рыночные ставки. В противном случае – это нерыночное дотирование акционеров
компаний за счет печатного станка. Данная мера несет в себе риски раскрутки
эмиссионной спирали.
С нашей точки зрения, для увеличения деловой активности в
промышленности правильнее развивать рынок капитала на Московской бирже.
Прежде всего, рынок акций и облигаций компаний малой и средней капитализации. Для крупных размещений, сопоставимых с
нулевыми годами, на рынке сейчас не хватает ликвидности.
Стоит также отметить, что для восстановления позиций Московской биржи на международном рынке капитала необходимы не только снятие санкций и снижение геополитических рисков, но и сильный рубль. Международные инвесторы очень любят сильные валюты развивающихся рынков. Без сильного рубля горячий спекулятивный капитал в Россию не пойдет.
Меры по валютному регулированию, которые должны пресечь излишнюю спекулятивную активность на рынке, возможно, были бы к месту в конце прошлого года, во время валютного кризиса. Однако сейчас цены на нефть стабилизировались, соответственно, стабилизировался и рубль. При этом ввод административных ограничений на валютном рынке способен отпугнуть потенциальных внешних инвесторов, которые только-только начали возвращаться в Россию, и ускорить бегство российского капитала из страны.
С нашей точки зрения, российским
экономическим властям стоит более активно заниматься продвижением единой
евразийской валюты для Беларуси, Российской Федерации и Казахстана. Без ввода
алтына вряд ли можно будет говорить о создании единого евразийского рынка
товаров, услуг и капитала. Соответствующее поручение правительству Владимир
Путин дал еще весной текущего года.
Однако стоит помнить, что административные запреты не добавляют доверия к национальной валюте. Стоит действовать традиционными методами государственного регулирования. Например, для поддержки курса рубля стоит ввести обязательную продажу валютной выручки экспортерами в размере 50-75%.
В заключение стоит сказать, что, вероятно, идеи Столыпинского клуба останутся лишь предметом для экономических дискуссий. Хорошо известно, что у экономического блока российского правительства принципиально другая позиция. Соответственно, оснований для пересмотра экономического курса и монетарной политики правительства и ЦБР пока нет.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter