аналитика
10 Октября 2014, 11:34


Виртуальный сговор

5 693 14

Призрак бродит в умах либеральной интеллигенции. Призрак коварных арабских шейхов, которые — как в 1973 году, а затем и в середине 1980-х — претворяют в жизнь хитроумные планы сговора на нефтяном рынке — чтобы ослабить Россию, снизить поступления в её бюджет и, тем самым, удушить нас в тисках нефтяного демпинга. Довольно забавно при этом наблюдать трогательное единение на ниве распевания мантр о «нефтяном сговоре» как откровенных русофобов-западников, так и условных «государственников-патриотов», которые вдруг воспылали нежной и страстной любовью к российскому государству и льют горючие слёзы о его незавидной судьбинушке. Отметился в этой информационной кампании, конечно же, и главный отечественный гуру либералов в сфере экономики — господин Кудрин, заявивший в своем последнем интервью о том, что всемогущие Соединенные Штаты теперь будут наказывать непокорную Россию, и в конечном итоге — путём обрушивания цен на нефть — подорвут макроэкономическую стабильность и ввергнут страну в кризис.

Если быть конкретным, то Алексей Кудрин заявил в своем интервью программе «Познер» буквально следующее: «Есть версии, что в условиях, когда Россия зависит от высоких цен на нефть и привыкла при них жить, может быть договоренность ведущих стран, например, США и стран Ближнего Востока о том, что будет увеличена добыча, будет удерживаться более низкая цена. На короткий срок такое уже делалось. По нашим данным перед выборами президента США такие договоренности уже были. Это может держать цены примерно год».

Следует в этой связи отметить тот факт, что, несмотря на панические заявления господина Кудрина, если посмотреть на ситуацию в долгосрочном плане, то в разрезе 3-4 лет никакой катастрофы нет. Вот этот график довольно наглядно демонстрирует существенные флуктуации в цене на нефть российской марки Urals:

Что же нам демонстрирует этот график? Во-первых, крайне высокий уровень волатильности на нефтяном рынке. Во-вторых, цена на нефть в нынешнем коридоре и даже ниже вполне себе присутствовала на рынке в 2011 году и даже была ниже. А вот то, что нефть плавно снижается — отрицать нельзя, причём, как видно из графика, снижение это усилилось где-то с августа 2014 года, то есть — практически с того самого момента, как американская ФРС была вынуждена прекратить политику «количественного смягчения» (допэмиссии доллара — если называть вещи своими именами), так как заливка рынка дешевеющим долларом грозила уже американским держателям долговых обязательств, и ставило под угрозу пенсионные и инвестиционные фонды с Уолл-стрит. Не секрет, что определённое влияние на высокие нефтяные цены оказывала именно долларовая эмиссия — избыточная денежная масса попросту уходила на сырьевые рынки.

Еще одним немаловажным аргументом относительно неправдоподобности теории «сговора» на нефтяном рынке являются соображения относительно бюджетной сбалансированности ключевой страны ОПЕК и заодно основного американского союзника в регионе — Саудовской Аравии. Штука в том, что бюджет этой ближневосточной монархии (да и не только её — практически всех аравийских государств Персидского залива) сверстан исходя из среднегодовых цен на нефть в рамках 90 долларов за баррель. И, в отличие от России, саудиты кроме углеводородов вообще ничего другого не производят и не поставляют. Все социально-политические проблемы в стране заливаются нефтяными деньгами, что особенно актуально в свете того, что практически вся саудовская нефть добывается в преимущественно шиитской Восточной провинции. Таким образом, если тренд на падение цен сохранится, мы либо увидим консолидированное решение картеля ОПЕК, либо саудовский режим снесут его же граждане. Ну, а что бывает со страной, богатой нефтью, в которой свергают авторитарного лидера — мы вполне себе видели на примере Ливии. Вряд ли правящая в Саудовской Аравии династия захочет повторять судьбу полковника Каддафи.

Однако, помимо интересов ближневосточных сателлитов США, против идеи о «нефтяном сговоре» говорит и то, что дешёвая нефть невыгодна мощнейшему нефтегазовому лобби внутри самой Америки. Дело в том, что активно продвигаемая Штатами на европейский рынок сланцевая нефть добывается на пределе рентабельности. При цене на нефть в 80, 70 и тем более 60 долларов все эти сланцевые пески и битумные скважины оказываются в глубоком минусе — они попросту не смогут конкурировать с дешевеющей нефтью, отрасль понесёт колоссальные убытки, многомиллиардные инвестиции полетят псу под хвост, без работы окажутся десятки тысяч человек. Да за такое — нефтяное лобби само удавит любого президента, только заикнувшегося о «сговоре» против непокорной России.

Подтверждает эти оценки и советник по энергетике бывшего президента Джорджа Буша Боб МакНэлли, который, в частности, отметил, что «американская сланцевая нефть — это не только самый новый и значительный источник производства нефти, но еще и очень дорогой источник, который очень сильно реагирует на цены на нефть. Северная Дакота и Техас уже фактически присоединились к ОПЕК, хотя еще не осознали этого».

Неслучайно на фоне панических настроений ряда отечественных либеральных экономистов куда как более осведомленный президент «Роснефти» Игорь Сечин делает вполне обоснованный прогноз о том, что в средней и долгосрочной перспективе нефть вообще может подняться до 150 долларов за баррель. Дело тут в том, что все, условно говоря, «простые» месторождения выработаны — времена, когда в районе Персидского залива можно было воткнуть палку и начать качать нефть, давно прошли. Теперь приходится идти за углеводородами на шельф, в труднопроходимую тайгу и тундру, распечатывать арктические закрома. Причём, не только Россия делает это — в США также был снят запрет на добычу на Аляске, и теперь Штаты сами превратились в нетто-экспортёров нефти. Сечин совершенно справедливо отмечает, что нефть будет становиться все более дорогой в плане извлечения, и цена в 150 долларов — вполне оправданна с точки зрения инвестиций в добычу и разведку.

Перечисленные выше аргументы позволяют утверждать совершенно однозначно — апокалиптические прогнозы Кудрина либо обусловлены его политической позицией и желанием «напугать» либеральную общественность и как-то повлиять на власть, либо они от неумеренной фантазии и желания покрасоваться в медийном поле. На серьезную экономическую аналитику вся эта болтовня о «нефтяном сговоре» не тянет. Можно только посоветовать Алексею Леонидовичу завести аккаунт в твиттере и начать транслировать свои прогнозы туда. Уверен, он найдет там крайне благодарную аудиторию, которая сможет удовлетворить его амбиции творца конспирологических теорий.

Читайте по теме: Нефтяная катастрофа отменяется!


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров