"Южный поток" мертв. Да здравствует Набукко?
Вопрос возрождения проекта европейского газового трубопровода Набукко стал особенно актуальным в последние дни – когда Россия объявила об отказе от планов строительства South Stream по дну Черного моря. Тем не менее, на вопрос этот можно дать очень краткий и четкий ответ – нет, замена российскому газопроводу европейским проектом невозможна.
Даже чисто арифметически: объем “южнопотоковских” поставок планировался на уровне 63 млрд кубометров газа в год, в то время, как Набукко, в самом пиковом случае, рассчитывался максимум на 31 миллиард. Хотя чаще же называют цифру в 26 млрд. кубов годовой пропускной способности.
Так что, речь может идти разве что о частичной замене. Но насколько возможна и она? Ответ на этот вопрос тоже весьма неоднозначен.
***
Изначально конкурент российскому проекту рассчитывался на поставки сразу из нескольких источников. Совсем, как в советских ВУЗах учили студентов о “Трех источниках – трех составных частях марксизма”.
Первый такой источник, конечно – это азербайджанский газ из месторождения Шах-Дениз на Каспийском шельфе. Теоретически, по заявления Баку, оно могло дать и все 30 миллиардов годовой добычи. Практически – пока это только слова.
А так, реальные годовые
Но пока этого не делает – зачем обижать дружественную Турцию,
покупающую большую часть из оставшихся 6 миллиардов? Да и сам Баку тоже –
который, как любой продавец, уютнее себя чувствует при хотя бы
минимальной диверсификации
Не стоит, конечно, думать, что наша страна не обошлась бы без каспийского газа – хватило бы и сибирского. Но, с другой стороны, и о каком-то “выбрасывании денег на ветер” речь тоже не идет – “голубое топливо” из Азербайджана идет для обеспечения Северного Кавказа. Маршрут (и затраты) намного меньше, чем из Тюмени. В конце концов, до 1979 года богатый и рачительный Советский Союз тоже покупал газ для Армении у Ирана – так было дешевле.
Однако, разумеется, главной “изюминкой” договора с Баку является ясный сигнал Западу – “на бакинский каравай рот не разевай!”. В смысле – можете строить свой Набукко, но вот рассчитывать заполнить его азербайджанским газом – это вряд-ли.
***
“Вторым источником и второй составной частью” европейской газовой утопии рассматривался туркменский газ. Ашхабад также выражал готовность заполнить им Набукко хоть и единолично. Правда, на этот счет существуют очень большие сомнения – опять же, арифметического плана.
В этом отношении Россия имеет сразу два варианта реагирования. Первый: купить весь этот объем для себя, обеспечивая им свои южные регионы. И второй – просто заблокировать попытку строительства концевой ветки Набукко, “транскапийского газопровода” по дну Каспийского моря.
Ведь всякие работы на дне последнего, согласно свежим решениям Бакинского саммита глав прикаспийских государств, должны решаться на основе консенсуса. То есть, российского “вето” будет тут вполне достаточно.
Азербайджан, даже заняв нейтралитет, также отнесется к такому запрету благожелательно – пусть и не официально. Ну зачем его Шах-Денизу сильный конкурент в лице Туркмении, имеющей первые в мире запасы природного газа? А Иран, скорее всего, России в указанном “вето” поможет – ему конкуренция в поставках газа в Европу нужна еще меньше.
***
Таким образом, мы плавно переходим к “третьему источнику и третьей составной части” “набукковской трубы” – поставкам из Ирана. На первый взгляд они более, чем возможны – в стране добывается около 200 млрд. кубометров газа в год. Но это – только на первый. Поскольку из всего этого гигантского объема 170 миллиардов идет для внутреннего потребления – и то, приходится еще у Туркмении для северных районов докупать.
Увы, три с лишним десятилетия западных санкций привели к весьма значительному отставанию иранской экономики и коммунального хозяйства – в том числе, в плане энергопотребления.
Вот и получается, что на экспорт мощное средневосточное государство может поставлять всего несколько десятков миллиардов кубометров. Около 10 – Турции, еще 10 – обещано Ираку (если к времени начала поставок там будет с кем договариваться – кроме ИГИЛ и кучи банд помельче), чуточку идет в Армению и в Пакистан.
То есть даже 30 миллиардов для заполнения Набукко Тегеран сейчас предоставить никак не может. Да, у него есть мощнейшее месторождение Южный Парс, которое Иран делит с Катаром. А Катар уже просто купается в “газодолларах”.
Только вот вопрос – а почему же иранцы сами не следуют примеру практичных соседей? Да потому, что западные санкции, помимо прочего, очень затрудняют разработку новых месторождений.
Причем, дело не просто в иностранных инвестициях – но и оборудовании, технологиях. Пару лет назад тогда еще президент Ахмадинеджад с большой помпой заявил о намерении вложить в газодобычу целых 30 миллиардов долларов. А результатов, увы – с гулькин нос, см. вышеприведенные цифры общего объема и экспортных поставок.
***
Спору нет – ныне Европа вовсю начинает заигрывать с Тегераном на предмет: “Мы с вас санкции снимаем – вы нам газ поставляете”. Но дело даже не в том, возможен ли такой обмен вообще.
Теоретически – возможен. Но только проект Набукко, буксующий уже 13-й год подряд, да так и не вышедший за рамки громкого сотрясения воздуха и бумажных схем и графиков, все равно, в самом идеальном случае ранее 3-4 лет не построить.
А ведь на пути европейских инвестиций в иранскую газодобычу лежат препятствия не только в виде пресловутых санкций. Само иранское законодательство в этом смысле очень строгое к иностранному капиталу – куда там пресловутому “третьему энергопакету” ЕС, из-за которого, в общем, и сорвался “Южный поток”. Иностранным компаниям нельзя владеть стратегическими сырьевыми отраслями Ирана – и точка.
Подход, если хорошо подумать, очень правильный. Ведь политики страны отлично понимают – сначала якобы в “гости” приходят западные деньги, а потом, бочком-бочком – и западные ценности.
А потом, когда число носителей последних превышает определенную критическую массу – в страну приходит и прозападная “цветная революция”. “Генеральная репетиция” которой, кстати, чуть было не закончившаяся успехом, уже была организована по время перевыборов вышеупомянутого президента Ахмадинеджада в 2009 году.
Все, как по писаному – “твиттерные революционеры” (по совместительству – “онижедети”) – разве что без “коктейлей Молотова”. Все-таки, “стражи исламской революции” – это им не несчастный “Беркут”, которому ничтожества типа Януковича запрещали применять для разгона нацистского путча все предусмотренные законом средства.
В общем, как минимум, высшее руководство Ирана (а это не президент – а “духовный руководитель, “рахбар”, аятолла Хаменеи) отлично понимает, что “бесплатный сыр” западных инвестиций и даже снятие санкций бывает только в мышеловке. В виде требования сначала “большей демократизации” – а затем и сдачи власти, когда страна хорошо “подсядет на иглу” “быстрых газодолларов”.
Кстати говоря, дорогие читатели – Вы, наверное, улыбнетесь – но и в отношении иранского газа у России тоже есть сходный с “азербайджанским” и “туркменским” сценарий! В смысле – инвестиции в разработку Южного Парса – и закупка всех добываемых объемов.
Куда Газпром будет их девать? Да уж точно, не в “благословенную Европу”. “Голубое топливо” нужно и Пакистану, и Индии. Не говоря уже о далекой Японии, платящей Катару в полтора раза больше, чем европейцы, за их сжиженный газ – только чтобы в “стране восходящего солнца” не повторился кошмар Фукусимы.
***
Впрочем, конечно, теоретически возможен и вариант поставок иранского газа в Европу – естественно, без участия России. Как описывалось несколько месяцев назад в западных СМИ – “через Ирак и Сирию, Средиземное море”. И хотя анализ такого сценария и выходит за рамки статьи, посвященной Набукко – можно вкратце коснуться и его. Чтобы от души улыбнуться – и немного расслабиться от обилия цифири и экономических выкладок.
Ну, правда, а что еще, кроме улыбки, может появиться на лице мало-мальски информированного человека при упоминании о “поставках через Ирак и Сирию”? В которых идет схватка не на жизнь, а на смерть – даже не между двумя, а гораздо большим количеством противоборствующих сторон. Иракской властью, курдами, ИГИЛ, режимом Асада, “Армией освобождения Сирии”… Право, чтобы насладиться красивым фейерверком, желающим не обязательно прокладывать дорогостоящие трубы с газом – есть способы и подешевле.
Кстати, в отношении иранских газопоставок в Европу не стоит забывать и о факторе Израиля. Своего газа у него тоже немало – при низком внутреннем потреблении. Ну а Тегеран и Тель-Авив – настолько “заклятые друзья”, что спят и видят полное уничтожение противника. Не только экономическое – физическое.
Во всяком случае, иранские политики не раз заявляли о необходимости исчезновения Израиля с политической карты мира. Последний же всячески способствовал нагнетанию антииранских настроений в США – вплоть до угроз Вашингтона начать войну из-за тамошней ядерной программы.
И при всем при этом допустить, что израильские политики так просто допустят, что их главный враг, добившись снятия санкций, станет получать десятки миллиардов долларов за свое сырье из Европы? Дабы на них побыстрее создать ядерную бомбу, направленную в первую очередь на тот же Израиль?
Тонкости пусть продумывают куда более информированные аналитики разведслужб – но, думается, израильская “ответка” планам поставок иранского газа в ЕС будет очень изысканной и серьезной. А также – очень эффективной.
***
Итак, при детальном рассмотрении, все “три источника и три составных части” наполнения газом Набукко оказываются весьма сомнительными. Это если не считать еще более мощного козыря – в виде недавнего решения России строить газопровод, равный мощности Южного Потока, в Турцию. По территории которой Набукко и должен был проходить.
В такой ситуации – а есть ли, вообще, экономический смысл в реанимации уже тихо скончавшейся европейской “диверсификационной утопии”, также должной проходить через ту самую Турцию? Особенно, с учетом “особой позиции” Анкары, нынешнее руководство которой все больше отдаляется в своей независимой политике и от Брюсселя, и от Вашингтона.
В общем, самым кратким резюме относительно якобы “конкурента” Южного Потока будет фраза “мечтать не вредно”. В конце концов, если у части европейской элиты, свихнувшейся на почве холуйства перед Вашингтоном, нет других надежд на “избавление от российской газовой зависимости” – пусть утешают себя хотя бы таким “мыльным пузырем”.
Как говорится, “чем бы дитя не тешилось – лишь бы зимой не замерзло”. Увы, последнего при продолжении прежней близорукой политики проамериканских политиков ЕС европейскому “дитяти” не сможет гарантировать никто.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter