Российские спекулянты зерном поставлены на грань разорения
Мифическая отсталость
Один из ключевых мифов либералов, касающихся экономики России, помимо утверждения о «тотальной» зависимости страны от экспорта углеводородов: продовольственная безопасность государства подорвана, мы ничего не выращиваем и не производим, и всемогущий Запад, решив ввести, к примеру, продовольственное эмбарго, моментально задушит нас голодом. Однако эти утверждения уже несколько лет как не соответствуют действительности. В частности, по производству мяса птицы мы уже полностью обеспечиваем себя сами. Аналогичная ситуация, по данным Минсельхоза, и по картофелю, растительному маслу, сахару. Мяса крупного рогатого скота и свинины мы производим почти в 2 раза больше чем в 2000 году, приблизившись к отметке в 3 миллиона тонн.
И теперь зерно - основа сельского хозяйства. По данным за 2013 год в стране собрано около 91 миллиона тонн зерновых, что выводит нас в тройку лидеров на этом рынке, а по сборам ржи и овса и вовсе на первое. И вот тут-то на фоне падающего курса рубля у экспортеров возникает желание подзаработать на ослаблении курса национальной валюты и перенаправить часть зерна на экспорт, что в свою очередь, вызывает рост цен уже внутри страны. Из-за этого возможности превращаются в преграды. Большой урожай уже нельзя использовать для развития мясомолочных и любых других животноводческих хозяйств.
Зерно в истории
Правительство, надо отдать ему должное, вовремя среагировало и подняло на
днях
Во времена Российской империи страна, как известно, была одним из лидеров по
производству и экспорту зерновых – до 90% процентов всех пахотных земель было
занято под зерновые. На рубеже XIX - XX веков почти 31% всей продаваемой в мире
пшеницы составлял
В советское время, несмотря на общий рост нетто-производства пшеницы и зерновых, не считая провала 1940-х годов – по понятным причинам, эта отрасль была крайне несбалансированной. Большая доля приходилась на фуражное зерно, а также на такие культуры как гречиха, овес и рожь. Серия неурожаев, а также несовершенство колхозной системы привели к тому, что уже к середине 1960-х годов Советский Союз начал массовые закупки зерна за рубежом. В 1960-ом году заготовки зерна в стране, его расход и госрезерв составляли соответственно 46,7, 50 и 10,2 миллиона тонн, в 1963 г. – 44,8, 51,2 и 6,3 миллиона тонн соответственно. Из этих цифр видно, что серьезный кризис в сфере производства зерна в СССР наступил вовсе не к концу 80-ых, а существенно раньше, в самый разгар хрущевского периода. В итоге, как пишут исследователи, Советский Союз был вынужден уже начиная с 1972 года продавать золото, для закупок все возрастающих объемов зерна. Все это, вкупе с условной «продажей» зерна странам советского блока, привело к тому, что на рубеже 89-90 года госрезервы снизились до критического уровня, что по мнению ряда исследователей стало одной из причин экономического кризиса в СССР и его крушения.
Современная ситуация
В современной же России дела обстоят, несмотря на либеральное посыпание головы пеплом, куда как лучше. Так, уже к 2011 году Россия полностью восстановила позиции на мировом зерновом рынке и вошла в тройку крупнейших экспортеров пшеницы в мире. Экспорт российского зерна уже в 2015 году составит 19 миллионов тонн, что на 800 тысяч тонн выше уровня текущего сезона, при этом урожай пшеницы составит 52 миллиона тонн, как и годом ранее. Прогноз экспорта ячменя на следующий сельхозгод резко повышен по сравнению с текущим периодом - на 1,2 миллиона тонн, до 3,5 миллионов тонн, из-за уменьшения конкуренции на мировых рынках. Прогноз экспорта российской кукурузы сохраняется на уровне 3,5 миллионов тонн. А по данным Федеральной таможенной службы экспорт зерна только за январь 2015 года уже составил порядка 1,5 миллиона тонн. Основными импортерами российской пшеницы традиционно остаются регионы Ближнего Востока, Африка (и Египет в частности) и страны Юго-Восточной Азии.
Сейчас сельское хозяйство России получило уникальный шанс, в отсутствии
конкуренции со стороны европейских производителей, захватить сначала
собственный рынок, а затем и резко нарастить
Уже сейчас открываются крупные автоматизированные фермы и агрокомплексы – сказывается инвестиционная политика предыдущих лет. Достаточно привести в пример Калужскую область, где на днях была введена в строй автоматизированная ферма «Кривское» на которой в роботизированном режиме смогут обслуживаться до 500 коров, и таких ферм в регионах планируется соорудить 100. Все это свидетельствует о том, что Россия способна не только накормить себя сама, но и стать ключевым экспортером сельхозпродукции в мире. Главное – не мешать фермерам, создать нормальные механизмы кредитования, защитить своих производителей от недобросовестной конкуренции и демпинга со стороны иностранных коллег. И судя по последним мерам, государство это понимает.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter