аналитика
3 Октября 2015, 18:41


Цена популярности либералов

3 268 9
Цена популярности либералов Фото: Politrussia.com
При смене поколений, особенно в последние десятилетия, происходят трагические, на мой взгляд, процессы. Очередное поколение молодых людей, по разным причинам, не имеет представления о том, что происходило в прежние времена. Я знаком со специальными исследованиями социологов, регулярно проводящих выборочные опросы молодежи в разных регионах России. Информация мало приятная, а иногда — просто шокирующая. И вот, совсем недавно, перелистывая передачи на экране телевизора, я натолкнулся на сюжет, где на улицах Москвы молодая корреспондентка с микрофоном и камерой подходила к группам молодых людей — судя по всему, школьникам старших классов — и задавала вопросы. Один из них был приблизительно такой: «Кто для вас предпочтительнее как историческая личность — Наполеон или Бонапарт?». Я не верил своим глазам и ушам. Группа из двух-трех дружков или подружек начинала серьезно думать, после чего кто-то один заявлял: «Я думаю, что Наполеон!». Остальные согласно кивали головой. Такие факты свидетельствуют о многом, о недостатках современных школьных программ, а главное — о полном равнодушии большинства молодых людей к тому, что происходило в прошлом.

Я сделал такое вступление специально, чтобы перейти к довольно щекотливой теме, связанной с популярностью, с тем, как ее достичь и как за нее приходится расплачиваться. Популярность бывает заслуженной, добытой при помощи таланта и многолетних трудов. Она даже имеет право называться славой. Но есть и так называемая «дешевая популярность» — недолговечная, добытая на волне мимолетной моды, чаще всего, бездарными пронырами.

Теперь рассмотрим, как с наименьшими моральными потерями перенести ситуацию, когда популярность начинает стремительно падать, и наступает время полного забвения. Особенно при смене поколений. Такое случается в мире кино, театра или музыки. Хотелось бы отметить, что существуют самые разные виды профессиональной деятельности, одной из черт которых является так называемая публичность. За последние десятилетия, когда получили мощное развитие СМИ, произошел досадный перекос, связанный с этой самой публичностью. Объясню: можно быть уникальным специалистом (скажем, ученым) в какой-нибудь области знаний, чуть ли ни единственным в мире, но о тебе будет знать лишь узкий круг специалистов в этой области. А вот о какой-нибудь поп-певице, о которой пишут в прессе и показывают по телевидению, знают миллионы. При этом вклад этой певицы в ход развития мировой цивилизации практически нулевой по сравнению тем, что сделал тот уникальный ученый. У большинства специалистов, относящихся к непубличным профессиям, есть спокойное понимание такой реальности. Поэтому они, зная себе цену, не испытывают дискомфорта, когда их никто не узнает на улице и не просят дать автограф.

Но не все. Приведу пример. Я заканчивал Московский архитектурный институт, но после окончания все-таки стал профессиональным музыкантом в области джаза, а позднее джаз-рока. В нашей стране, впрочем, как и за рубежом, джаз не так популярен по сравнению с развлекательном музыкой разного сорта — от эстрадных песен, электро-попсы до романсов, шансона и т.д. Тем не менее, мне удалось добиться относительной популярности, особенно, когда я создал свой ансамбль “Арсенал”. После периода запрета нас все-таки стали показывать по телевизору, транслировать по радио и публиковать статьи в прессе. Один мой друг по институту, ставший крупным архитектором, никак не мог смириться с тем, что меня показывают по телевизору, а его нет. Его постоянно мучило осознание несправедливости. Это чувствовалось в наших с ним отношениях. Я, понимая все это, мягко пытался объяснить ему, что такова судьба многих крупных ученых, выдающихся изобретателей, архитекторов, учителей, искусствоведов. Кстати, и меня самого нередко раздражало, когда вся страна на короткий период времени, поддавшись мимолетной моде, восхищалась какими-нибудь бездарными поп-группами. Уж я-то знал им цену. Но одновременно понимал, что вскоре о них забудут. Я убедился, что есть определенная связь между массовостью того или иного жанра и быстротой смены его «звезд». В области поп-музыки известность недолговечна. Она чаще всего планируется «сверху», из сферы поп-бизнеса, приблизительно на два-три года. Таковы жесткие законы мира наживы, требующие постоянной ротации «звезд», иначе сверхприбылей не будет. С другой стороны, если такому великому композитору, как, к примеру, П.И.Чайковский, удалось достичь национальной или всемирной известности, то это надолго, если не на века. Еще один яркий пример — И.О.Дунаевский, умудрившийся стать классиком советской эстрады.

Не все любимцы публики мужественно переносят, когда о них перестают говорить, писать или показывать по телевидению. Некоторые, не в силах пережить трагедию, становятся алкоголиками или наркоманами, другие впадают в депрессию и сводят счеты с жизнью, обидевшись на весь мир. Но есть и положительные примеры, когда, пользуясь своим талантом, опытом и авторитетом, “звезды”, выйдя в тираж по возрасту, по здоровью или другим объективным причинам, меняют профессию. Известные спортсмены становятся тренерами или тележурналистами, бывшие звезды эстрады — телеведущими, музыкальными критиками, продюсерами и т.п.

Чтобы удержать “птицу счастья”, некоторые “звезды” идут на все, даже на “черный пиар”. Тут и непотребное поведение в публичных акциях, и скандальные слухи о придуманных семейных проблемах, и даже участие в различных политических акциях самого разного толка. Лишь бы не забывали. Но в данном случае я имею в виду все-таки талантливых людей с непростой судьбой, заслуживших славу и потерявших ее. Но часто бывает, когда абсолютно бесталанная, но крайне амбициозная личность каким-то чудом, используя родственные связи и знакомства, попадает в поле зрения СМИ. Вот тогда и назревает трагедия. Как удержаться на поверхности, если тебя показали по телевизору, и хочется, чтобы это было всегда, а иначе и нет жизни. Тем более что где-то глубоко в подсознании не дает покоя мысль о том, что ты бездарь. И тогда все средства хороши. Так и образуется то, что получило название “черный пиар”. И многие неразборчивые любители “жареного” клюют на подобную наживку. Так амбициозная личность продолжает оставаться в поле зрения. И мучиться, борясь за жизнь на поверхности СМИ, как утопающий хватается за соломку.

В истории случаются ключевые моменты, когда возникают острые политические ситуации, связанные, в частности, с событиями на Украине. Россия, согласно хорошо спланированной и заранее подготовленной акции, объявляется агрессором, нагнетается русофобия. Начиная с 2013 года, российская интеллигенция резко разделилась на две части. Одна часть осталась на стороне государства. Другая — перешла в разряд либералов, четко обозначивших свою антироссийскую позицию. Их назвали “пятой колонной”. Здесь мне хотелось бы уточнить кое-что. Поскольку я вращаюсь в интеллигентской среде, попытаюсь классифицировать представителей либерально настроенной ее части. Я внимательно смотрю дискуссионные телепрограммы, такие как “Право голоса” или “Вечер с Владимиром Соловьевым”, куда приглашаются личности самых разных политических убеждений: тех, кто отождествляет себя с официальной путинской позицией, представителей отечественных либералов, а также представителей официальных киевских властей и их непримиримых оппонентов из ДНР и ЛНР. Сам факт наличия подобных программ красноречиво опровергает всю клевету, которая обрушилась на Россию. Ни один тоталитарный режим не допустил бы таких публичных дебатов. Да и американское телевидение почему-то не приглашает из России на свои программы пропутински настроенных деятелей.

Вернемся к классификации. Определенная часть либералов давно находится “на зарплате” (часто в форме “грантов”) у различных зарубежных организаций, иногда официально базирующихся в России. Их позиция мне понятна. Они отрабатывают задание. Но мне трудно понять некоторых уважаемых мной деятелей культуры, которые заняли антипутинскую позицию только потому, что их не устраивают некоторые стороны российской действительности. А есть и такие, которым вся эта политика “до лампочки”, но они примыкают к либералам только для того, чтобы хоть как-то остаться в поле зрения. Причем, где? В России! Где их популярность сразу же упадет. Более того, таких деятелей культуры начнет презирать та часть их бывших поклонников, которые заняли патриотическую позицию. Я намеренно не хочу называть имена в надежде, что читатель и так поймет, кого я имею в виду. Тем более, что выбор довольно широкий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров