аналитика
18 Июля 2016, 18:00


«Убить нельзя родить»: нужно ли запретить аборты?

1 619 0
«Убить нельзя родить»: нужно ли запретить аборты? Фото: Politrussia.com

8 июля Россия в очередной раз встретила День семьи, любви и верности. Странно, что этой душевной и теплой триаде отдан всего один день. Но все-таки отрадно думать, что такой день у нас существует. Явление семьи неразрывно связано с детьми, их появлением на свет и значимостью рождения. Однако не каждое зачатие завершается родами, зачастую происходит искусственное прерывание беременности. И отношение к этому - одна из ключевых проблем современности.

Аборты - этот сухой медицинский термин уже плотно вошел в жизнь современного человека. Согласно подсчетам экспертов, в мире ежегодно делают аборты примерно 55 млн. женщин, то есть 21% всех беременностей заканчивается искусственным прерыванием. Считается, что искусственное прерывание беременности путем хирургического вмешательства возможно до 20 недель «жизни плода». Отстраненно-научное слово «плод», «эмбрион» ставит в сознании жесткую границу - мелком обводит понятие «человек», отделяя его от «недочеловека». Однако история абортов уходит корнями глубоко в античность, и до наших дней люди в разные периоды и разных странах постоянно меняли отношения к этому вопросу.

Историческая справка

Ни древние греки, ни древние римляне не считали аборт чем-то противоестественным и не отождествляли его с убийством. Эллины вообще предпочитали не беспокоиться о человеческой сущности - признавали человека таковым лишь после того, как отец появится с ребенком в храме и поднимет его над своей головой. Отсюда два вывода: первый - в утробе матери это еще «вообще неизвестно что»; а во-вторых, возникает вопрос, если отец ребенка перед его рождением погиб на войне, что делать несчастному новорожденному? Но это проблемы жителей Древней Греции, их моральные установки оставим им самим же. На землю все равно впоследствии пришло христианство и, как говорится, установило свой порядок, объявив искусственное прерывание беременности грехом.

И в России долгие столетия именно христианское отношение к зачатию, родам и их прерыванию было нормой. Это не значит, что нормы не нарушали (на то они и нормы), но отношение к нарушителям было соответствующим. Вплоть до начала XX века рождаемость в российских семьях зашкаливала нередко до двузначных чисел, и тому причиной был негласный запрет на аборты.

Тем не менее, именно Россия стала первой в мире страной, узаконившей аборты в 1920 году и опередив все самые демократические страны. С того момента любая русская барышня, решившая избавиться от ребенка, могла получить эту незамысловатую процедуру в медицинском учреждении. Однако существовали и особые случаи: больные сифилисом, острым воспалением почек, пороком сердца, душевнобольные, женщины с туберкулезом второй и третьей стадии, кормящие грудью матери до 9 месяцев могли получить аборт «вне очереди» и «по состоянию здоровья». Для современного общества это дико, но основанием для аборта могли стать и «психологические» обстоятельства, например, нелюбовь к мужу, страх перед беременностью и прочие абсурдные с современной точки зрения условия. Спустя 4 года советское правительство очнулось и выпустило циркуляр Наркомздрава, который вводил необходимость получения специального разрешения на аборт.

Настал 1936 год — и на государственном уровне в СССР был введен запрет на аборты. Большевикам понадобилось девятнадцать лет, чтобы осознать, что запрет оказался губительным.

О качественном предохранении и об экстренной пероральной контрацепции (таблетки «первого дня») в то время пока еще не знали и предохранялись, видимо, поплевав через левое плечо. Поэтому пышным цветом в СССР росли «кустарные» аборты: в 1937 году было зарегистрировано 568 тысяч абортов, в 1939 году — 723 тысяч, в 1940-м — 80 тысяч.

Число абортов в СССР продолжало расти вплоть до середины 1960-х, когда было зафиксировано максимальное за всю историю страны число прерванных беременностей — 5,6 млн в год.

Практически все зарегистрированные случаи (91%) – это незаконное хирургическое вмешательство и вызывание выкидыша посредством совершенно диких способов. С началом 1990-х количество абортов резко пошло на убыль: с одной стороны, и беременеть стали реже, с другой, возможно, люди поняли, что «лиха» уже и так в жизни предостаточно, поэтому сознательно стали делать выбор в сторону сохранения ребенка.

Фото: demreview

Тем не менее, эксперты считают, что официальные данные занижены, несмотря на уверение чиновников, что они учитывают аборты и в негосударственных учреждениях. По словам главы Союза педиатров России Александра Баранова, официальная цифра в России происходит, по приблизительным оценкам, от 3 до 4 миллионов абортов в год.

Как гласит буква закона

В современной России аборты разрешены на государственном уровне, следовательно любая совершеннолетняя женщина может самостоятельно прийти в поликлинику, помахать перед носом врача бумажкой и избавиться от ребенка за счет государства. В случае с несовершеннолетними роль судьи и вопрос постановки запятой в дилемме «казнить нельзя помиловать» ложится на плечи родителей, вовремя не уследивших, что «ягодка созрела».

В принципе, законно проводить аборт до 22 недель срока беременности, однако, согласно Постановлению Правительства РФ № 98 от 6 февраля 2012 года «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» комиссия может решить убить ребенка после 22 недель, если он зачат в результате изнасилования. Кроме всего прочего, аборт в стране может быть сделан и насильно, после установления судом недееспособности беременной женщины. Иными словами, быть ребенку или не быть решит «самый гуманный суд в мире».

По традиции, законы в России вызывают бурю эмоций, а общество разделяется на Монтекки и Капулетти, ведя непримиримый спор. Рассмотрим аргументы обеих сторон, и пусть каждый из читателя решит, какая из сторон близка лично ему.

Убить, нельзя родить

1. Аборты – это способ избавления от «последствий» изнасилования

Главный аргумент сторонников абортов. Действительно, после изнасилования женщина подвержена так называемому посттравматическому стрессовому расстройству, а уж присутствие в ее утробе «плода» любви по принуждению может довести женщину до нервного срыва. Прибавьте сюда гормональные изменения, влекущие нестабильности эмоционального фона, – и получите гремучую смесь, способную привести к самоубийству. Да, безусловно, подобная психотравмирующая ситуация является основанием для аборта, так что в этом случае, пожалуй, со сторонниками можно согласиться.

2. Аборт необходим, когда мать не в состоянии обеспечить дальнейшее развитие ребенка по материальным показателям

По данным экспертов, 23% всех абортов совершается по причине низкого социального положения. Сторонники этого аргумента убеждены, что «нечего нищету плодить». Цинизм зашкаливает: ребенка воспринимают исключительно как обузу и биологическое существо, которое надо кормить и обеспечивать самым необходимым. Однако, во-первых, ни одни тяжелые материальные условия не могут препятствовать регуляции своих половых контактов. Но самое главное - отсутствие возможности идеального обеспечения потенциального ребенка не является оправданием его убийства. Так что в этом случае, стоит признать, решение пойти на аборт является лишь своеобразным средством устранения ошибок по глупости или оправданием эгоизма.

3. Аборт как "средство" сохранения здоровой нации

Не спешите подбирать камень и кидать им в автора статьи. Но действительно, существуют случаи, когда аборт необходим по медицинским и общечеловеческим показателям. Угроза чьей-либо жизни является причиной 25% всех абортов. Я не беру в расчет случаи, при которых еще во время УЗИ становится ясно, что ребенок неизлечимо болен – тут уже вопрос решает сама женщина.

В России применяется так называемая практика принудительных абортов, совершаемых недееспособным женщинам. Недееспособность, напомню, выносится решением консилиума и подтверждается или опровергается в суде. Предвосхищая возмущения тем, что это негуманно, приведу комментарий специалиста – клинического психолога Тамары Старостиной, много лет работающей с тяжело больными пациентами.

Каждый случай, безусловно, рассматривать нужно в частном порядке. Когда мы говорим, например, о средней степени олигофрении, то очень сложно, не видя сам случай, утверждать о способности женщины рожать и воспитывать ребенка . IQ может быть приближен к степени дебильности, тогда у нее больше шансов воспитывать ребенка вместе с постоянной помощью (например, опекуна или, скажем, дееспособного отца ребенка), а если приближен к идиотии, то даже с постоянным шефством это весьма сомнительно. Таким образом, ребенку она ничего не сможет дать, более того она не сможет за ним ухаживать.
Тамара Старостина

Конечно же, это очень тонкий и ответственный момент. Каждый такой случай должен быть внимательно и детально рассмотрен, врачи и специалисты должны учесть все доводы, не относиться к судьбе матери и её утробы машинально. И совсем уж недопустимы попытки, известные со времен гитлеровских бесчеловечных "экспериментов" и повторяемые некоторыми сторонниками евгеники, когда неполноценность являлась поводом для уничтожения ребенка и стерилизации родителей, а здоровую нацию предполагалось вырастить чуть ли не в инкубаторах.

4. Возможность совершения абортов – показатель репродуктивной свободы женщины

Этим аргументом, как правило, бравируют феминистки. Отчаянная борьба за равенство полов, свободу выбора женщины и ее право на «собственное тело» - основные доводы тех, кто считает, что женщина не должна быть ущемлена в праве убить своего ребенка. Если женщину насильно вынудили стать матерью, лишив ее права на возможность соревноваться с мужчиной, получать образование, делать карьеру, а заставили стирать пеленки – о какой свободе выбора идет речь? Однако так рассуждают не только феминистки. Их убеждения находят поддержку в лице ученых .

Такое мнение обосновывает в своих трудах профессора социологии Университета Северной Каролины Майкла Швалба.

Без репродуктивной свободы, которая включает право на аборт и доступность безопасного аборта, женщины никогда не достигнут равенства с мужчинами. Если женщин принуждают к материнству, то они не могут быть на равных с мужчинами, которым не нужно беспокоиться о беременности и обязанности заботиться о ребенке, и это не позволит женщинам добиться успеха в работе и политике. Однако ограничение возможности женщин соревноваться с мужчинами на равных – это только часть проблемы. Законы, запрещающие или ограничивающие аборты, по сути являются открытым заявлением о низшем статусе всех женщин как группы.
Майкл Швалб

Опровергать псевдонаучный феминизм не вижу необходимости, так как никакие права женщины не могут оправдать лишения жизни будущего ребенка, равно как реальная свобода не зависит от лишения себя детей. Замечу только, что отстаивающие такую такую точку зрения, видимо, забывают, что сами когда-то были детьми. А могли и не появиться на свет, если бы их родители рассуждали так же.

Убить нельзя, родить

На этом основные аргументы сторонников абортов заканчиваются. И в разговор включаются противники искусственного прерывания беременности.

1. Аборт является одним из тяжелейших грехов в жизни православного христианина

Официальная позиция церкви по этому вопросу жестка и непреклонна: глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда неоднократно утверждал, что процедуру аборта необходимо изъять из списка, предусмотренного полисом ОМС. Он убежден, что одной части общества необходимо перестать воспринимать аборт как норму, а другой – «спонсировать» такое прерывание беременности за счет налоговых средств. Позиция православных основана на двухтысячелетнем понимании аборта как греха. Протоиерей Александр Ильяшенко свидетельствует:

Ведь аборт – это по сути убийство беззащитного и ни в чем не повинного ребенка. Да, это очень тяжелый грех, который тяжким грузом лежит на совести женщин, его совершивших. К нам часто приходят письма женщин, когда-то совершивших аборт и теперь горячо кающихся в этом, они пишут, как иногда даже с первого же дня после аборта они почувствовали угрызения совести, что, будь у них возможность, они бы не повторили этого страшного шага.
Протоиерей Александр Ильяшенко

Удивительно, но в некоторых вопросах современная наука подтверждает теологические аргументы. Некоторое время назад сотрудники биологического факультета МГУ» окончательно поставили точку в вопросе «Когда человека можно считать таковым?»  Выяснилось, что с момента зачатия это существо является не плодом или эмбрионом, но уже человеком. Таким образом, аборт, даже на ранней стадии беременности, можно смело окрестить убийством и наречь женщину грешницей.

Находятся, правда, ученые, которые не признают ребенка на начальной стадии развития человеком как таковым. Тот же самый калифорнийский профессор Майкл Швалб считает, что между человеком и оплодотворенной яйцеклеткой нет ничего общего:

Контраргумент о том, что «жизнь начинается с зачатия», когда оплодотворенную яйцеклетку приравнивают к человеку, является лишь интересным религиозным верованием, которые не подтверждаются ни наукой, ни здравым смыслом, ни другими религиозными верованиями. Если какой-то человек разделяет это верование и руководствуется им в своей личной жизни и личном выборе – прекрасно. Однако в многообразном и светском государстве отдельные религиозные идеи нельзя превращать в политику страны. Маловероятно, что удастся изменить мнение людей, которые верят, что права эмбриона или плода важнее прав взрослой женщины, в силу своих религиозных убеждений.
Майкл Швалб

Тем не менее, игнорировать такое отношение к зародышу было бы неверно, поскольку Россия по-прежнему является светским государством, и далеко не все жители воцерковленные православные. К тому же это единственный аргумент против абортов.

2. Аборт крайне опасен для организма женщины

Вот с этим уже не может поспорить ни один здравомыслящий человек. Мало того что прерывание беременности само по себе способно вызвать серьезный сбой эндокринной системы и привести к проблемам с гормонами, но и после него женщину могут поджидать неприятные осложнения. Воспалительные процессы, эндометриты, эррозия шейки матки, бесплодие – я опасаюсь за психическое состояние читателей и не привожу весь перечень возможных «спутников».

Приблизительно 70 тысяч женщин умирают от осложнений после аборта, а каждая пятая больше никогда не сможет иметь детей. В России 10% процентов женщин после искусственного прерывания беременности больше вообще не могут иметь детей.  Иными словами, двадцатиминутная операция может обернуться годами дорогостоящего лечения с неутешительным финалом.

3. Аборт является признаком гедонистического отношения к жизни и приводит к моральному разложению общества

Если задаешь мужчинам вопросы: «А вы против абортов или за них? И в каком случае вы отправите забеременевшую от вас девушку на аборт?» - мужчины бьют себя кулаком в грудь и сообщают о категорически негативном отношении к таким операциям. Но бравада утихает, и после некоторых раздумий некоторые совершают «моральный побег», утверждая, что надо смотреть по ситуации и делать вывод, исходя из степени морали самой дамы.

В современном обществе становится нормой проводить «ночи на раз», да еще и без средств защиты. Уважаемые господа, от этого бывают дети. И думать о последствиях обязаны, как ни странно, двое.

4. Аборт влечет за собой неизбежные психотравмы

Искусственное прерывание уже начавшейся беременности обязательно повлечет за собой психологические последствия. Женщина, гормональный фон который уже сдвинулся в сторону от нормального курса, будет переживать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

И хотя его симптомы могут быть незначительными, в конечном итоге они пройдут остаток жизни рука об руку: мысль о нерожденном ребенке и женщина, принявшая такое решение. Долгие курсы терапии и прием дорогостоящих лекарств – психологическая сторона "медали" под названием аборт.

Вечный вопрос жизни и смерти

Человеческая психика устроена так, что даже в самые радостные моменты мы склонны следовать давнему принципу «помни о смерти». Да и вечное мортидо (желание, ориентированное на самоуничтожение) заставляет задуматься о неприятных моментах. Смерть человека, который еще не родился, пожалуй, одна из самых страшных коллизий нашего мира.

Избежать пафоса и патетики в подобных рассуждениях сложно, ведь вопрос о запрете абортов или их легализации является одним из тех первооснов, на которых строится мораль всего общества.

Сторонники абортов, непримиримо враждуя с их противниками, сходятся в одном лишь мнении – искусственное прерывание беременности не имеет критического влияния на физическое здоровье нации, хоть и влияет на демографическую ситуацию в стране. Кроме того, все солидарны еще и в том, что явление абортов само по себе – следствие слабой социальной политики, низкого уровня жизни населения и достаточно большого процента маргинальных слоев общества. А главное - духовного и нравственного выбора человека.

В любом случае, этот вопрос чрезвычайно важно обсуждать, а не загонять его в подвалы абортариев. Как бы Вы решили его, уважаемые читатели?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров