Аналитика
4 Мая 2015, 18:01


Дорогие россияне, не пора ли начать трудиться?

6 951 97
Дорогие россияне, не пора ли начать трудиться? Фото: ursa-tm.ru

Завтра кончаются праздники… Кстати, а какие именно? Мне кажется, что для целого поколения, если не двух-трёх поколений, они стали "первомайскими". То есть "праздник, который 1-го мая", и все. Без содержания. Чего там празднуется?.. Да какая разница, главное, что выходные! Вот "Международный день бабла" — это все поняли бы. Очень доступная идея. А какой-то там "труд"… О чём вы вообще? И все это на фоне разговоров об импортозамещении, развитии экономики, собственном производстве, промышленности. Интересно, из кричащих: "Хоть один iPhone эта страна изобрела?" — много ли будет желающих пойти работать на завод по изготовлению айфонов? Или не царское это дело? Как вообще случилось, что страна почти отвыкла работать, а труд стал считаться чуть ли не позорным делом?

Любопытно, что при всей любви последних десятилетий к Западу, мы не усвоили главную западную идею. Это неудивительно, потому что она никогда не озвучивается. Потому что считается само собой разумеющимся делом. Что трудиться — это так же естественно, как дышать, и даже более естественно, чем кушать, потому что воздух пока еще бесплатный, а вот еду сперва заработать надо.

Вкалывать по-западному

Разумеется, такое положение дел не само собой возникло. Оно обусловлено не столько экономически, сколько культурно и даже конфессионально. Всем, кто знает, что такое протестантская трудовая этика, не надо объяснять, о чем я, а кто не знает — может нажать на ссылку. Труд считался добродетелью самостоятельной и самодостаточной. А вот праздность — смертным грехом. Северная Европа, наиболее развитая экономически, отлично доказала, что такое мировоззрение — хорошая, надежная основа для процветающего общества, в котором трудиться — почетно, а лениться — зазорно.

Апофеозом этого подхода стала пресловутая Великая американская мечта, которая сводилась ровно к тому же, но обещала еще и дополнительные бонусы, помимо благосклонности Всевышнего. Опуская пафос, суть идеи сводится к тому, что ты добьешься в этой жизни ровно столько, насколько хорошо будешь вкалывать. И не будет тебе препон ни социальных, ни сословных - никаких, только трудись побольше.

Американцы вообще большие доки по части маркетинга, и традиционная их трудовая этика, завернутая в такую заманчивую упаковку, покорила умы не только страны, но и чуть ли не половины мира. Не будем вникать, насколько полно эта идея воплощалась в реальной жизни, но отметим, что страна вкалывала даже в трудные годины, вроде их Великой депрессии, и это шло стране на пользу. Вкалывать — это вообще одна из национальных идей Америки.

Вкалывать по-восточному

В Азии ничуть не менее древняя история у этого вопроса — почетности труда и его добродетельности. И тоже именно культурная, историческая и даже религиозная основа под этой идеей заложена. Поэтому она так и устойчива.

И сегодня, при якобы "западных ценностях", именно благодаря своей культуре и традиции Азия так хорошо развивается. Япония, Китая, Южная Корея, Сингапур — едва ли кому-то надо объяснять, что там работа — это почти образ жизни. Часть долга перед предками, перед страной, правительством и начальством. Оставим в покое религиозное обоснование в виде плюшек при реинкарнации — это снова общеизвестные места. Важно, что это там есть и это приносит отличные результаты.

Дэн Сяопин разогнал бездельничавших "онижедетей" и всю страну отправил вкалывать со страшным усердием. А не ждать азиоинтеграции, безвизового режима с Советским Союзом или кредитов от США. И, надо сказать, неплохо получилось в итоге. Настолько неплохо, что это США теперь берут кредиты у Китая.

Вкалывать по-русски

А что же мы? - Ну а что мы. Мы отлично вкалывали всегда. Православие ничуть не хуже кальвинизма или лютеранства предписывало пахать. И как-то не было проблем у империи много веков — успешно развивались.

Потом сменилась парадигма, но прелесть была в том, что работающий человек вообще оказался в центре этой новой парадигмы и труд стал практически новой религией. Все лычки и шильдики, звания и почет выдавались именно за достижения в области труда.

Страна всем сказала: "Вы работайте на меня, а я вам дам все, что нужно: медицину, образование, рабочие места, возможность роста и так далее". И, в общем-то, неплохо давала обещанное. "Каждому по труду" получалось довольно долго. Практически до Брежнева. И вот тут все пошло наперекосяк. Потому что подросло поколение, часть которого почему-то хорошо усвоила только идею "каждому — по потребности", а про первую половину забыла. Конечно, это была только часть. Причем — малая. Но зато какая! Эта малая часть стала потом… властителями дум! Очень неожиданный зигзаг в этом месте получается.

Вотэтоповорот!

Вот возьмем Георгия Мирского, одну из икон «Эха Москвы», одного из любимых их "пророков". Он говорит очень интересные вещи о труде. Вот послушайте его воспоминания о молодых годах:

Фото: Георгий Мирский, доктор исторических наук


"Когда я работал в Мосэнерго, увидел производство, был среди рабочих и мастеров, и на меня это все произвело такое тяжелое впечатление, что я решил выбрать профессию, как можно более далекую от материального производства".

Вот это речи! А еще говорят (причем — эти же самые люди и говорят), что "истребили аристократию и интеллигенцию", всех раскулачили, одни "ватники" остались — сиречь, пролетариат. Прямо как-то не верится, потому что по речам — ну словно читаешь воспоминания барина, которого за провинность сослали на каторгу. В Мосэнерго, ага. Ведь там был буквально лесоповал вперемежку с угольными шахтами. Ну просто рабский труд.

Меня самого трудно заподозрить в тяжелом труде у доменных печей. И образование экономическое, и работа всегда была офисная. Но почему-то воспоминания о том, как я в юности разгружал кирпичи, не вызывают у меня душевной боли. Зато остро помнится огромное удовольствие от получения 50 долларов за 8 часов работы. Простите, но был 98-ой год и я правда не помню, что это тогда было в переводе на рубли. А если бы и помнил, то что говорить о тех "миллионах"? :) И на втором курсе, когда не доросли мы еще до практики по специальности, я как-то ушел летом маленько на стройке поработать — и неплохо так поработал. И всегда жил с убеждением, что царское дело — это быть при деньгах, а работать ради этого — вполне входит в список царевых обязанностей.

Кстати, если снова вернуться к Мирскому, а у нас на носу 9 мая, то вот его слова о том, как он героически помогал в тылу… Ну, короче: "Все для фронта, все для победы — версия Мирского". Читаем:

"Это начало 42-го, это было уже в марте. Я ошибся, меня обманули. Меня взяли санитаром, сказав, что будешь доедать, что от раненых остается. Раненые тяжелые, они мало едят, что от них остается, будешь все есть. Оказывается, все подъедали палатные санитарки, а я был коридорный санитар, мне ни черта не доставалось. Я только утром приходил, мыл коридор, потом выносил мертвых, кто за ночь, обычно под утро умирали, в морг уносил вместе с другим санитаром с другого этажа, потом вез на операции, на перевязки и так далее – ни черта мне не доставалось. Потом я оттуда ушел".

Я вообще всегда немного удивлялся, почему во многочисленных пассажах Мирского об истории военного времени, его личных воспоминаниях и приоритетах тех лет было так много… американской тушенки. Слушая этого доктора исторических наук, я всерьез начинал задумываться, что немцев мы победили, разбомбив их ящиками американской жратвы. Потому что именно ее руководящая и направляющая роль превалирует обычно в воспоминаниях Мирского, а кто не верит — может почитать на "Эхе Москвы" его блог и и послушать записи его передач. И лично во всем убедиться.

В общем, уже очень быстро, годам к 70-ым, работать стало "для лохов", а признаком успеха было устроиться на "теплое местечко", где можно почти ничего не делать и получать хорошую зарплату. Не забывая о бесплатной медицине, образовании и копеечных коммунальных счетах (как мы все уже успели понять, сравнив с нашими днями).

Социально наше государство оказалось как-то удивительно беззащитно перед этим явлением. А люди, утратив идеологический запал, совсем перестали видеть смысл в труде. Хотя, повторяюсь, почти во всем мире, да и в России, и даже в Союзе (поначалу) это считалось практически самостоятельной ценностью.

И вот с такой гнильцой в мозгах мы все хором ввалились в дебри рыночной экономики. Тут произошло окончательно замещение идеи "работать" на идею "зарабатывать". Впрочем, в 90-ых это еще хотя бы было более-менее связанными вещами. А вот чуть позже, когда вернулся нефтяной рай, стало можно довольно таки неплохо зарабатывать, особенно и не работая. Мы все прониклись идеей потребления, и стало неважно, сколько ты зарабатываешь, если тратишь "не на то". Ну а труд… А какой, собственно труд? В системе "удачная работка — бабки — потребление" у труда место довольно факультативное. Если работка совсем уж удачная, то труд не нужен вовсе.

Напоролись

И в этом месте мы со всей дури врезаемся в бетонную стену. Потому что продолжения у истории не будет. Не получится дальше так жить. Либо Россия начнет вкалывать, строить свою экономику, промышленность, реально заниматься импортозамещением, развитием технологий, строительством, производством и всем, что положено порядочному крупному государству — тогда у нас все будет хорошо, и это уже лет через 5 будет совсем другая страна. Либо продолжится культ планшетиков, преклонения перед западными ценностями и азиатскими технологиями — и тогда опять лет через 5 будет совсем другая страна. Точнее, ее не будет.

Нынешняя ситуация дает множество возможностей, но одну исключает твердо: продолжать дальше жить так, как мы жили последние 10 лет.

Я боюсь, что жизнь складывается так, что понимать эту простую мысль нам всем придется "снизу", потому что "сверху" у нас те самые либеральные элиты, которые либо — а-ля Мирский — считают, что "не барское это дело", либо — а-ля Ходорковский — "грабь, а работать лохи будут".

Все, что необходимо, чтобы труд стал почетным, у нас сейчас есть. Он был почетным и в советской традиции, и в дореволюционной. Жизнь, к счастью, не оставляет возможности продолжать массово бить баклуши. Так что личная необходимость в труде тоже есть. И возможностей, честно говоря, чуть меньше, чем хотелось бы, но вообще, по меркам уровня безработицы "развитых западных стран" — не проблема это — найти работу в России. Особенно если ты с головой и руками.

У нас вот даже праздник этот до сих пор остался. Надо же — за всеми перипетиями не отменили его до сих пор. Есть он, живет, и считается праздником государственным.

И получается, все, что требуется от нас — это вспомнить, что "мир" и "май" — это, конечно, хорошо, но вообще "мир" всегда подразумевал в первую очередь возможность и необходимость мирно трудиться на благо своей семьи, себя самого, страны… И, кажется, жизнь только что хорошо нам всем напомнила, что наша страна и мы — это отнюдь не "две большие разницы", а тесно связанные вещи. Практически, одно и то же. Мы — это и есть страна. И сама собой она не станет богатой и процветающей. Мы все не станем.

И нам всем, видимо, стоит намного серьезнее начать относиться к "первомайскому празднику". А точнее — к тому, чему он посвящен.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров