аналитика
16 Августа 2015, 22:34


Противостояние свободы и религии России не нужно

983 37
Противостояние свободы и религии России не нужно Фото: vm.ru

Нашумевшая акция представителей православного движения «Божья воля» в Манеже, в ходе которой активисты разбрасывали и топтали гравюры, а также, по словам куратора выставки, собирались разрушить все экспонаты на площади примерно в 3 тыс. кв. м. Акция сторонников довольно известного в Москве околоправославного деятеля Дмитрия Энтео, безусловно, всколыхнула общественность. Стали — особенно со стороны либерального лагеря, раздаваться все более и более уничтожающие эпитеты — вроде «православного Талибана» и необходимости остановить «православное мракобесие». Мы живем в светском государстве, и опасения относительно вмешательства религии в сферы общественной жизни, от которых она, по Конституции, отделена, имеют вполне обоснованную почву для роста. В то же время Россия является демократическим государством, высшим источником власти на территории которого является ее народ. И народ этот, как бы того ни хотелось сторонникам примитивного и вульгарного секуляризма, имеет вполне определенную национальность и вероисповедание. Как примирить свободу слова и свободу совести? Где та грань, за которой кончается позитивная этическая религия и начинается Средневековье — предлагаю поговорить предметно.

Во-первых, начать, пожалуй, стоит с того, что же такое это самое движение «Божья воля». Если повнимательнее приглядеться к деятельности «православных» активистов, то мы найдем там немало эпатажного и откровенно медийного компонента, мало совместимого с глубокой молитвой и христианским смирением.

Организация Энтео привлекла внимание общественности еще в марте 2013 года, когда участники «Божьей воли» проникли в офис партии ЯБЛОКО в Москве, взяли всю находящуюся в свободном доступе литературу, изданную партией, и сожгли ее у вестибюля станции «Новокузнецкая. Помимо этого, активисты «Божьей воли» провели акцию в Государственном Дарвиновском музее в Москве. В залах музея они цитировали строки из библейской книги Бытие «В начале сотворил Бог небо и землю», распространяли листовки с утверждениями относительно того, что дарвинизм является антинаучной теорией, а также водрузили на крыше здания баннер с надписью «Бог сотворил мир» и флаг с надписью «7522», очевидно, символизирующий византийскую концепцию отсчета времени от «сотворения мира». А в конце октября 2013 года активисты «Божьей воли» попытались сорвать спектакль «Идеальный муж» в МХТ, содержание которого некоторые представители РПЦ сочли богохульственным. Какие же можно сделать выводы из перечисленных выше акций господина Энтео со товарищи. Бросается в глаза откровенно медийная, рассчитанная исключительно на информационный резонанс активность. Мы слышим то о раздаче маек с надписями а-ля «Православие или смерть», то о каких-то эпатажных выходках, то об отслеживании в соцсетях кощунственного контента. Но, к сожалению, ничего не слышно об акциях «Божьей воли» в помощь бездомным, нуждающимся, нет понимания, занимается ли господин Энтео содействием, к примеру, паломнической деятельности, помогает ли в катехизации и миссионерстве?

Возникает, честно говоря, ощущение спектакля, какого-то псевдоправославного перформанса, который делается по лекалам столь ненавистного православным либерального дискурса и по моделям западных движений феминисток или сторонников «прав» ЛГБТ. Энтео представляет собой как бы оборотную сторону той же медали, второе лицо двуликого Януса — естественного, понятного и удобного оппонента для либералов. Удобного в плане его карикатурного, клоунского, шаблонного «православного» фундаментализма.

Однако, понимая всю маргинальность и провокационность акций Энтео, нельзя упускать из виду тот факт, что проблема соотношения свободы совести и чувств верующих, с одной стороны, и свободы слова — с другой, на самом деле, существует. И доказательством тому является проведенный недавно ВЦИОМом социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что почти 67% жителей России полагают, что создатели художественных произведений не должны своими творениями задевать чувства верующих. И меньше трети — 28% опрошенных респондентов поддерживают идею о необходимости во что бы то ни стало сохранить за деятелями искусства право на свободу самовыражения, указывая на недопустимость ограничения этих прав. Также 68% опрошенных полагают, что авторы произведений культуры должны полагаться на чувство вежливости, учета мнения верующего большинства, а также быть более политкорректными. Тут забавно то, что, вопреки расхожему мнению отечественных либералов, у нас вполне политкорректное население, вот только политкорректность эта, по мнению нашего народа, должна в первую очередь защищать мнение и чувства большинства, а не дискриминировать его в угоду пусть и агрессивного и медийно доминирующего, но меньшинства.

И вот тут стоит упомянуть тему целесообразности в принципе разного рода «андеграундного» искусства, которое и вызывает в среде православных (и не только — полно оскорбляющего и мусульман контента) законное неодобрение. Что хотят сказать миру художники, которые изображают святых или самого Иисуса Христа в нелепых и двусмысленных позах. Какой месседж несут произведения искусства, которые высмеивают постулаты христианства или ислама, какой у этого всего рациональный корень. Либеральные нонконформисты хотят таким образом переубедить верующих и сделать из них атеистов? Ну так это полная глупость, если человек тверд в своей вере, подобного рода картины или скульптуры вызовут лишь негодование и желание поговорить с организаторами выставки «по душам». А может быть, это рассчитано на атеистов, чтобы, так сказать, укрепить их в своем неверии? Но рациональный атеизм, в отличие от вульгарного секуляризма либеральной публики, основан на довольно проработанной системе аргументов, многие из которых опираются на доказательную базу науки. Атеистам не нужно смотреть на линолеумные гравюры Сидура, чтобы убедиться в постулатах дарвинизма. Нормальные атеисты читают самого Дарвина или — на худой конец — Докинза. И любому нормальному атеисту так же, как и верующему человеку, будут противны попытки унизить религию с помощью примитивного либерального «искусства». Тем более что значительная часть светской европейской культуры построена на фундаменте христианства, вдохновлялась его образами и смыслами, и отвергать эту тысячелетнюю традицию — значит ставить под удар сами основы нашей этики, морали и, в широком смысле, системы взглядов на мир и место человека в нем.

И в итоге мы вынуждены будем прийти к парадоксальным выводам: и безмозглая акция Энтео, и бесстыжая линия на десакрализацию религии со стороны либерального бомонда преследуют одну цель. Разрушить сложившийся за последние десятилетия довольно хрупкий консенсус между верующими и атеистами в нашем обществе. Сдвинуть градус противостояния с нулевой отметки и качнуть его в сторону ожесточения и формирования в социуме противоборствующих группировок по моральным и религиозным вопросам. И это крайне опасно для общества, поскольку к существующим объективно экономическим и социально-политическим трудностям добавится еще и религиозно-мировоззренческий конфликт. И «Божья воля», и художники-«нонконформисты» в этом плане вполне могут оказаться объектами, которыми играют, как говорится, «втемную». Так может, всем остальным не нужно принимать участие в этом опасном религиозно-политическом спектакле?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров