Российское тоталитарное сектантство: от Сёко Асахара до Бога Кузи
Началось все в
конце 80-х. Государство официально самоустранилось от идеологий и разрешило людям больше не верить в «светлое будущее». Хотя
формально советское государство и до этого момента было светским. Именно так и было прописано во
всех четырех Конституциях СССР. На деле полуофициальной
религией страны советов был марксизм-ленинизм.
Все признаки налицо: непогрешимый
гуру-основатель (Ленин), храм для
поклонения (Мавзолей), не подвергающиеся сомнению догматы и, наконец,
притеснение тех, кто с этими догматами как-то не согласен. То, что советское государство абсолютно все
контролировало - миф. Религиозные секты были и тогда, но размах по сравнению с
тем, что мы видим сейчас, был минимальный. Конкурентов в борьбе за умонастроение
в обществе КГБ нейтрализовывало быстро. Большинство лидеров сект отправлялись в
психлечебницы, а особо рьяные и жадные, такие как, например,
Джинна из бутылки
выпустили либеральные реформы начала 90-х годов. Обнищавшее население, которое в массе своей
оказалось не готовым к долгожданной свободе и рыночной экономике, разочаровалось
во всем: в коммунизме, в либерализме, в Марксе, в Ленине, в Ельцине…
Образовался духовный вакуум.
Однако человеку нужно во что-то верить, важно видеть
какой-то смысл своей жизни. Чем
заполнить вакуум? Православная церковь, сегодня относительно справляющаяся с
функцией некоего нравственного ориентира для общества, тогда только начинала
свое возрождение и была очень слабой. Социальная почва для успеха сектантов
была весьма благодатной. И вот тут как раз и появились многочисленные спасители
душ, пророки, сыновья бога, воплощения Христа, носители божественных знаний,
адвентисты, мормоны.
Все разведки мира послали добивать разваливавшуюся
страну своих провидцев. Гораздо легче и
проще назвать тех, кто поленился и не занялся подобной деятельностью. Безусловно,
самым ярким персонажем тех лет являлся лидер Аум Синрике - Сёко Асахара. Пророчествовал
Асахара о конце света, о своих необыкновенных способностях, среди которых
значилось левитирование. И наши люди, как нигде в мире, уверовали в Асахару.
В
1991 году российское отделение Аум Синирике было самым многочисленным. Российские
адепты собирались и массово медитировали
на стадионе «Олимпийский». В 1992 году
Тогда
деятельность сект стали разоблачать, кого-то разогнали, но настоящей борьбы не
получилось. Закон, согласно которому
каждый человек обладает правом на свободу вероисповедания, оказался на стороне
сект. Они, надо признать, научились весьма умело пользоваться
законодательством. В нужные моменты провидцы быстро вспоминают мирские законы.
Тот же «бог Кузя» отказался давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции
РФ.
Сегодня сектантство - это вполне прибыльный и респектабельный бизнес, который оброс связями с государственными структурами, счетами в банках, юридическими службами, инфраструктурой, политическим прикрытием и так далее. По квартирам продолжают ходить молодые люди набожного вида, облаченные в белые рубашечки, предлагающие ознакомиться с Библией. А число людей, отдающих свои жилища и деньги в пользу пророков, богов и других «божественных» людей, не уменьшается. А если учесть тот факт, что руководящие структуры большинства сект располагаются на территории США, то нетрудно догадаться, куда эти деньги уплывают.
Скажу прямо, что для меня и Аум Синрике (которая, между прочим, до сих пор существует), и вполне официальные, благопристойные секты - организации одного покроя. Основателями сект являются люди с огромными амбициями, прямо пропорциональными нереализованности в нормальном обществе.
История с «богом Кузей»
вновь обнажила всю неприглядность псевдорелигиозного мира. Кстати, сам Кузя не
только по своей биографии, психическим характеристикам, но и даже чисто внешне удивительно
схож с Сёкой Асахарой. На сайте, посвященном Андрею Попову, есть немало весьма
любопытной информации. Он, оказывается, с трех лет Шекспира читает наизусть, пишет
музыку, книги, стихи. А еще он философ, психолог, религиовед. У него феноменальная память
и слух. В литературных опусах все только о Боге, о смысле жизни, о святости.
Ничего о бренном материальном мире.
Да, запретить людям
верить в сверхъестественное нельзя, невозможно и нецелесообразно. Так поступают
только в тоталитарных государствах, которые вместе с социально опасными сектантами
легко сметают обычных граждан. Соответственно,
нужен четкий, хорошо отлаженный механизм, с помощью которого можно было
отличать, выявлять и нейтрализовывать секты. Здесь должен быть, прежде всего, общественный
контроль в этой сфере.
Законодательство о религиозных объединениях, написанное на либеральной волне 90-х, сегодня устарело и требует пересмотра. Важно предупредить молодежь об опасности. Скажем, в Германии, Канаде и многих других странах школьникам выдают специальные памятки, в которых описываются признаки, по которым можно распознать тоталитарную секту. У нас этого практически не делают. Не так давно был принят закон, дающий право религиозным общинам официально регистрироваться. На мой взгляд, нужно обязать их регистрироваться и подумать о механизме наложения запрета на переписывание имущество лиц, входящие в такие организации. Ведь они же люди божьи, люди света. Зачем им чужое имущество? Но мои предложения это одно, а вот реальных действий мы ждем, конечно же, от государства. Надеюсь, что какие-то шаги последуют.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter