Сирийские христиане отказались от аполитичности
Традиции христианства в Сирии имеют древние корни. В Дамаске проповедовал еще апостол Павел, и лишь через несколько столетий после этого здесь начал распространяться ислам. Сегодня христиане составляют около 10% населения Сирии (почти столько же, сколько и алавиты, к числу которых принадлежит действующий президент САР Башар Асад). Но о роли сирийских христиан в вооруженном конфликте многие даже не догадываются.
Христианское движение Ближнего Востока далеко не монолитно и представлено разными конфессиями. До начала войны численность прихожан Антиохийской православной церкви в Сирии составляла 1 миллион человек (минимум половина христианского населения страны). От 500 до 600 тысяч сирийцев называли себя яковитами, то есть приверженцами Сиро-яковитской православной церкви. Православные и яковиты являются наиболее многочисленными христианскими группами в Сирии, но далеко не единственными. На территории государства функционируют Сирийская католическая, Армянская католическая, Протестантская и некоторые другие церкви.
Трудно
сказать, как христиане относились к политике Башара Асада до начала войны. Единого
мнения у них не было. К примеру,
Но в той же статье противоположное мнение высказывает эксперт по Ближнему Востоку Фабрис Баланш: большинство христиан, скорее, поддерживают Асада, хотя некоторые из них все же выступили против режима. Оба эксперта согласны с тем, что христиане к тому моменту оружие в руки не брали. Но это было летом 2012 года. С тех пор ситуация изменилась.
Свое отношение к христианству
боевики «Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» не скрывают. В прессе
регулярно появляются новости о похищенных и убитых прихожанах, уничтоженных
церквях, украденных христианских артефактах, которые продают на черном рынке в
Турции и Ливане. Речь идет не просто о варварстве (хотя именно варварами, чуждыми
любым проявлениям культуры, и являются террористы), а об угрозе для существования самой христианской
общины Сирии. Понимая бедственность положения, греко-католический архиепископ
Алеппо в прошлом году
В такой ситуации первым союзником
сирийских христиан всех конфессий становится Башар Асад. Даже тем, кто не
согласен с действиями режима, президент отчетливо видится "меньшим из двух зол",
о чем
Неудивительно, что на сегодняшний день в рядах правительственных войск Сирии воюют христиане. Трудно сказать, сколько именно (вероятно, никто и не пытался их подсчитать). Достаточно сказать, что в некоторых городах и провинциях христиане составляли большинство населения (например, в Хомсе, который стал ареной самых кровопролитных боев за всю историю конфликта). Учитывая, что армия Асада во многом усилена ополчением из числа местных жителей, христиане просто не могли остаться вне конфликта.
Очевидно, что сирийские христиане не горят желанием становиться беженцами: рассчитывать на поддержку со стороны соседних государств им не приходится. О притеснениях христиан в Турции известно давно, а приверженцы христианства в Ираке сами массово покидают страну. Поэтому христиане, которые взяли в руки оружие, воюют в Сирии, в прямом и метафорическом смысле, за свой дом.
Примечательно, что центры Антиохийской и Сиро-яковитской церквей находятся в Дамаске. И ни та, ни другая даже не заявляла о возможности переноса патриаршего престола в более спокойное место. Тем самым свою солидарность с Асадом демонстрируют не просто христиане, а высшее духовенство двух самых мощных религиозных центров.
Взаимодействие правительственных
войск с ополченцами помогли Асаду стабилизировать ситуацию, когда многие
эксперты уже предрекали ему скорое поражение. Христиане сыграли в этом немалую
роль. Об их успехах
Но клубок
религиозных, национальных и политических противоречий за последние годы запутался
настолько, что сирийский конфликт все больше напоминает войну «всех против
всех». Иногда трудно понять, какие цели преследуют те или иные вооруженные
группировки. И христиане здесь не исключение. К примеру, вот что
А командир одного из отрядов Йохан Козар говорит следующее: «Мы сражаемся не просто для того, чтобы защитить свою веру — мы хотим, чтобы в новой Сирии, которую мы строим, ассирийцы смогли вернуть себе свою идентичность». То есть, веру защитить все-таки нужно: как без веры ассирийцы сохранят «свою идентичность»? Да и к войне их подтолкнуло, как мы помним, отношение ИГ к христианству. Но тот же командир в конце статьи подчеркивает: «Я человек не религиозный, и за религию никто из нас не сражается».
Деятельность МФС, впрочем, требует отдельного разговора.
В 2012 году Папа Римский
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter