аналитика
23 Мая 2015, 12:30


Осквернители: публично вешать не поможет

2 814 34
Осквернители: публично вешать не поможет Фото: politrussia/com

Губернатор Тульской области Владимир Груздев сообщил:

"В Алексине на Вечном огне сожгли венки. Подростки 12 и 14 лет за сутки до этого жарили там картошку. Мы можем потерять поколение, если тупо будем исполнять свои обязанности. Школа должна воспитывать".

На этом фоне какие-то там виляния местом, где спина резко меняет свое название, на фоне мемориала — как-то даже и не стоят упоминания, а новость типа "Полуобнаженные сноубордистки снялись на фоне Вечного огня в Кемерово" смотрится даже симпатично, только сноуборд слишком большой. Вот такие грустные шутки, да.

Обычно комментарии к подобным новостям сводятся к "распустилась молодежь", "не осталось ничего святого" и проч. Тем не менее, у меня тоже нет ничего святого — но рамки-то есть, причем именно рамки личной этики. Скажем, когда мы в почти-еще-детстве пили на кладбищах — то всегда забирали весь мусор с собой, и первый тост был уважительный, "за хозяина столика". Но суть не в могилах, не в эротике и несовершеннолетии, как часто пытаются трактовать события. Вот сами подумайте.

Если мемориал над братской могилой, то там трясогузкам тренироваться нельзя, а если просто памятное сооружение — то можно? (Кстати, УК это четко различает, что не особо логично).

Эротика должна быть эротикой, т.е. эстетическим зрелищем (см., например, кабаре "CrazyHorse"), а не пошлостью инорасового происхождения.

Да и вопрос несовершеннолетия — что вот сегодня еще нельзя, а завтра на день рождения подарок — "все можно"? Глупость же.

Суть не в этом. Вот беглый и неполный список подобных происшествий с Вечным Огнем:

·  2010 г.: "Хулиганы пожарили яичницу и сосиски на Вечном огне в киевском Парке славы. Возмутители спокойствия оказались сторонниками оппозиционного объединения";

·  2011 г.: "Трое молодых людей пожарили яичницу на Вечном огне в Парке Славы в Киеве, чтобы привлечь внимание к “беспределу властей и чиновников”";

·  2011 г.: "Два молодых человека в Петрозаводске затушили Вечный огонь пивом. Они признались, что сделали это “по приколу”";

·  2012 г.: "В вечный огонь мемориала “Борцам за советскую власть” на Советской площади Могилева помочился 20-летний житель деревни Романовичи" (приговор искать не стал);

·  2013 г.: "В Волгограде разгорелся скандал вокруг Вечного огня на Аллее Героев. В новогоднюю ночь зарубежный гость — гражданин Египта — справил нужду прямо на глазах у ошарашенных жителей города" (получил полтора года);

·  2014 г.: "Суд не изменил приговор 26-летнему жителю Новосибирской области, осквернившему мемориал в Белгороде (помочился на "Вечный огонь"). Октябрьский районный суд приговорил его к трем годам исправительной колонии общего режима".

·  2014 г.: "другая осквернительница Вечного огня, совершившая свой неблаговидный поступок в Бердске, — Юлия Васильева — не понесла наказания за поступок, который большинство горожан сочло, как минимум, низким. Эта девушка села ягодицами на жерло Вечного огня в парке Победы в Бердске и сфотографировалась. …в Бердске нет фактических захоронений под мемориальным комплексом".

Извините, делать полную подборку материалов не хочется.

Как видно, УК здесь исходит из осквернения могил — видимо, когда его писали, еще никому не приходило в голову, что можно специально осквернять такие мемориалы. Или же, учитывая либерализацию многих статей последней редакции кодекса, специально классифицировали это лишь как мелкое хулиганство.

Говоря о таких событиях, необходимо понимать в первую очередь мотивацию поступка. Если не путаю, то еще в 2008 году где-то кто-то подрался и пьяные отморозки попытались сжечь труп на Вечном огне. Про убийства по пьяной лавочке сейчас ничего говорить вслух не будем, просто отмечу, что в данном случае просто использовался источник огня рядом. Затем пошли оппозиционные акции вида "пожарить яичницу, чтобы привлечь внимание" (их было больше, я только парочку привел) — т.е. еще есть понимание сакральной значимости объекта, и такое вот привлечение внимания с эпатажем уже явно за гранью, но еще до, скажем так, предела. Потом идут всякие "приколы" в виде тушения пивом; помнится, еще какая-то компания молодых дагестанцев тоже погасила Вечный огонь, причем именно 23 февраля — к делу не пришьешь, но показательное "совпадение". А далее идет полный беспредел, который, что хорошо, хоть иногда наказывается.

И еще один показательный пример, даже не уголовный: в мае 2013 года "в Тольятти на площади Свободы группа молодых людей, многие из которых связывают себя с ЛГБТ-движением…. Выставили портреты известных людей, умерших от СПИДа, у Вечного огня, там же во­друзили объемистую плошку с презервативами". И здесь я не буду утверждать, что они это сделали специально, с целью оскорбить нормальных россиян: очень даже могли думать, что просто привлекают внимание к проблеме безопасного секса, а что презервативы при всей их полезности у Вечного огня неуместны — эти, извините мой клатчский, изделия №2, могли действительно не понимать.

Так вот: суть проблемы, причем, как показано, нарастающей ("приколы" становятся все более гнусными) не в том, что "детей плохо воспитывают". Точнее — и в этом тоже, но кто и как их будет воспитывать? Губернатор Тульской области верно сказал: "Школа должна воспитывать". Но у нас же не задача воспитания, а "предоставление образовательных услуг" — думаете, это случайно, что ли? "Селигер-2007": "министр образования Андрей Фурсенко посетовал на оставшуюся с советских времен косную систему в своем ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное – взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими" — и оставался министром образования после этого еще 5 лет.

Но бесполезно призывать к совести, морали, требовать воспитывать ремнем и словом (раз просто словом не доходит), потрясать "духовными скрепами" и вспоминать, что при Сталине (а также Петре Великом и Иоанне Грозном) такого не было. Лечить надо не симптомы (хотя их надо купировать), а причину. А причиной здесь является отсутствие внутренней точки опоры, самостоятельного понимания "что такое хорошо и что такое плохо".

На простейшем примере интернета: форумы, социальные сети и проч. Обращали внимание, насколько распространено "гы-гы, ничего не надо воспринимать всерьез"? Кроме узкоспециализированных сайтов единомышленников с адекватными модераторами такие тролли пасутся везде. Ничего серьезного, никакой ответственности, only for lulz. И это не просто желание лишь развлекаться, все еще серьезнее.

Если кратко, то ни одно общество не может самостоятельно существовать без норм поведения. Это не значит, что их недопустимо менять (скажем, некогда общественная мораль повсеместно была религиозной, что в XXI веке уже как-то неуместно), но делать это надо аккуратно и с пониманием, что именно менять, как и зачем. Либерализм же размывает нормы. Есть такой певец постмодернизма, Ж. Лакан — широко известный в соответствующих кругах философ! — так вот, цитирую:

В основе понимания Лаканом психических заболеваний. Ученый отвергает взгляд на последнее как на нечто совершенно отличное от нормы. Болезнь — это просто иной способ существования.

Как вам такое, наглядно? Вот и оправиться в Вечный огонь — это "просто иной способ существования". А кто этого не понимает — тот "совок", "вата" и т.д.

"А че такого, не убили же никого?" — типичный тезис. Интеллигентское, кстати: можно делать что угодно, но словесно, а вот нести за это ответственность вида "заслуженно в морду" — ни-ни, это не высокодуховно! Зато "дешево, надежно и практично" (с). Процитирую сохранившиеся реплики обсуждения одного из осквернений Вечного огня:

Вот некая Вика комментирует: А что, на вечный огонь теперь дышать нельзя? Хватит носиться с этими монструозными материальными выражениями великого подвига как с писаной торбой. … А для вас этот кусок чугуна равен могилке родственника? Поди и на пасху к нему плакать ходите?
— Равен, девушка. Равен. 5 человек из семьи моего отца. 3 из семьи матери. И где лежат — неизвестно. Только дядька — под Прагой. 11 мая 45 года.
Вика: Вы взорвались просто сейчас патриотизмом, признав что безликий памятник, абстрактно имеющий отношение к вашим предкам, которых вы даже не видели, равен могилке родной бабушки на руках вас качавшей.
— Я не знаю, как у вас теперь устроены мозги, но даже в годы бурной молодости НИКОМУ, повторю: НИКОМУ из моих друзей и мне лично не пришло бы в голову жрать пивище на могиле. И тем более тушить огонь. Свои бы харю раздолбили в хлам.
Вика: Сколько же скудоумных высказалось за публичную казнь, отправку в тюрьму, пожеланию не ходить по земле, избиению. … За, по сути, пьяную молодецкую выходку. Хоть бы один предложил просто провести с ребятами серьезный разговор, растолковать суть, объяснить. … Фашисты. Омерзительные закостеневшие совковые фашисты.

По мнению девицы такое вот — это "молодецкая выходка"… И показательно здесь именно "бабушку лично знаю, а погибших за то, чтобы я жила, родственников не помню, так они и пофиг". Причем тут "родственники" лишь для наглядности — сражались, умирали и побеждали все за всех.

Вспомним психологию. Да, священное, как и религиозное — дело религиозно верующих и только их. Но сакральное, т.е. безусловные ценности, имеют место для любой достаточно развитой психики — причем это не навязанная мораль "положено, потому что как все", а именно своя этика, которая, понятно, в чем-то будет совпадать по форме с общественной. В частности, уважение к предкам — безусловно для любого индивида с адекватной психикой. Это не означает преклонения, неких специальных ритуалов, можно даже не уважать собственных родителей (случаи разные бывают), но человеческая часть психики автоматом воспринимает себя как часть Рода. Не буду здесь углубляться в тему, скажу кратко: психика не может состоять из одного ratio — это уже не человек разумный, а биоробот. Чтобы психика работала гармонично, нужно не только быть умным (сознательное), но и прорабатывать как бессознательное, так и связь между частями психики. Трансцендентальная функция психики, образно говоря, и работает "проводником" между сознательным и бессознательным, а также "опорой личности".

Кто в курсе темы — тот понял, о чем я; кто не разбирается в аналитической психологии — то, если интересно, придется изучить самостоятельно. Для обсуждаемого же вопроса важно, что психика без проработанного взаимодействия с бессознательным представляет собой грустное зрелище — образно говоря, сирота горемычная, болтающаяся как… ну, цветок в проруби. При этом может быть сколько угодно понтов и т.д., но опоры нет — психика в раздрае.

Бессознательное — на то оно и бессознательное — оперирует не абстракциями, не аналитикой и даже не образами, а символами. Конечно, Вечный огонь — это не строго архетипический символ, но достаточно значимый для влияния на бессознательное.

Короче говоря, строго с т.з. ratio имеем сущую мелочь: какой-то костер затушили. Он еще и в городе горел — а вдруг пожар? Даже полезное дело сделали! А если нужно, чтобы горел — долго зажечь, что ли?

А вот если смотреть на психику полностью — то видна именно полная деградация. Это ведь не "просто хулиганство" и даже не "выражение гражданской позиции". Врага можно и нужно убивать; если целесообразно — то "всех выше тележной оси", но облегчиться на могилу даже врага — это прежде всего неуважение себя. Я, честно говоря, не знаю, как это объяснить понятно и подробно, но кратко в рамках этой статьи тем, кто искренне не понимает — просто потому, что либерализм "свободы от" выел мозг со всеми высшими психическими функциями. Как-то уже объяснял, "что такое предательство и почему оно категорически недопустимо" — очевидно же! — так 225 страниц формата А4 получилось. Так что не буду заморачиваться: если кто не понимает, то тратить время на этот биологический объект нецелесообразно.

Обращали внимание, что в настоящее время весьма часто встречается ситуация типа "критикуют то, что ты считаешь вредным, но таким образом, что становится противно"? Та же приснопамятная шарлиэбдовщина: да, я против монотеизма — но, если исходить из версии, что их пристрелили не в рекламных целях, а именно оскорбленные мусульмане, то я не могу написать, что одобряю их действия, но я их понимаю.

Продвигается как норма либероидный сбой логики: "если не нравится — отвернись". Мне как-то один либертарианец заявлял, что-де каждый имеет право даже атомную бомбу дома собирать, и ему нельзя запрещать, пока он при ее помощи не нанесет вред соседям. Вот то же самое сейчас продвигают либералы, только в области морали, социальных отношений и т.д. Но когда рванет — то будет поздно, и даже утечка радиации как-то не радует.

Фетишизация свободы без объяснения разницы между "свободой от" и "свободой для" понятна: это ведет к разложению общества до атомарного состояния, при котором отсутствуют понятия достоинства, долга, даже дружбы (не путать с просто приятельством). Остаются лишь частные собственники — война всех против всех имени Т. Гоббса. Кому это выгодно — думаю, понятно.

Нельзя забывать: массы не мыслят логически. Можно сколько угодно пропагандировать патриотизм и что угодно, но пока это остается лишь декларацией, а не нормой жизни для всего народа, толку не будет. И передается соответствующее мироощущение не официальной пропагандой, а именно через бессознательное, через символы. Поэтому-то и не стоит возмущаться тем, что-де "георгиевская лента не имеет отношение к Великой Отечественной" — важно то, что это символ, который объединяет нацию в плане отношения к важнейшему событию.

В 1990-е, когда Госдеп писал нам Конституцию, в ней появилась ст.13.1: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" именно поэтому — когда здоровая идеология отсутствует, то занимает место идеология либеральная (цивилизованный вид она имеет или откровенно бандитский — не суть). Я не предлагаю немедленно менять Конституцию, но de facto положение исправлять надо.

России настоятельно нужна национальная идея (и она проста — поддержание и развитие идеи Русского мира: справедливость и воля) de facto, а юридически — дело десятое.

И пока у общества не будет безусловных положительных ценностей, причем системно структурированных и соответствующих русскому менталитету, а не просто "мы за все хорошее, список прилагается", логически объяснить "почему так нельзя", чтобы дошло, — не получится. Можно хоть вешать публично за подобное, но понимания "за что" не будет все равно. Между тем как национальная идея требует не страха, а именно сознательного понимания и бессознательного принятия одновременно. И поддержки государства — с чем, увы, главная сложность…


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров