Бес процента Как его собирается изгонять протоиерей Чаплин
Экономические сенсации в последнее время пошли странноватые: финансово-религиозные. Как такие прилагательные могут сочетаться? А очень просто: вот новость номер раз – «Исламские банки планируют выход на российский рынок». И вот новость номер два: «В нескольких регионах России планируют начать создание православной финансовой системы и православного банка». Для человека, сведущего в экономике и религиоведении обе новости удивительны: в законодательстве РФ нет понятия «исламский банк», а в Библии и Евангелии если что и говорится о «финансах», то только то, что ростовщичество есть грех, ибо ссудный процент Всевышнему не угоден. Но…
Начнем с того, что ссудный процент не менее сурово
запрещен и в Коране – однако «исламские банки» все-таки существуют. Чем же они
занимаются «там» и чем собираются заняться в России?
Сперва про «там»… Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов.
Во-первых, это текущий счет. Проценты по нему не выплачиваются (ибо грех), зато клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в любой момент. Возможно, что это несколько надежнее, чем хранить свои кровные дирхемы просто в кубышке: хотя бы не ограбят сразу… но и только, ибо инфляцию никто не отменял и сегодняшняя сотня дирхемов может через год съежиться до девяноста монет. А то и меньше…
Второй тип «исламского» счета - сберегательный. Он от текущего отличается мало, но … администрация «банка» может по своему усмотрению выплачивать таким вкладчикам «премии»… в зависимости от прибыльности банка. То есть процент, замаскированный под «премию вкладчику» все-таки присутствует, но … никто никому ничего твердо не обещает. Вкладчик может уповать только на благосклонность Аллаха.
И наконец, третий вид «исламского» счета – «инвестиционный». Его владелец имеет право разделить с банком его прибыль или убытки по схеме profit and loss shаring (PLS). Вкладчики получают доход по своим вкладам, который, как правило, сопоставим с процентом в обычных, «греховных» банках. Однако – вот милая деталь! - доход этот не гарантируется. Не гарантирован даже и сам капитал, так как убытки банк компенсирует за счет средств на инвестиционных вкладах. То есть в «исламском банке» владелец больших денег все-таки может получить доход, сопоставимый по размерам со ссудным процентам в банках западных… а может и не получить вообще ничего, кроме убытков. Ибо такова была воля Всевышнего-с…
Спрашивается – стоит ли после этого удивляться тому, что ближневосточные эмиры и шейхи предпочитают свои нефтедоллары хранить в «греховных» заведениях вроде «Бэнк оф америка», а не в своих родных конторках, пусть даже и абсолютно правильных с точки зрения ислама?
Если чему и стоит удивляться, так это инициативе протоиерея Алексея Чаплина, затеявшего создание «православного банка» в России.
—
Сообщил Чаплин и о том, что «православный банк» не будет выдавать кредиты и принимать вклады, а станет посредником между православными инвесторами.
К сведению – именно на «посредничестве» живут и «исламские банки». Они ведь не ссудный процент берут с капитала (это упаси Аллах!), а всего лишь «участвуют в прибыли» тех, кто деньги от них получил.
То есть: собрались где-то в Эр-Рияде почтенные муаллимы и сделали в «исламском банке» некие «инвестиционные вклады» общей суммой… ну, хотя бы в миллион дирхемов. А «исламский банк» этот миллион выдал какому-то Гасану Абдуррахману ибн Хаттабу под некий бизнес-проект. Если проект выгорит, то некий процент прибыли (а не четко оговоренную долю займа!) банк заберет себе и даже какую-то ее часть распределит среди инвесторов-муаллимов.
Причем муаллимам может даже и повезти – при большой прибыли, полученной Гасаном Абдуррахманом ибн Хаттабом, они получат даже бОльший навар, чем в «западном» банке.
Что, кстати, почти нормально – почти что же самое происходит и в «греховных» банках.
Но если вдруг Гасан Абдуррахман ибн Хаттаб сядет на ковер-самолет, да и улетит куда-нибудь очень далеко вместе с дирхемами, то… «исламский банк» ничего не потеряет. И никому из муаллимов ничего не вернет: Аллах дал, Аллах и взял, бывает… Муаллимы, конечно, могут обратиться с жалобой в шариатский суд, но…
В общем – западные банкиры-греховодники могут только локти кусать от зависти – им такой способ минимизации убытков и в самом сладком сне не приснится.
А теперь представим «исламский банкинг» в «православном» варианте.
Как думаете, понравится нашим толстосумам такая «праведная коммерция», при которой можно мелким вкладчикам проценты по вкладам вообще не платить, средним – платить гроши и по настроению, а вкладчиков крупных время от времени просто «кидать» со спокойной совестью?
Есть подозрение, что желающие навариться на «православном банкинге» в бизнес-сообществе непременно найдутся. Вот только какой профит собирается с этого начинания поиметь сама церковь?
Это вопрос интересный…
Вот как описывают процесс получения кредита в «исламском банке» адепты этого вида бизнеса:
Обратили внимание на особую роль имама местной мечети? То-то… А если поставить на его место «настоятеля местного храма»? Чувствуете, какие откроются перспективы у особо правильных батюшек, имеющих выходы на не менее правильных «православных банкиров»? В семинариях, поди, отбою не будет от кандидатов, да…
И только не говорите, Бога ради, всякие гнусности про устойчивые «откатные» традиции в нашей банковской сфере. И про обманутых вкладчиков не говорите. И про «кредитные товарищества», которые по сути ничем (кроме размера) от «исламских банков» не отличаются.
Эти все разговоры - суть дело пустое и зело греховное.
Главное ведь в том, чтобы процентного беса из экономики изгнать, не так ли?
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter