Нужен ли России свой Голливуд?
В позднем СССР народ увлекся всем западным. То ли сказались последствия "железного занавеса", то ли праздное любопытство с желанием заглянуть в то, "как и чем живут у них", но вся страна толпилась у видеосалонов, чтобы на экране телевизора увидеть как Сильвестр Сталлоне лихо расправляется с советскими десантниками во Вьетнаме, а Чак Норрис и Арнольд Шварцнеггер без особого труда побеждают целые подразделения одним, ну максимум двумя ударами кулака. Таких "супергероев" действительно на советском экране, обывателям не хватало.
Нельзя сказать, что советское киноискусство не выдавало продукцию в виде фильмов-боевиков. Но все они были слишком приближенные к реальности, ведь ни в "Зоне особого внимания", ни в "Государственной границе" не было сказочных героев, а была показана жизнь, пусть и героическая, но в то же время чрезмерно знакомая, без особых чудес, с обычными в общем-то людьми в качестве главных героев.
Иное дело продукция Голливуда. Заокеанские герои были сравнимы с мифическими персонажами, чем были привлекательны для отечественного зрителя, искавшего в них чего то такого, что выходило за рамки способностей "обычных" людей.
В поисках "супергероев" отечественный кинозритель даже не заметил, что ищет их в боевиках "второго" сорта, с весьма посредственной режиссурой, "выезжающим" на пик популярности исключительно по причине американской установки середины 80-х годов на ура-патриотическое кино, связанной с необходимостью изжить последствия "вьетнамского синдрома" в обществе, а также благодаря красочным спецэффектам.
Своих "суперменов" отечественный кинематограф стал создавать позднее, по большей части уже после развала СССР. Но эти "супергерои" были зачастую всего лишь адаптированными клонами западных прообразов. Они неплохо дрались с врагами на экране, хорошо стреляли и в конце-концов, выходили победителями с обязательным "хэппи-эндом" в финале фильма. А между тем, в голову обывателей стала невольно закрадываться мысль, что "супергерой" - это обязательно или бравый спецназовец, или на крайний случай - оперативник милиции, стремящийся, но так и не достигающий уровня Рэмбо, Чак Норриса или Брюса Ли. Этих "клонированных" персонажей стали невольно сравнивать с "западными" аналогами, после чего отдельные ценители искусства в рассуждениях пришли к выводу - у нас мол, ни нормального патриотизма, ни своих собственных "супергероев" - не существует и появиться они не могут. А если они и появятся, то конкурировать с американскими и европейскими коллегами по экрану - не смогут, проигрывая им по всем параметрам, начиная от киношной меткости стрельбы и умении драться, заканчивая сопутствующему сопровождению их деятельности поставленными трюками и спецэффектами.
Увлечение западной культурой, искусством и историей привело к тому, что поколение, особенно выросшее в 90-х на импортных боевиках и ужастиках - толком не знает о своей стране ничего. Для них становится откровением порой, когда начинаешь рассказывать об отечественных реальных, а не киношных героях. Например, о том, что как то раз, премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер отказала в аудиенции одному государственному деятелю чтобы... принять
Скажите, кто из соотечественников, если не считать профессиональных пожарных, сейчас помнит подвиг советских пожарных из Чернобыля и Припяти? А между тем, в годовщину памяти жертв аварии на Чернобыльской АЭС их портреты можно видеть в центре Парижа, им открыты памятники в американских и английских пожарных колледжах. И как бы не показалось странным, но весь западный мир о них помнит, знает и гордится совершенным ими подвигом. Но о них не помнят ни в России, ни на Украине.
Конечно, в этом отчасти виноват наш советский и российский агитпроп. Случись, не дай Бог, трагедия подобная Чернобылю в США или Европе, и если бы американские, или европейские пожарные совершили подвиг, подобный тому, что сделали советские пожарные - то наверное незамедлительно было бы снято с десяток художественных фильмов об этих "супергероях". И поверьте, пафоса и ура-патриотизма в этих киношедеврах хватало бы с лихвой.
Но это вовсе не означает, что нам нечем похвастать или нечем гордиться в плане отображения подвигов "суперменов" на экранах кинозалов. У нас есть свои героические страницы и не менее героические личности. Но понимать это россияне начинают, увы, только сейчас, когда импортные "супермены" и их отечественные "клоны" стали изрядно надоедать своей нереальностью и однотипностью. Культура 90-х, где обязательно основной упор делался на критику всего "советского" прошлого, в котором по мнению творцов и ваятелей "творческого продукта", обязательно должен был присутствовать "культ личности" Сталина, ГУЛАГ и звероподобные чекисты, постепенно стала уходить в прошлое. Наступило осознание того, что далеко не все в нашем советском прошлом, в нашей дореволюционной истории было мрачно и плохо. Можно допустить, что многие отечественные продукты кинопроката подвергаются критике обосновано. Но если сравнивать с подавляющим большинством аналогичной продукции Голливуда, то можно однозначно сказать - в отечественном жанре "героического"кино намного меньше ура-патриотизма и лишнего пафоса. Вспомним хотя бы
Другой вопрос, может и должно ли конкурировать подобное отечественное искусство с продукцией Голливуда. Думаю, что американцы, посмотрев ту же "Брестскую крепость" вовсе не обязаны её понимать. В их истории ничего подобного не было. Жителям США, знающим историю своей страны, будут намного ближе и понятнее сюжеты на основе событий в Ираке, или во Вьетнаме. Для них - это неотъемлемая часть истории своей страны. Конечно, можно было сделать и из такого фильма "интернациональный" сюжет - превратив того же
Такими образом, мы подходим к главному. Искусство должно быть понятно той аудитории, на которую она ориентировано. А ориентировано оно должно быть, прежде всего, не на "экспорт", а на потребление собственными гражданами. Вполне логично, что у нас есть свои герои и супермены, которые близки и понятны россиянам, у американцев - они также есть, но они свои. Поэтому
В конце-концов, патриотизм, история и традиции, это прежде всего продукт для потребления прежде всего внутри страны. И подстраиваться под особенности иностранного зрителя по идее не должны ни американцы, ни россияне. Конечно, это не означает, что не надо снимать кино,понятное иностранному зрителю. Существует немало вполне "интернациональных" сюжетов, таких как дружба, любовь, взаимоотношения между людьми. Конечно, такая продукция не сможет создать культ "супермена", но вполне может рассказать о близких и понятных сторонах жизни - не зависимо от того, кто смотрит такое кино - американцы или россияне. Ведь не даром, произведения Льва Толстого популярны не только в России, а практически во всем Мире. Однако, это совсем не отменяет того, что все равно воспринимаются они везде через призму собственных национальных трактовок. Например,
Поэтому, подводя итог битве "супергероев" за сердца потребителей, можно сделать такой вывод. Вполне нормально, что в каждой стране эти персонажи разные с учетом культурных, социальных и творческих особенностей общества. Я начал статью с того, что на самом деле в России немало "кандидатур" на роль своих "суперменов", взятых на основе реальных жизненных ситуаций. Эти герои ждут своего времени, когда об их подвигах расскажут зрителям отечественные деятели культуры в своих произведениях. И если этот рассказ будет лишен желания сделать его подобием продукции Голливуда, то он будет интересен и отечественному зрителю и даже иностранному. Ибо смотреть на результат "клонирования" своих "супергероев" - западный потребитель, скорее всего не будет. Да, в принципе и не обязан. Поэтому "свой" собственный аналог "Голливуда" - России, скорее всего не нужен. Необходимо двигаться в направлении повышения качества отечественного кино, и искать своих "супергероев". Благо, если посмотреть вглубь нашей истории, сюжетов там можно найти более чем достаточно.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter