аналитика
10 Марта 2015, 20:17


Русский Крым — единственный шанс либералов

70 0

Интересуются: а чего, собственно, такого ценного в Крыму — в этом руинированном дотационном полуострове? Ничего не понимая в политике и экономике, объясняю. Английский газон такой ровный и зелёный потому, что его поливают и стригут каждый день. В течение четырёхсот лет. Иными словами, доминирование в той же политике и экономике невозможно без того, что те же англосаксы называют cultural background (собственно, не зря Голливуд клепает столько блокбастеров про древние Рим и Грецию: если своих двух тысячелетий нет, так можно хотя бы погреться в лучах славы чужих).

Ну так вот. Знаете, что на фото? Школа. Да, обыкновенная общеобразовательная школа в Керчи. На том самом полуострове, где на въездной стеле в средний городок спокойненько так написано: «Евпатория — 2500».

И знаете что? Я хотел бы, чтобы мои дети учились в такой школе. Чтобы они читали стихи Пушкина под высокими потолками с лепниной. Чтобы на уроках МХК им рассказывали про античную архитектуру (ионический ордер, привет!) на примере здания, куда они ходят каждый день. А когда ваши дети будут изучать «Илиаду» (хотя бы на уроке истории древнего мира о ней расскажут, а если повезёт, и на лит-ре) — то учитель их отведёт к морю, и они будут читать список ахейских кораблей под шум прибоя. Потому что море в ста шагах от этого Богом забытого провинциального ГБОУ. Понимаете, да?

Я хотел бы для своих детей именно такую школу, а не угробищную хрущёвскую панельку, где, несмотря на всю доброту и талант учителей, прошло моё детство. Когда тебе в паруса с детства дует ветер, несущий запах двух с половиной тысяч лет высочайшей культуры, — это и есть настоящий европейский вектор, понимаете?



Идём далее. Вернее, движемся от Керчи — на запад. Знаете, что на фото? Театр III века в Херсонесе Таврическом. Думаете, мёртвые развалины? Как бы не так. Городские театры имени Лавренёва и Луначарского каждое лето ставят вот здесь аутентичные античные драмы.

Ещё раз: Лавренёв, Луначарский (при всём уважении) — и Софокл с Еврипидом. Чувствуете как бы некоторую разницу, да? Второе — это даже не трамплин, а целая катапульта, вбрасывающая тебя в 25 веков антично-европейского логоса. (Да, Борис Лавренёв — писатель хороший, но, думаю, вы понимаете, что смысл моих слов несколько в другом.)

Понимаете, нет? Студенты филфака (в Севастополе есть филфак, э?) после лекций об античной драме идут на эту самую античную драму в настоящий античный театр. Вы бы не хотели такой судьбы и такого окружения для своих детей? Вот я — да.

Двигаемся на запад. В Кёльне были? Вы там должны были быть хоть разок до подорожания бивалютки: рядом — Дюссельдорф, центр мод. Да, там шопятся. А какой главный музей в самом сердце Кёльна, прямо рядом с Собором, — знаете? Правильно: R?misch-Germanisches Museum. Где с немецкой педантичностью собрано всё, то есть вообще всё, что только смогли найти во время раскопок крепостицы, охранявшей какой-то малозначительный мостик через реку на самой-самой окраине Pax Romana. (Наскребли, честно говоря, немного: на пару этажей среднемузейного здания с трудом достаёт).

Но и всё-таки: в название музея ещё раз вчитайтесь. Римско-Германский. Йа, йа, мы — продолжатели великой (без шуток, великой) культуры. Йа, йа, зер гут!

А всё это для чего? А для того, что невозможно стать политическим и экономическим гегемоном без культурного базиса. Как зерно без почвы не вырастить, понимаете? Возрождение именно в Италии началось как раз-таки потому, что античного наследия на Апеннинах было — что хипстеров в Парке Горького в рабочий день. Это как спичку к пролитому бензину поднести, если метафорически.

Где самая мощная массовая культура — комиксы все эти да Супермены? В Америке, да. А почему? Потому что своего двадцативекового космоса, как у европейцев, в Новом Свете нет — вот и изощряются. Собственно, график роста военно-экономической мощи США идеально совпадает с успехами Голливуда: «золотой век» американского кино и так называемое «государство всеобщего благоденствия», то есть беспрецедентный рост благосостояния американского среднего класса — укладываются один и тот же промежуток: 1950-е. (Это я к тому, что культурный базис экономического роста не обязательно должен быть классически-античным; но античное наследие супротив массовой культуры — оно примерно как для стритрейсера — закись азота в сравнении с разбавленным бензином Василия Алибабаевича).

Но вернёмся в Крым. Ну, я к вам, господа либералы, обращаюсь, ага. Вы ведь за европейские ценности? За права личности? За уважение к… э-э… меньшинствам? А на каких культурно-исторических архетипах вы будете своих (хотелось бы верить: наших) детей в соответствующих ценностях воспитывать? Одних демократических вех Новгородской вечевой республики (имевшей к тому же печальную судьбу) маловато. А тут вдруг такой подарок: Херсонес, с настоящими традициями античной полисной демократии. А вы: фе. А в Европу (то есть в настоящую Европу: не Кончиты Вюрст и прилюдно забитого гвоздомётом жирафа Мариуса, а Европу римского права, римского Сената и римских легионов) — на чём придём, на каком культурном базисе? На «Архипелаге ГУЛАГ»? Или на «Диссидентах» Подрабинека? Или на «государстве, которому двадцать сколько-то там лет»? Нетушки, лично мне Софокл с Еврипидом и «Евпатория 2500» как-то ближе.

Именно поэтому за Крым надо держаться. И за Калининград надо держаться, за Иммануила Канта с его классической философией, за Леонарда Эйлера с его классическим решением задачи о кёнигсбергских мостах. Либералы, вам Бог (или в кого вы верите?) бесплатное такси к дверям подогнал с трафаретом «В Европу» под ветровым стеклом, а вы: «Не заказывали! Такси не наше!!» Ну и оставайтесь при своём тоталитаризме. И это уже не шутка.

И отдельная просьба — друзьям-ватникам. Вам-то, благодарение Господу, про Крым объяснять не надо. Но, уж прошу вас, попробуйте растолковать знакомым либералам: этот полуостров, его двадцатипятивековой культурный слой — кратчайший путь к настоящим, классическим европейским ценностям, о которых писали в романах Дюма-отец и Сент-Экзюпери. Кроме шуток.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров