Аналитика
6 Мая 2015, 21:55


Конец сказки про $50 миллионов

8 613 28

Нет худа без добра, и враньё наших уважаемых «друзей» удивительным образом принесло пользу. Сказочка Forbes про сечинские «пять миллионов в день», на которую им потом пришлось печатать официальное опровержение, принесла неожиданные плоды: «Роснефть» опубликовала свою документацию по формированию вознаграждения для руководства компании, включая её главу.

Вспомним, как Бершидский с гордостью тогда писал, что глава Exxon Mobil Рекс Тиллерсон заработал $40 266 501. И даже популярно доказывал, что такая сумма — это нормально и правильно.

А вот зарплата президента «Роснефти» Игоря Сечина составляет на сегодня от 15 млн до 20 млн руб. в месяц, как следует из корпоративного стандарта компании о выплатах и компенсациях топ-менеджерам. Документ предусматривает также годовую премию главе «Роснефти» в 150% от годового денежного вознаграждения.

То есть включаем калькулятор: от 3,5-5 миллионов долларов без годовой премии, и до 9-12 миллионов — с премией 150%. Учитывая все последние обстоятельства, я сомневаюсь, что будет иметь место сценарий с максимальным вознаграждением. Мне кажется, что некое лицо «наверху», которому не понравилась шумиха, поднятая Forbes, и которое распорядилось обнародовать документы о формировании доходов менеджмента «Роснефти» — это лицо не будет склонно считать управление компанией безупречным, а вознаграждение, соответственно, — максимальным.

Мы все были свидетелями кампании по снижению доходов и зарплат высших чиновников, и я думаю, что Сечина тоже засосёт в эту историю. Будет предъявлена сумма около 7-9 миллионов долларов, которая на фоне 25 миллионов Тиллерсона покажется довольно скромной и сопоставимой скорее с 6 миллионами Тони Хейворда, главы British Petroleum.

Вообще, в этом виден некий «синдром Ходокрковского», не находите? В нашей стране как-то принято начинать с «нефтянки». Чтобы потом другие про себя думали: «Уж если САМОГО Сечина!.. То других-то, наверное, вообще через колено сломать могут…».

Потому что закончились «семь тучных лет» и пришла пора уклоняться от объятий. Раньше Миллер, Сечин и прочие добытчики справедливо могли говорить: «Я же дают тебе милиларды? А все мы вместе — триллионы. Так что за беда, если я себе возьму несколько миллионов на бенефиты?».

Но жизнь впереди длинная, а с учётом грядущего снятия санкций с Ирана, с учётом ИГИЛ, возможного финансового кризиса — миллиарды становятся под вопросом. Добывать их год от года будет всё труднее. Мало того, что выходят на рынок новые (старые) игроки, так ещё и потребление может серьёзно сократиться, если кризис ударит по-настоящему. Если проблемы начнутся не у американских банков, а у самого Его Величества доллара.

А впереди — битва за арктические ресурсы, за получение (или развитие) технологий, за повышение эффективности и снижение издержек на фоне отнюдь не радужных прогнозируемых цен на углеводороды. Работать «прохладно», а сверхприбыль извлекать за счёт завышенных цен — больше не получится. Придётся работать по-настоящему. А не выпрашивать деньги из ФНБ, которые никто не намерен давать.

А впереди ещё представители крупнейших банковских структур, ФПГ, других добывающих отраслей... Кажется, мягкое и забавное медведевское слово "модернизация" начинает наконец звучать по-злому и серьёзно. Не как снисходительная прихоть безмятежных чиновников, а как необходимость почти военная. И затронуть она должна будет все важнейшие сектора нашей экономики.

Но менять команду топ-менеджеров, по-видимому, пока не станут. Да и не факт, что следует. Нет никаких оснований думать, что новые будут эффективнее нынешних. Нет-нет, новых придётся точно так же мотивировать и заставлять работать. А коли так, то почему бы не начать уже сегодня? С теми, которые есть? Если поймут намёк правильно и начнут демонстрировать нужные результаты, то можно им и платить. А если не поймут первого намёка — с требованием раскрытия схемы формирования доходов — то можно и к более очевидным действиям перейти. Федоров и Хорошавин, кажется, уже могут подтвердить, что спокойная жизнь заканчивается сегодня у многих. А нам остаётся лишь смотреть, действительно ли это новая политика по модернизации государственного управления, или нам, увы, показалось. Характер Путина, в принципе, допускает такую возможность. А окончательный ответ, наверное, даст только время. Но не очень долгое — сейчас все вопросы стали решаться куда быстрее.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров