аналитика
5 Мая 2016, 11:00


Судьба Трансатлантического партнерства решится в 2017 году

1 180 0
Судьба Трансатлантического партнерства решится в 2017 году Фото: Reuters.com

«Политическая Россия» уже не раз писала про ситуацию вокруг Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) и его последствиях для Старого Света:

«Европейские экономики после подписания соглашения окажутся полностью беззащитны перед лицом недобросовестной конкуренции, а создание экстерриториальных арбитражных трибуналов приведет к уничтожению экономического суверенитета и к росту могущества ТНК по сравнению с "традиционными государствами". Кроме того, будут созданы все необходимые условия для рейдерства и перехода самых "интересных" отраслей европейской экономики под контроль Штатов».

Напомним, что переговоры о TTIP идут уже несколько лет, и при этом документация проекта в целом до сих пор является секретной. Удивительного в этом мало, если учесть хотя бы те фрагменты, которые всё же становятся достоянием общественности. По сути, в них прописывается защита транснациональных корпораций от претензий правительств, запрет регулирования страхового и банковского бизнеса, частичный переход социальных функций в частные руки (и понятно, что будет приватизировано самое выгодное), а само соглашение в целом направлено на минимизацию роли государства в экономике. При этом подписание документа делает его практически необратимым: процедура выхода не прописана в принципе, а просто выйти в одностороннем порядке невозможно, так как соглашение предназначено для подписания не отдельными странами, а Евросоюзом в целом.

Переговоры, очевидно, затянулись, что явно не устраивает Вашингтон, который, как стало известно, уже перешёл к прямому давлению на Европу. Немецкая газета «Süddeutsche Zeitung» пишет, что в её распоряжении оказались документы, которые доказывают, что США угрожают сократить импорт автомобилей из ЕС, если Европа не согласится приобретать ещё больше американской сельскохозяйственной продукции. Более того, оказывается, что Европе угрожает наплыв некачественных американских товаров: стандарты на пищевую продукцию в ЕС гораздо строже американских, и подписание TTIP будет означать появление на европейском рынке более дешёвых, но вредных для здоровья продуктов — и, как понимаете, с вытеснением местных, более качественных.

Впрочем, разница стандартов касается не только продуктов питания: «Süddeutsche Zeitung» приводит в пример косметику: в ЕС при её производстве запрещено использовать 1382 вещества, между тем как в США — лишь 11.

Председатель Федерации потребительских организаций Германии Клаус Шульц отмечает:

«Внимательное изучение документов показало, что почти все страхи, связанные с намерениями США в рамках TTIP по отношению к рынку продуктов питания, оказались оправданными».

Торговый эксперт Greenpeace Юрген Книрш также обеспокоен тем, какие экологические последствия может иметь заключение соглашения:

«То, что общественности удавалось узнать из этих тайных переговоров до этого, казалось кошмаром. Теперь мы знаем, что это скоро может стать реальностью».

Почему США переходит к прямому давлению на Евросоюз? Цейтнот.

Во-первых, отношение к антироссийским санкциям в Европе сейчас неоднозначное, имеется группа стран, которые активно выступают против их продления. Политолог Алексей Панин указывает на этот аспект спешки:

«США пытаются воспользоваться случаем, понимая, что освободились определенные зоны, которые раньше были заняты российским бизнесом — или в качестве сбытового рынка, или как партнерской стороной. И Штаты пытаются в эту нишу влезть, пытаются сделать это агрессивно, понимая, что если через год-два санкции против России отменят, то подписать TTIP будет значительно сложнее».

Стоит в связи с этим аспектом вспомнить и мартовское заявление министра экономики ФРГ и вице-канцлера Зигмара Габриэля, который предложил отменить санкции против России этим летом и поддержал предложение РФ о создании общей зоны свободной торговли.

Во-вторых, в 2017-м году пройдут выборы президента во Франции и парламентские выборы в Германии. И есть мнение, что проевропейские и тем самым антиамериканские политики могут значительно усилить на них свои позиции. Сегодня сохраняются шансы у Марин Ле Пен навязать борьбу за пост главы Пятой республики, да и в ФРГ, судя по последним местным выборам, расклад в парламенте может существенно измениться в пользу правых.

Чем больше проходит времени, тем больше нарастает европейский протест против Вашингтона, и даже сам Евросоюз уже не выглядит как единственный вариант будущего.

Что же касается именно TTIP, то в Европе сегодня проходят массовые протесты против подписания соглашения (так, в октябре прошлого года в Берлине вышло на улицы более 150 тысяч человек), и политики не могут игнорировать такие настроения до бесконечности.

В-третьих, Барак Обама призывает завершить переговоры по TTIP до конца года, пока он ещё «у руля» — в США также не все поддерживают проект: за два года количество сторонников снизилось с 50% до 15%. И если Обама всеми силами проталкивает TTIP, то Дональд Трамп никогда соглашение не поддерживал и даже назвал его в «Твиттере» «ужасной сделкой». Не является сторонницей подписания и Хиллари Клинтон. Против выступают также профсоюзы и часть бизнесменов и политиков, которые считают важным придерживаться протекционистской позиции.

Трансатлантическое партнерство не является чем-то необходимым: вполне можно сотрудничать в рамках ВТО и т.д., по сути идёт противодействие бизнеса, который в результате понесёт убытки, и бизнеса, который «поднимется» после принятия новых правил игры. Политики лоббируют соответствующие группы, а Вашингтон привычно заставляет силой подчиняться Европу. Итоговая выгода в случае принятия соглашения в любом случае по большей части достанется транснациональным корпорациям, которые станут важнее государств настолько, что для них будут организованы даже специальные международные арбитражные суды (ISDS — Investor-state dispute settlement), предназначенные для разрешения споров между частными компаниями и государствами.

Насколько справедливо действуют подобные суды, наглядно видно на примере дела ЮКОСа.

При этом, по сведениям, всё же просочившимся в прессу, компании будут иметь право подавать иски на государства, но не наоборот. Глобализация торжествует, национальные интересы игнорируются.

Министр торговли США Пенни Прицкер открыто заявила:

«TTIP — это геостратегический шанс укрепить трансатлантическое пространство. Благодаря этому проекту США и Европа смогут диктовать правила торговли в XXI веке».

Знаете ли, какой-то странный этот свободный рынок, раз надо диктовать правила, а не заключать сделки согласно желаниям участников. Да и добавление «и Европа» тут лишь для проформы, что наглядно видно на примере тех же антироссийских санкций, которые приняли США «и Европа», но что Европа этим добилась?

Будущее мира решается именно противостоянием глобалистов и национальных государств, и ситуация с подписанием TTIP, пожалуй, самое главное сражение в настоящий момент.

P.S. Свежее дополнение. The Washington Post опубликовала слова Обамы:

Америка должна задавать тон. Другие страны должны играть по правилам, которые устанавливают Америка.
Обама Барак

Открыто, не стесняясь. Текст соглашения, разумеется, до сих пор не публикуется. При этом Франсуа Олланд во вторник высказался против подписания соглашения, так как договор «слишком дружественный» для бизнеса США. А значит, по всей видимости, в этом году никакого прорыва в переговорах о TTIP ждать не приходится - судьба его решится в 2017 году.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров