Опасные игры с “Газпромом”: Украина может подставить своих поставщиков
В поисках средства освобождения от газовых обязательств перед “Газпромом”, украинские власти и их “европейские партнеры” постоянно прощупывают потенциальных поставщиков, но натыкаются на следы деятельности того же “Газпрома” или влияние России. Газовые игры имеют несколько аспектов: политический, экономический, стратегический, технологический и собственно ресурсный.
Разговоры о “нефтегазовой игле России” как о великой проблеме, ставшие модными в последнее время, явно отдают неполным пониманием вопроса. Зависимость экономики от ресурсов, конечно, имеется, но интереснее рассмотреть зависимость других экономик от российской политики распределения этих ресурсов с помощью такого инструмента, как “Газпром”. По сути, эта организация осуществляет непрямые воздействия и создает сложные контрактные схемы, позволяющие в определенный момент диктовать свою волю соседям и их господам из Старого Света.
Как стало известно прессе, украинские власти пытаются найти выход на газ из Казахстана для того, чтобы сократить закупки из России. В самой попытке нет ничего нового, она не первое такое действие, демонстрирующее непонимание современного устройства многополярного мира, который сложился, несмотря на упорное нежелание верить в это основных спонсоров киевского режима из-за океана. Казахстан — один из ведущих партнеров России по Таможенному союзу, и попытки вступить с ним в договорные отношения равносильны попыткам пролезть в него через заднюю дверь.
С точки зрения мировой экономики также следует учитывать перечисленные выше аспекты газовых взаимодействий, все узлы и контрольные ниточки которых находятся в руках “Газпрома”.
Система поставок газа завязана на контракты, иногда очень сложные для понимания непрофессионала. Во-первых, все эти контракты длительные и с условием обязательного приобретения - покупатель обязуется приобрести не менее определенного количества газа в установленные контрактом сроки, и невыполнение этого обязательства рассматривается как серьезное нарушение. Во-вторых, контракты запрещают производить виртуальный реверс в пользу транзитера - это значит, что Украина не может придержать часть газа в своих хранилищах и оформить это как поставку из Европы. В-третьих, что очень серьезно, обязательства транзитера предполагают наличие в его хранилищах определенного технологического запаса газа, при котором обеспечивается давление, необходимое для его отбора в систему трубопроводов. Стоит только упустить этот параметр, как стоимость прокачки резко возрастает для конечного потребителя, при этом первый поставщик - “Газпром” - высказывает претензии в части невыполнения условий транзита. Пугать Россию отказом от транзита можно только в расчете на аплодисменты обывателя - услуга платная, договор длительный, а получение газа самой Украиной во многом зависит от ее транзитных действий.
Теперь о закупках в Казахстане. Да, там есть некоторые запасы для продажи, но проблема в том, что газовые “свопы” на постсоветском пространстве отслеживает все тот же “Газпром” и быстро скупает все свободные объемы, перенаправляя их своим потребителям. Не стоит думать, что у этой организации нет собственной политики жесткого монополиста. Так, приобретенный у Астаны газ он направляет на свои ГПЗ в Оренбурге, а в Казахстан поставляет свой газ, пользуясь тем, что на восток страны идут российские трубопроводы. Свопы в размере полутора-двух миллиардов кубометров до 2038 года закуплены “Газпромом” на корню, как репа на полях.
Мало того: все пути этого газа, потенциально покупаемого Украиной, идут через Россию, через коммуникации “Газпрома”, который не станет создавать особо выгодных условий транзита. Казахстану в этом случае все равно - Россия купит излишки. Да и непризнанные Россией обязательства по “Энергетической хартии” делают бесполезными разговоры о свободе транзита, поскольку цена музыки - дело самого музыканта, в руках которого находится инструмент!
Заявления украинских энергетиков о
“покрытии потребностей газом из Европы” - очередной политический блеф,
поскольку сама Европа получает большую часть газа из России, а строительство
очередного трубопровода через Балтийское море только подчеркивает эту
зависимость. Обещания США “затопить” Старый свет газом из танкеров - красивая
стратегическая идея, которая очень дорого обойдется в реализации.
Что касается попыток реверса через Европу - тут вступают в силу специальные условия контрактов, которые запрещают виртуальный реверс газа транзитеру. Для этого существует инструмент - шипер-коды, без раскрытия которых никакой реверс не считается законным, и любой суд признает его нарушением контракта. Украина просит раскрыть эти коды, “Газпром”, естественно, отказывается.
10 июля украинские СМИ сообщили о закупках газа в Словакии и увеличении
потока оттуда на 18%, что, якобы, делает внутренних потребителей независимыми
от российских поставок. Но независимость эта несколько лукавая: для
обеспечения европейского транзита придется закачивать в хранилища
5 июня возобновились поставки газа
Но умалчивается важная деталь: все эти поставки идут по небольшим
газопроводам не в режиме реверса. И Словакия не намерена
Для отопительного сезона необходимо накопить не менее 19 миллиардов
кубометров газа в собственных хранилищах, при этом 15 июня запасы находились на
уровне
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter