аналитика
19 Мая 2015, 20:50


Киргизия и секты

1 426 21
Киргизия и секты Фото: Reuters

С начала месяца в Киргизии зафиксирован значительный всплеск активности американских сект. Почему американцам важна Киргизия — это очевидно из карты. Во-первых — это прямая граница с Китаем и Казахстаном. Причём граница, которая не контролируется Россией. Киргизия — это как Молдова возле Украины или Грузия возле нашего Кавказа. Окно для влияния на наших соседей с территории слабенького, но независимого государства. И украинский опыт уже показал, что добром это влияние не заканчивается. Пылающий Казахстан сулит такие проблемы, рядом с которыми и украинские беды покажутся сказкой.

Фото: Гугл.Карты

О том, какой незаурядный интерес проявляет Особенная Страна к этой среднеазиатской республике, уже писалось. Там так же бережно и трепетно, как некогда на Украине, взращиваются антироссийские настроения и элиты. Там — тоже как на Украине — уже была одна революция. И там сейчас сосредоточены усилия американцев по целому комплексу причин.

Киргизия (Кыргызстан)

В начале мая в Оше — «южной столице» Киргизии — были задержаны 12 иностранцев, из них пятеро — граждане США, остальные — Украины, Канады, Бразилии, Швеции и Южной Кореи. После наступления темноты эта дюжина, надев традиционные кыргызские головные уборы, стучалась в двери домов в узбекском квартале. Жители узбекских кварталов Оша прекрасно помнят, как начинались трагические события 2010 года, когда этнические погромы унесли жизни сотен людей, в основном узбеков. Напуганные, они вызвали милицию. На допросе выяснилось, что все задержанные принадлежат к протестантскому религиозному движению «Культура и традиции». Они утверждали, что прибыли в Кыргызстан вообще и в Ош в частности «с миссионерской деятельностью и для изучения местных традиций и обычаев». А стучались ночью в узбекские дома лишь потому, что заблудились: искали дом пастора секты «Слово Бога» (иеговиста), который им якобы отвели для ночлега. Старшему из задержанных было 46 лет, а остальным — от 19 до 26.

Через несколько дней милиция Оша задержала еще одну группу иностранцев, на сей раз шестерых — россиянина, двоих англичан и троих украинцев. Эти бродили вокруг историко-музейного комплекса «Сулейман-тоо», надев уже узбекские головные уборы, и приставали к прохожим, расспрашивая их о политической ситуации в стране. Они также оказались адептами одной из пятидесятнических сект.

И первая, и вторая группы прибыли в Кыргызстан с Украины. В городском УВД Оша в принципе утверждают, что в последние две недели наплыв странных иностранных гостей — молодых мужчин — заметно увеличился. И опасаются обострения обстановки накануне пятилетия кровопролитных столкновений между кыргызами и узбекской общиной второго по значимости города Кыргызстана. Но это частная проблема местных властей, к которой они заранее готовы, а значит, должны справиться. Интересней другое — то, что в откровенно провокационных (причем с какими-то средневековыми переодеваниями) акциях открыто засвечены пятидесятнические секты, работающие под прикрытием «миссионерской деятельности».

Если деятельность неправительственных организаций (НПО) достаточно легко проследить и вычислить (включая финансирование), то работа сектантских структур, как правило, гораздо более засекречена. Сама специфика работы НПО вынуждает их пребывать в публичной сфере, их сотрудники на виду, они участвуют в официальных мероприятиях, сами создают информационные поводы, поскольку нуждаются в популяризации своей работы и самопиаре. Кроме того, они должны отчитываться за гранты и физически встречаться с грантодателями и кураторами, среди которых в обязательном порядке присутствуют аккредитованные дипломаты и штатные сотрудники официальных агентств типа USAID.

Деятельность религиозных организаций подобной публичности не требует, а сам образ жизни секты (и как единого организма, и ее отдельных представителей) в подавляющем большинстве своем тих и незаметен. Негласно — только для своих — проводятся собрания, новых адептов привлекают индивидуально, а не толпой, места собраний часто меняются, особенно в том случае, если секта запрещена или не зарегистрирована официально. Лишь в небольшом числе случаев крупные секты имеют свои молельные дома или постоянные места собраний. А наиболее одиозные секты с «громкими», всем известными названиями часто регистрируются как совершенно новые общины, якобы не связанные с «материнской» структурой. Например, в киргизском случае так и не удалось установить, что это за «Культура и традиции» такие. Да, пятидесятники, пятидесятнических сект в мире сотни. А вот «Слова Бога» — это уже явно иеговисты. Иногда ответвления протестантского сектантства, оказывается, сотрудничают и вполне уживаются, несмотря на непреодолимые теологические разногласия.

Почему секты

Во-первых, секты по своей сути притягивают к себе особенно активных граждан. Кто-то уходит в полуподпольные движения типа «Правого сектора», кто-то идёт в секты. А уж там слово каждого локального пророка — это истина в последней инстанции. И что этот пророк скажет разносить и проповедовать, то эти люди и будут говорить своим землякам.

Между сектами и внешнеполитическими ведомствами США — Госдепом и ЦРУ — есть прямая связь и взаимные услуги. Американское государство своим политическим весом продавливает местные власти других государств для того, чтобы те не препятствовали деятельности американских сект. А если не получается сделать напрямую, то действуют завуалированно, оказывая поддержку информационную (с кем и как «договориться можно», как пробраться, как себя лучше вести на месте, что можно и чего нельзя), поддержку связями и «своими людьми» из местного чиновничества, «приверженного демократическим ценностям», решая различные «вопросы».

Во-вторых, в сектах регулярно оказываются и довольно влиятельные или, как минимум, перспективные люди. Вовлечение их позволяет иметь в будущем «агента влияния» на высоких уровнях, не говоря уже о том, что секты и так всегда оказывают всемерную поддержку «своим» в продвижении по карьерной лестнице, чтобы те помогали лоббировать нужные интересы.

Обеспокоенность тут отнюдь не надуманная. Например, сайентологическим курсам, как правило, предшествует процедура «одитинга». Она представляет собой исповедь, в ходе которой от участников семинара требуют детального рассказа о своей личности и подробностях биографии, включая самые пикантные. Сектантам это и правда приносит радость: пресловутое «выговорился», «облегчил душу». Вот только эти признания, записанные на магнитофон, часто используются для шантажа, если участник секты вдруг становится недостаточно подконтролен, стремиться к самостоятельности или вообще выходу из секты.

Нет нужды объяснять, насколько подобные люди могут быть полезны для иностранных разведок и иностранных интересов. Фактически, это уже настоящие агенты, только завербованные не через спецслужбы, а через «спецрелигии».

В-третьих, секты работают не только как агенты влияния, поддерживая и помогая «раскручивать» те или иные темы, но и непосредственно как источники информации для разведслужб. Огромное количество рядовых (и не очень) граждан сообщают о настроениях в обществе, о тех или иных личных обстоятельствах персон, которые могут интересовать разведку, о тонких связях интересов бизнеса, чиновников, силовых структур и партий внутри городов, регионов и всей страны. И часто так оказывается, что люди «снизу» могут предоставить очень полезные сведения для оказания влияния на чиновников на местах, если уж не удаётся расшатать сразу центральную государственную власть. Наш ставший печально известным Екатеринбург — живое тому доказательство. Не столько успешности сект, а более того, как целый важный регион страны можно подчинять изнутри, играя на мелких местечковых противоречиях и интересах.

Глобальный масштаб

Следует отметить, что деятельность эта ведётся повсеместно. Чрезвычайно беспокоит активизация этой работы именно в Средней Азии, где, как известно, будущее Казахстана сейчас и так не кажется ясным и стабильным.

Следует отметить, что при печальном попустительстве наших властей эти секты давно цветут и в Абхазии и Южной Осетии. Совершенно непонятна в этой связи реакция наших властей: нам событий 2008 года показалось мало, и хотим, чтобы там снова полыхнуло? Только теперь уже это будет не списать на Саакашвилли и вообще Тбилиси — весь мир воспринимает эти республики как зону нашей ответственности. Это тот редкий случай, когда я совершенно солидарен с западным стереотипом, только пока что это, говоря точнее, лучше называть зоной нашей безответственности. Учитывая, что Штаты и без того только и ждут предлогов для того, чтобы всех продавливать на усиление санкций, трудно понять, почему в регионах, которые достались такой дорогой ценой, не поддерживается должного порядка. Особенно сейчас, когда Украина наглядно показала, чем всё это может заканчиваться.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров