аналитика
29 Июля 2015, 17:34


Идеологизация религии приобретает сторонников

1 079 108
Идеологизация религии приобретает сторонников Фото: Reuters.com

Уже довольно давно в российском политическом классе бродят идеи изменения Конституции с целью вычищения из нее своеобразных «закладок», которые были туда инсталлированы нашими американскими «друзьями» и «партнерами» в начале 90-х годов.

Логика в такого рода позиции безусловно имеется, так как некоторые положения нашего основного закона не выдерживают критики с точки зрения функционирования суверенного государства – это относится, в частности, к роли Центробанка страны, а также к вопросу приоритета международного права над национальным.

Однако имеется и еще одно спорное положение, вызывающее время от времени определенный зуд в отечественных патриотических кругах. Речь идет о 13 статье, которая постулирует невозможность установления в России какой-либо господствующей идеологии. Примечательно, что помимо коммунистов и разного рода право-монархических политических сил, в последнее время активизировались отдельные представители Русской православной Церкви, начавшие озвучивать позицию относительно возможности создания некоего церковно-государственного симбиоза, способного заполнить «идейный вакуум». О дискуссии в самой православной среде между различными точками зрения, выраженными известным миссионером дьяконом Андреем Кураевым и председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным стоит поговорить подробнее.

Негативную реакцию отца Андрея Кураева вызвали высказывания Всеволода Чаплина, озвученные им в ходе круглого стола в информационном агентстве «Россия сегодня» и посвященным празднованию Дня крещения Руси. Говоря о роли крестителя Руси князя Владимира Чаплин заявил, в частности, о том, что «в этом человеке объединились вера и власть. Конечно, многие бы хотели, чтобы власть не имела веры, не имела идейной составляющей, но в нашей истории это было не так. Власть и идея, власть и вера в случае с князем Владимиром всегда шли рука об руку. Это для нас естественно, это одна из основ стабильности нашего государства. Власть не должна исключать себя из идейной сферы, из сферы духа». Кураев приводит в противовес этой позиции ряд аргументов и, в первую очередь, упоминавшийся выше запрет Конституции устанавливать государственную идеологию, а во-вторых – указывает на вовсе не мирные средства насаждения христианства князем Владимиром.

Если говорить о методах – то были они безусловно довольно жесткими, если не сказать жестокими. Киевлянам Владимир открыто заявил о том, что «кто не придет креститься, станет мне врагом». Так, к примеру, крестить Новгород был вместе с духовенством отправлен воевода Добрыня с отрядом.

В Новгороде шли натуральные бои между не желавшими креститься язычниками во главе с местными волхвами и киевскими войсками. В итоге идолы были низвергнуты, недовольные убиты, а новгородцы крещены.

Вообще же процесс крещения сопровождался разного рода силовыми эксцессами и шел вплоть до 12 века. В контексте исторического процесса рубежа 10-11 века и геополитического положения Руси, принятие христианства означало цивилизационный выбор и ставку на централизованное государство, что безусловно было благом и способствовало формированию единой древнерусской народности. Однако упоминая князя Владимира и пытаясь подверстать к нынешним политическим реалиям события и методы тысячелетней давности, отдельные представители Церкви и господин Чаплин в частности упускают из виду изменившийся до неузнаваемости мир и главное – наличие общества, которое более 70 лет жило в условиях атеистического государства. Кого и как современное государство может заставить во что-то верить?

Тут стоит напомнить, что нельзя войти в одну реку дважды. Не получится, как бы кому ни хотелось, восстановить дореволюционные порядки, и в области свободы совести и вероисповедания в первую очередь. Хочется напомнить отечественным любителям «старины глубокой», что государственный статус православия в Российской Империи не уберег страну от трех революций, Гражданской войны и волны репрессий. К февралю 1917-го что-то уже крупно «подгнило» в королевстве – когда в войсках отменили (причем не большевики, а тогдашние предшественники нынешних либералов октябристы и кадеты) обязательный подход под причастие, то число посещающих церковные службы снизилось на 90%. Об этом же писал и Оптинский старец Варсонофий, когда говорил о том, что революция вышла из семинарий.

Сращение государственной и церковной структур уже неоднократно бывало в мировой истории – классическим примером такого рода симбиоза стал византийский цезарепапизм, когда император считался, помимо светского, еще и высшим духовным властителем. Аналогичная идеология была принята в России в Синодальный период, с 1700 по 1917 год, когда патриаршество было упразднено и главой церкви являлся самодержец всероссийский.

В итоге, когда рухнула власть светская – под ее руинами рухнула во многом и старая организационная и административная структура церкви. Тут стоит напомнить и об имеющейся опасности негативного влияния на церковь со стороны контролирующего ее государства. Так, к примеру, в Великобритании, а также в скандинавских монархиях местные протестантские церкви являются государственными и официально возглавляются монархами. И если на государственном уровне, и в среде элит укореняется некая консолидированное морально-этическая позиция, то и церковь вынуждена ей следовать – так получилось, к примеру, в случае признания и венчания гей-браков или рукоположения женщин в священники и епископы. Хотим ли мы, чтобы православная церковь находилась в таком же зависимом положении от государства?

Ну и, наконец, самый главный аргумент против попыток насадить некую общенациональную религиозную догму в России, базируясь на православном вероучении. В нашей стране, помимо традиционно православного населения, живет и множество представителей других конфессий. Как быть с ними? Насильно загонять в воды Волхова и крестить? Или поражать в правах и дискриминировать? Сила православной церкви всегда заключалась в том этическом учении, которое она проповедовала. Так, может, усилить миссионерское направление, продвигать социальное служение и помощь ближним, заниматься спасением души своих прихожан. Богу оставить богово, ну а кесарю – кесарево.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров