аналитика
21 Октября 2014, 14:09


Украина: великая религиозная война?

6 175 19

О противостоянии Киева и Москвы, развернувшемся с распадом Советского Союза, написаны горы текстов. Но, моей задачей является тема, которая нечасто попадает в топ геополитических обозрений, поскольку находится на стыке геополитики и религии. В Евангелии от Матфея в 28-й главе и 19-20 стихах Иисус говорит ученикам: «Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите все соблюдать, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира». После этого ученики приступили к своей работе и распространили новую религию по всему Средиземноморью. После их смерти христианство окрепло и превратилось в организованную религию, поддержанную римским императором Константином Великим. В 1058-м году произошла Схизма, и единая религия разделилась на два направления — западное (католицизм) и восточное (православие). С тех пор между ними ведётся борьба друг с другом за господство. Поскольку, эти двое сформировались в разных географических точках, то, конечно же, и культурно, и вероучительно стали чужды друг другу. На протяжении столетий католики неоднократно предпринимали попытки окатоличить славян. И частично им это удалось. Те славянские народы, которые входили в состав австро-венгерской империи, со временем, усвоили немецкую культуру и стали исповедовать западную веру. Славяне же, которые географически находились по эту сторону Карпат, соблюдали верность православию. Католики делали попытки привить славянам латинскую веру ещё во времена князя Владимира Святославовича, крестившего Русь, но послам папы было отказано. С тех времён Русь находилась под постоянным наблюдением Ватикана, который использовал любую возможность для того, чтобы обратить местное население в католицизм. Именно на землях, где позже в конце XX-го века образуется государство Украина, станет возможным такое явление как униатство — разновидность католицизма, соблюдающая верность Папе Римскому, но при этом, придерживающаяся православного обряда.

Киев географически находится между православной Москвой и католической Варшавой. Не думаю, что нужно пересказывать историю русско-польских отношений, поскольку они имеют довольно давнюю историю. Но, важно сказать другое. Что католическая Польша всегда использовалась Ватиканом для распространения католицизма на Восток. Взяв на вооружение Ягеллонскую идеологию расширения польского культурного пространства или «восточных кресов» (т.е. границ), с включением в состав Польши бывших земель Речи Посполитой — земли Западной Украины, Литвы и Белоруссии, а позже — и доктрину Прометеизма, разработанную Юзефом Пилсудским (главой Второй Польской Республики), Киев всегда находился в зоне интересов Польши. Пределом же мечтаний — капитуляция Москвы. Союзников у поляков в этом деле хватало всегда. Всегда находился тот, кто был непротив курировать польский проект. В разное время это были державы, так или иначе враждовавшие с Россией. В деле распространения католичества среди восточных славян выступали католические ордена иезуитов и василиан (униаты), которые имели связь с Ватиканом и вырабатывали политику экспансии католицизма совместно со «святым престолом». Например, идея Брестской унии, как и её идеология, были разработаны польским иезуитом Петром Скарга. Наталия Нарочницкая, кандидат исторических наук, в статье «Москва—Киев. Историческая ретроспектива и геополитическая перспектива» писала: "История унии — это жестокое наступление католицизма на православие, где хороши были любые средства. Бенедиктинец Х. Бауэр умилялся в 1930 году: “Большевизм умерщвляет священников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри... Но, не в этом ли... религиозная миссия безрелигиозного большевизма, что он обрекает на исчезновение носителей схизматической мысли, делает tabula rasa и этим даёт возможность к духовному воссозданию?” Русская Православная Церковь испытала это с началом гонений. В заявлении митрополита Антония (Храповицкого), основателя Зарубежной Русской Православной Церкви, от 10.6.1922 года говорилось: “Обратиться... с воззванием... против чинимых над Святейшим Патриархом Тихоном насилий — ко всем главам Православных и инославных Церквей, кроме Папы Римского, о котором имеются точные сведения, что он не только вступил в соглашение с христопродавцами-большевиками, но старается использовать гонения на Русскую Православную Церковь и её главу в корыстных целях воинствующего католицизма”.
Через триста лет после Папы Урбана VIII митрополит-униат Андрей Шептицкий, бывший австрийский офицер (благословлявший Бандеру и эсэсовскую дивизию “Галичина”), обращался в 1929 году к духовенству: “многим из нас Бог ещё окажет милость проповедывать в церквах Большой Украины... по Кубань и Кавказ, Москву и Тобольск”".

В данный момент за Польшей закрепилась роль старшего брата Украины, которые должен обучить свою непокорную сестру культурным европейским манерам. Те силы, которые ныне захватили власть в Киеве, проводят русофобскую политику, которую они прямиком унаследовали от поляков — что вечером засыпают, а утром просыпаются с мечтой о вторжении русских войск. В религиозной же сфере Украины также полностью возобладали русофобские настроения, над, казалось бы, «вечными ценностями»: состраданием, любовью ко врагу, всепрощением… Вместо этого мы видим совершенно противоположную картину. Травля России проходит полным ходом и в православных интернет-ресурсах, принадлежащих УПЦ КП и УАПЦ. Стараются не отставать от них и протестанты-христиане веры евангельской — креативные менеджеры, пардон, проповедники которой также разоблачают «московскую диктатуру» и сравнивают бойцов ополчения с демонами.

На стороне хунты находятся абсолютно не каноничные, не признанные мировым православием УПЦ КП (Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата) и УАПЦ (Украинская Автокефальная Православная Церковь). Эти две структуры, которые появились после обретения страной независимости, были изначально ориентированы на обслуживание линии власти. Только бизнес и ничего личного. Обе эти структуры находятся в меньшинстве — также, как и украинский национализм, который до Майдана находился в замороженном состоянии, и распустился по всей стране в мгновенье ока, когда была подана команда. Большинство приходов на Украине принадлежит УПЦ Московского Патриархата, и естественно, что единственный путь для того, чтобы расширить свое влияние — это захват храмов. Точно так же, как и было после 1991-го года.

Гражданин Денисенко. Он же — так называемый «Патриарх» Киевский и вся Руси—Украины Филарет (отлучённый от православной церкви и преданный анафеме за многократные нарушения клятв и обетов в 1997-м году), создавший УПЦ КП.

Для того, чтобы понять суть национальной религии Украины, нужно разобраться с тем, что представляет сегодня украинское государство. Хотя бы, в общих чертах. После провозглашения независимости, к власти пришли те, кто пришли — бывшие коммунистические партийные работники, резко сменившие масть и «окрасившие себя в те цвета, в которые они окрасили себя» по меткому выражению модного украинского мыслителя. Конечно же, ни к какой демократии они отношения не имели. Зато имели четкую линию — строить государство по формуле «Украина — не Россия». Религиозная сфера страны должна была быть выстроена по тому же принципу: «незалежній країні — незалежну церкву». От кого именно независимую — несложно догадаться. Поэтому жизненно важно было эту церковь создать. И этим интересно украинское внеканоническое православие. Безусловно, в разных странах христианство в связке с властью приобретало самые разные формы. Где-то способствовало национализму, где-то — мессианизму. Но, на Украине главной чертой самой церкви, которая была создана при поддержке украинского политикума — стала организация, лишь формально называемая «церковью». Будучи неканонической, УПЦ КП, таким образом, не имеет связи со вселенским православием и апостольской преемственностью, а также, что весьма важно — не имеет божественной благодати, без которой совершаемые в храме таинства не имеют никакой силы. Это — профанация и бутафория чистой воды. И, вот такая церковь стала благословлять власть на Украине.

Очень важно осознать параллельность политического и религиозного курсов нынешних марионеток, которые, также как и церковь, не имеют никакой легитимности. Нелегитимная власть и неканоническая церковь, не имеющая божественной благодати — вот столпы украинского «европейского» государства. А направленность обеих самозванных организаций, формирующих облик народа — антимосковская: прогнать московских «оккупантов» и освободиться от московской церкви. Украинцы наивно верят в то, что они обретут таким образом «незалёжность». Но, абсолютной независимости не бывает. Просто, если ты не часть одной империи, то — ты часть другой.

Неканоническая церковь Украины ищет повсюду союзников, которые могли бы поддержать ее самопровозглашённую «каноничность». Но, ни одна автокефалия православного мира не дала на это добро. Из этого следует, что во вселенском православии нет силы, которая не была бы заинтересована в лоббировании своих интересов с помощью украинского раскола. Поэтому и звучат слова о том, что УПЦ КП хочет вернуться из-под московского ига под юрисдикцию Константинополя, как это было во времена Крещения Руси. Но, суть в том, что никогда не существовало Киевского Патриархата. Была Киевская митрополия, которая до Ферраро-Флорентийской унии 1439-го года находилась в юрисдикции Константинополя, перешедшая после 1654-го года под юрисдикцию Москвы, поскольку Константинополь, подписав в 1439-м году унию с Римом, предал православную веру. Католицизм с помощью унии желает перекрестить восточных схизматиков, и сделать их папскими подчинёнными, но в настоящее время это имеет гораздо большую актуальность из-за феномена экуменического движения, которое стремится объединить все религии в одну общую. Это также совпадает с теорией «двух лёгких», разработанной совместными усилиями проэкуменически настроенных православных и католических богословов. Таким образом, экуменизм — это новый способ окатоличить православных. Константинополь же, под чью опёку хотят уйти раскольники, давно гнёт экуменическую линию. Поскольку, именно таким образом украинские псевдоиерархи, или попросту — еретики, смогут состояться в своих титулах. Но, Константинополь не может решать такие вопросы в одиночку. Для этого нужна воля всех автокефалий. И для этого Константинополь уже давно пытается подмять под себя все остальные поместные церкви православного мира, которые бы признали верховенство «константинопольского папы». В результате, православный мир разделен на два центра — экуменический Константинополь, заигрывающий который век с Римом, и Москва, слово которой обладает огромным весом, но возглавляемая таким же экуменистом патриархом Кириллом. Именно Москва обладает тем потенциалом, на базе которого могут объединиться все православные, не желающие участвовать в экуменическом движении. На сайте rusk.ru в статье «Русская Православная Церковь противостоит экуменизму Константинополя» сказано: «Нежелание Русской Православной Церкви, а также целого ряда Поместных Православных Церквей, занимающих вслед за Москвой отрицательную позицию по вопросу главенства Константинопольского Патриарха Варфоломея во всём православном мире, не даёт возможности Константинополю успешно вести экуменический диалог с католиками. О том, что все подобные попытки обречены на провал до тех пор, пока в Православии не появится свой «папа Римский», в интервью изданию «Vatican Insider» заявил митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас)». Архимандриты РПЦ Серафим и Сергий в книге «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом» писали: «В январе 1920 года местоблюститель патриаршего престола Константинополя, митрополит Дорофей выпускает энциклику под названием “К Христовым Церквам всего мира”, в которой заявляет, что считает возможным взаимное сближение и общение различных, так называемых “христианских церквей”, несмотря на догматические различия между ними. Эти Церкви названы в энциклике Константинопольского патриархата “сонаследниками, составляющими одно тело”. Митрополит Дорофей предлагает основать “Общество Церквей” и, в качестве первого шага для сближения, принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников». Как видим, Константинопольская Патриархия давно и усердно работает для перекраивания всего православия.

Украинское псевдоправославие, таким образом, оказывается между трёх сил: католическим Римом, интересы которого совпадают с интересами США, и который использует в своих интересах Польшу (как католический фактор влияния на украинских униатов), экуменически настроенной Москвой, пытающейся сесть на два стула (и с Римом сыграть партию, и отстоять свои интересы на Украине перед тем же Римом), ну и, само-собой, экуменическим Константинополем, выполняющим политзаказ Рима и Вашингтона. Таким образом, Киев, добивающийся признания своей автокефалии у Константинополя, выражает свою солидарность с Римом, от имени которого греко-католики действуют на Украине, и принимали активное участие в Майдане, призывая народ свергать легитимную власть, а США открыто способствовали финансово и политически. Москва, таким образом, оказывается один на один с Римом и Константинополем, которые имеют общие интересы на Украине. Константинополю нужна поддержка Киева, так же как и Киеву нужна поддержка Константинополя, чтобы стать полноценной автокефалией. Риму это также выгодно, так как в Поместную украинскую церковь могут объединиться украинские греко-католики вместе с УПЦ КП и УАПЦ и, таким образом, расширить свою зону влияния. Единственная же проблема — это необходимо уломать Москву. Как видим, политические и религиозные процессы параллельны. Таким образом, в рамках данной пятёрки, оформившейся против РПЦ, можно сформировать две оси давления на неё.

1. Вашингтон-Рим-Варшава-Киев (Восток)
2. Вашингтон-Рим-Стамбул-Киев (Юг)

Заглянув за кулисы православного противостояния раскольнического Киева и канонической Москвы, обнаруживается гораздо более древнее противостояние Москвы и Константинополя. А от исхода противостояния Константинополя и Москвы зависит будущая судьба православия. И становится понятно, что константинопольский патриарх Варфоломей в своих играх использует киевских раскольников в роли цепных псов, предназначение которых — лаять на Москву, чтобы как можно больше православных настроить против канонического русского православия. Гражданская же война на Украине — это именно то, что нужно им, чтобы представить Русскую автокефалию в самых чёрных тонах. С другой стороны, константинопольский патриарх делает Москве огромную рекламу, так как чёрный пиар очень эффективен. Константинополь, поддерживая украинских раскольников, тем самым провоцирует негативную реакцию в свой адрес всех несогласных с ним. Ведь, для константинопольских подручных папы Франциска поставлена задача втащить Киев в зону действия Рима, и, таким образом, сделать Киев подданным папы. Хотя, для этого есть ещё и Варшава, но она действует через греко-католиков. И непосредственно к данной, сугубо православной теме, не относится.

Эмблема Константинопольской Православной Церкви


Для того, чтобы было понятно, почему именно так важен Киев для Констанопольского патриарха, важно в двух словах объяснить суть его экуменической политики. Следует сразу сказать, что патриарх Варфоломей постоянно на связи с Ватиканом и Вашингтоном, которые оказывают ему активную поддержку. Особенно это касается Вашингтона, без поддержки которого патриарх вряд ли бы так долго смог бы пробыть во враждебном окружении турецких мусульманских фундаменталистов, которые неоднократно пытались совершить теракты против православной обители. Что касается Ватикана, то патриарх Варфоломей давно пытается навязать всем православным автокефалиям идею «восточного папизма», которая дала бы ему невиданные доселе преимущества. То есть, сделала бы его православным аналогом римского папы. Он смог сам бы формировать повестку дня православной церкви, а всех несогласных с его политикой — отлучать от церкви. Но суть отличия православной церкви от католической состоит в том, что главой церкви является Христос. И ни одна из православных поместных церквей и автокефалий не имеет решающего голоса. Это децентрализированная система управления церковью. Но, константинопольский патриарх, выпускник Католической коллегии в Риме, горячо поддерживает все инициативы Рима по сближению двух церквей, разработке вероучения в духе неопатристики, где стираются различия между вероучениями христианских конфессий, а догматы вообще не играют никакой роли. Так, например, бюллетень «Ecumenical News International» (18 декабря 1995 года) сообщал, что Патриарх Варфоломей, посетивший свой экуменический центр в Швейцарии, сделал заявление о больших успехах в переговорах с римо-католиками о «воссоединении» с ними. Считается, что главная причина разделения — это примат римского папы, но, как думают издатели экуменического бюллетеня, вопрос этот значительно упрощается тем, что «православные» уже готовы признать первенствующую роль папы как «первого среди равных». Москва, которая проводит либеральную политику, участвуя в экуменическом движении, занимает выжидательную позицию в отношении действий сил раскола на Украине, вежливо выражая обеспокоенность. Хотя, есть мнения, что Кирилл просто сливает Украину Варфоломею. Возможно, так и есть. К тому же, Константинопольский патриархат всегда поддерживал раскольников, дабы упрочить свое положение и ослабить влияние Московского патриарха. Так, патриарх Мелетий IV в 20-е годы поддерживал обновленцев и украинских автокефалистов-самосвятов, которые использовались коммунистической партией для ликвидации русского православия, так же, как и сейчас поддерживает раскольников, спевшихся с самопровозглашённой бандой. 


Патриарх Кирилл, Дмитрий Медведев и Патриарх Варфоломей

Стоит высказаться несколько подробнее о позиции Московского патриархата. Возвращаясь к вышесказанным словам о нарастающем напряжении в православном мире, который может прийти к расколу на две враждующие фракции из-за желания патриарха Варфоломея возглавить мировое православие, русское православие также может ожидать раскол на либеральную партию, которая будет проводить экуменические реформы, и ортодоксальную или консервативную, которая осуждает экуменизм и не желает становиться заложником гигантомании константинопольского патриарха, а быть верной Канону и Преданию. В РПЦ действительно множество проблем и конфликтов, и не стоит здесь о них говорить, так как они к теме не относятся, но весьма много дискуссий о том, каким будет будущее русского православия, и весьма много критики ведется в адрес Патриарха Кирилла, которого называют «филокатоликом». Ведь, его наставником был митрополит Никодим (Ротов), который весьма положительно относился к католикам и который даже умер (был отравлен) во время беседы с папой Иоанном-Павлом I. А после своей интронизации, патриарх Кирилл заявил, что он будет продолжать линию своего наставника. Предлагаю видео, на котором можно услышать его мнение на Седьмой ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре в 1991 году.

Папа Бенедикт XVI и Патриарх РПЦ Кирилл

14 августа на официальном сайте Московской Патриархии появилось письмо Патриарха РПЦ к Предстоятелям Православных Церквей, в котором он заявил об агрессии греко-католиков и униатов в отношении канонического православия. Вскоре, по неизвестным причинам письмо исчезло, но его смогли восстановить через кеш. Вот слова Патриарха: «Еще осенью минувшего года, в начале текущего политического кризиса на Украине, представители Греко-католической церкви и раскольничьих общин, выступавшие на киевском Майдане, открыто проповедовали ненависть к Православной Церкви, призывали к захвату православных святынь и искоренению Православия с территории Украины. С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской Православной Церкви на востоке страны… Мы не можем не замечать того факта, что у конфликта на Украине имеется недвусмысленная религиозная подоплёка. Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим Православием на Украине, в то время как Украинская Православная Церковь с терпением и мужеством продолжает в этих непростых условиях окормлять своих страдающих верных чад». После этого, гражданин, именующий себя патриархом УПЦ КП Филаретом, сразу же обратился к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой приструнить Москву и обличить Московского Патриарха во лжи. Но Варфоломей так и не отреагировал на просьбу т.н. «патриарха вся Руси—Украины». Также, 10 октября, во время встречи с генеральным секретарём Всемирного совета церквей Олафом Твейтом, Кирилл заявил о дискриминации на Украине людей по национальным, языковым и религиозным признакам: «Обращаясь к своей украинской пастве, я постоянно говорю о том, что для того, чтобы наступил настоящий мир на Украине, нужно достигать справедливости. И очень важно исключить дискриминацию людей по языковому, национальному и религиозному признакам. К сожалению, в последнее время мы сталкиваемся с такой дискриминацией». Также, Патриарх обратил внимание на захват храмов раскольниками: «Количество этих случаев растет всё время, и я просил бы, чтобы в своей озабоченности, в том числе и правами человека и религиозной свободой, Всемирный совет церквей имел бы в виду то, что сейчас происходит на Украине». А 12 октября, вероятно, в ответ на заявление патриарха Кирилла, украинское новостное агентство УНИАН опубликовало заявление УПЦ КП о том, что они не имеют отношения к захватам храмов: «Мы отвергаем обвинения в наш адрес в “захвате храмов”, которые в последнее время звучат со стороны Московского патриархата, как безосновательные. Если прихожане какой-то из общин УПЦ МП хотят объединиться с Киевским патриархатом — они это делают по собственному волеизъявлению, а наша церковь, по их просьбе, только помогает защитить их собственное решение от давления и провокаций со стороны сторонников Московского патриархата». Также, в публикации кратко замечено, что: «УПЦ КП осуждает насилие против духовенства или храмов УПЦ и подчеркивается, что переход священников и общин УПЦ в Киевский патриархат может происходить только на добровольной основе». Это смешная и нелепая попытка обелиться, равнозначная признанию за собой тех самых действий, от которых открещивается Филарет. Кстати, чуть не забыл, 24 августа, он направил письмо Патриарху Варфоломею, в котором жаловался на ложь и московскую пропаганду, которая искривляет суть событий, происходящих на Украине. Письмо было написано в соответствующей манере, в которой Янукович обличался как заядлый коррупционер и местный царёк, уверенный в собственной безнаказанности, которого поддерживал Кремль. Тогда как народ, восставший против него, совершил богоугодное дело и претерпел мучения от рук органов правопорядка, подчинённых донецкому диктатору, который один за другим издавал диктаторские законы (те самые европейские «диктаторские» законы). Патриарх Варфоломей должен перестать верить Кремлю, так как именно он стоял за Януковичем и руководил его действиями. Но, когда планы Кремля не реализовались, Москва вторглась на территорию Украины… «Впервые со времён правления нацистского фюрера Гитлера мы столкнулись с чрезвычайной по уровню цинизма и лжи массированной пропагандой против Украины. Через практически все средства массовой информации Россия пытается  убедить мир в справедливости своих действий. Эта циничная ложь ежедневно в большом количестве распространяется через телевизионные новости, статьи в печатных и сетевых изданиях, через социальные сети. Подавляющее большинство сюжетов является или полностью вымышленными, как, например, о «распятия мальчика» бойцами Национальной гвардии Украины в освобождённом от террористов Славянске, или до неузнаваемости искаженными по сравнению с реальными событиями». Другими словами — мы белые и пушистые, «мирны протестувальныкы», тогда как патриарх Кирилл лжец, а Путин — орудие сатаны. Хотя, про «распятого мальчика» это он хорошо вспомнил — реальный косяк. И про нацистов тоже в тему. Нужно напомнить тем, кто забыл, что нацисты, оккупировав Украинскую ССР, восстановили запрещённую советской властью Украинскую Автокефальную Православную Церковь. Но, позже опять закрыли за сотрудничество с украинскими националистами. А Киевского Патриархата тогда ещё и в помине не было. Ну, а про сотрудничество униатов с нацистами и «экселенции» митрополита Шептицкого Гитлеру — много рассказывать не нужно. Думаю, что Киевский Патриархат спелся бы с нацистами без проблем. И ещё: «В украинских вооружённых силах служат верующие разных конфессий, в том числе Московского Патриархата, так же, как и представители различных наций, в том числе этнические русские. Нет ни одного военного подразделения, которое бы формировалось исключительно по национальному или конфессиональному признаку. Поэтому утверждения патриарха Кирилла, что вооруженные «униаты и схизматики» борются на Донбассе против Церкви Московского Патриархата — также откровенная и циничная ложь». Видимо, Филарет так и не понял, что именно имел в виду Кирилл. Хотя, стоит напомнить о том, что силами АТО были созданы «Батальон Иисуса Христа», уничтоженный под Илловайском, и «Батальон Девы Марии», куда набирали «настоящих христиан». Но, о них я ещё напишу в одной из следующих публикаций. Кирилл же имел в виду следующее. Конечно же, греко-католики и киевские раскольники не формируют батальоны по принципу вероисповедания. Это не нужно. Да и проблематично. Пока наберешь, то «сепаратисты» Киев возьмут. Но, поскольку УГКЦ, УАПЦ и УПЦ КП выступают на стороне хунты, то не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что они являются её частью и работают на расчленение русского православия, которое они так истово «разоблачают». А то, что раскольники так взывают к патриарху Варфоломею, а не к какому-либо еще православному патриарху (основываясь, якобы, на том, что Константинопольский Патриархат является для украинского православия Матерью-церковью), доказывает то, что патриарх играет видную роль в плане Ватикана в политической игре против РПЦ. Ведь, Филарет взывает не только к Варфоломею, но и к папе Франциску, и к Бараку Обаме, дабы «остановить разжигание Третьей мировой войны». Теперь видно, кто в покровителях у Филарета. Но, стоит добавить еще одну деталь — там, где Варфоломей — там всегда раскол. Ситуация, аналогичная украинской, уже была в 1996 году в Эстонии, когда Константинопольский Патриархат создал там собственную епархию, в ответ на что Русская церковь прервала общение с Констиантинополем, хотя при этом сохранила евхаристическое общение (Русская Церковь не отрицает благодатности таинств Константинопольского Патриархата), поскольку последний бесцеремонно полез в дела чужого патриархата, что, в свою очередь, является прямым нарушением канонического права. Причём, аргументы эстонской стороны против Московского патриархата были те же, что и сейчас на Украине — освободиться от «диктатуры Москвы». 14 апреля на сайте УПЦ КП было опубликовано «Послание Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея, посвящённое украинскому народу по поводу Триумфального входа нашего Господа Иисуса Христа в святой Град Иерусалим». Варфоломей в самых лестных словах обратился к православным верующим Украины, хотя в послании речь идет об «украинском народе», а точнее о той его части, которая, как можно понять из интонаций патриарха, выступала за евроинтеграцию, как к «своим верным сыновьям и дочерям»: «Вселенский Патриархат признаёт те ужасные вызовы, что стоят перед благословенным украинским народом. Кроме этого, он видит глубокие шрамы, что остались после ужасного Голодомора, Мировых Войн XX столетия, и давления, которое оказывалось на вашу нацию на протяжении десятилетий тоталитарной тирании». Также, патриарх напомнил, что в 2016-м в Стамбуле будет проведён Священный Синод Православной Церкви, и надеется, что ко времени его проведения с разногласиями будет покончено. Манера обращения Патриарха Варфоломея, а точнее — его обращение к верующим другой поместной церкви в качестве «отца», возмутило прихожан УПЦ Московского Патриархата, которые составили обращение к патриарху, в котором подвергли критике его притязания на титул «отца» украинских верующих. К тому же, они обратили внимание на то, что данное обращение было размещено только на сайте непризнанного мировым православием УПЦ Киевского Патриархата. Особо было обращено внимание на риторику Патриарха: «Вы призываете “украинскую нацию” (а не все народы, проживающие на территории современной Украины, заметьте) “с твердым сердцем и храбрым разумом” ответить на “сложные вызовы”, стоящие перед ней. Для этого политического вмешательства вы не гнушаетесь использовать как повод празднование Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим (который вы отчего-то называете “триумфальным”, хотя Сам Идущий на муки немало скорбел о тех, кто видел в Нём не Спасителя, но вождя земного). Чтобы хоть как-то привязать Вербное воскресенье к чаяниям “украинских людей”, вы называете канун Христовых смертных мучений “победой любви над ненавистью, правды над ложью, жизни над смертью”». Также, особое внимание было уделено критике титула патриарха Варфоломея, которого нет в православной церкви — «всесвятейшества», что никакой он не «всесвятейший», а всего лишь Патриарх Константинопольский, с приходом в три тысячи человек, который не имеет никакого права обращаться к пастве другого патриархата, не поставив в известность патриарха данной автокефалии. Также, был дан ответ Константинопольскому Патриарху на то, что его патриархат не может никоим образом претендовать на территорию Киевской митрополии Московского патриархата. По мнению верующих, подписавшихся под текстом, Варфоломей является выразителем интересов США, которые бережно пекутся о его «всесвятейшестве», и которые участвовали в свержении законной власти в Киеве.

Патриарх Варфоломей и Джон Керри


Патриарх Варфоломей и Барак Обама

Неоднократно в данной публикации я упоминал о том, что Константинопольский Патриархат незаконно претендует на Киевскую митрополию. В качестве доказательства того, что притязания Патриарха Варфоломея не имеют никаких оснований, и чтобы продемонстрировать то, что заявления киевских раскольников, захватывающих храмы Московского патриархата УПЦ, рассказывающих сказки о том, что Москва незаконно забрала Киев под свое крыло, хочу привести две выдержки из публикации Н. Селищева (члена Русского исторического общества) «О чём забывает Вселенский патриарх Варфоломей», который приводит цитату из труда профессора общей церковной истории Афинского университета архимандрита Василия Стефанидиса, который чётко указывает на то, кто и с кем объединился в 1654-м году, и что Киев абсолютно законно находится в составе Московского патриархата: «… профессор общей церковной истории Афинского университета архимандрит Василий Стефанидис (+1958) в своей «Церковной истории» (цитирую по 6-му афинскому изданию 1998 г.) писал: «В середине ХVII столетия Малороссия /в греческом тексте h Mikra Rwssia. - Н.С./ политически объединилась с Великороссией /в греческом тексте thV MegalhV RwssiaV. - Н.С./ в 1654 г., примерно спустя тридцать лет объединилась с ней и в церковном отношении — в 1685 году. Воссоединение было утверждено патриархом Константинопольским (1687), и таким образом, прекратилась всякая зависимость Малороссии от /Константинопольского.– Н.С./ патриаршего престола». Профессор Стефанидис подчеркивает важное обстоятельство — получая хиротонии от русского Патриарха, митрополиты Киевские сохраняли, однако, древние свои права». Также, Н. Селищев упоминает и труд митрополита Максима Сардского «Вселенский Патриархат в Православной Церкви», уточняя при этом, что Максим Сардский был горячим поборником Константинопольского Патриархата: «В своей обширной работе «Вселенский Патриархат в Православной Церкви» (Фессалоники, 1976 г.), митрополит Максим пишет (с. 289): «После беспокойного периода, последовавшего за рукоположением Гедеона Киевского патриархом Иоакимом Московским, союз Киевской Митрополии с Москвой был ратифицирован Константинопольским Патриархом». При этом, митрополит Максим Сардский ссылается на другого известного церковного историка ХХ века — митрополита Дидимотехского Филарета Вафидиса (+1933), на его «Церковную историю», т.3, часть 1, вышедшую в Константинополе в 1912 г., накануне Первой мировой войны».

Возвращаясь к посланию патриарха Варфоломея, нужно напомнить, что в нём он упоминает о Восьмом Всеправославном Соборе, который должен собраться в 2016 году по его инициативе. И который готовится на протяжении уже пятидесяти лет. Этот будущий Собор вызывает жаркие споры в среде русского православия. С точки зрения сторонников либерально-экуменической линии церкви, которая проводится патриархом Кириллом, в Соборе 16-го года не видят ничего опасного, аргументируя свое мнение тем, что в догматике, выработанной вселенскими соборами, ничего невозможно изменить, следовательно, бояться нечего. Да, и все те вопросы, которые патриарх Варфоломей предложил для обсуждения, были решены предыдущими Вселенскими соборами. С 20-х годов Константинопольскими Патриархами проводится реформирование православия в совместном диалоге с Ватиканом, который, кстати говоря, несказанно рад тому, что этот самый Собор состоится. Поскольку, между Фанаром (место резиденции Константинопольского Патриарха) и Ватиканом уже давно ведутся переговоры об объединении двух направлений христианства под одной крышей и стирании границ между православием и католицизмом, так как утверждается, что различия — не такие уж и существенные. Поэтому, особое внимание на Соборе будет уделено вопросу участия православия в экуменическом движении, связи с другими христианскими конфессиями и вкладу православия в установления мира, свободы, братства и христианских идеалов. Патриарх Кирилл, судя по его словам, не против данного мероприятия и очень даже за. И его, видимо, отнюдь не задевает тот факт, что Варфоломей лезет в его «песочницу» без спроса. Это он обсуждать не хочет. А вместо этого выражает «озабоченность».

Заканчивая, будет не лишним заметить, что религиозная обстановка на Украине сейчас очень похожа на религиозный климат в Югославии перед её разбором на запчасти. Только тогда в качестве коммунистического пугала использовали православных сербов, хорватов же представляли как часть католической европейской семьи. Ольга Четверикова пишет: «Националистические круги хорватского клира пытались представить Хорватию как “балканскую Польшу”, в которой католическая вера призвана была стать главным вектором сопротивления “белградскому коммунистическому сербскому режиму”, и, соответственно, все силы здесь были брошены на развертывание антисербской информационной кампании, призванной привлечь европейское общественное мнение к угнетённому положению католиков». Как это все похоже. Но, не только это. А и вот ещё что: «Когда на территории Словении и Краины неоусташи начали новый геноцид сербов, попытки Югославской народной армии защитить их были названы понтификом “агрессией”, и он потребовал от Европейского союза организации отпора “интервенции”, поддержав кампанию немецких и австрийских СМИ по демонизации сербов. При этом, игнорировались те зверства, которые творили неоусташи против сербов, воспроизводя практику периода существования Независимого Государства Хорватии 1941-1945 гг. В дальнейшем, во время военных действий в Боснии и Герцеговине, папа полностью поддержал антисербские акции западных стран, одобрив бомбардировку силами НАТО сербских позиций. Во время косовского конфликта святой престол поддержал албанских сепаратистов в Косово, а в 1998 году одним из первых мировых лидеров потребовал проведения энергичных акций против Сербии. Особо вопиющим фактом стала беатификация Иоанном Павлом II загребского архиепископа Алоиза Степинца, с благословения которого осуществлялся геноцид православных сербов в годы Второй мировой войны». 

Патриарх Варфоломей с Римскими папами: Иоанном-Павлом II, Бенедиктом XVI

Подводя итог вышесказанному, на мой взгляд, ситуация обстоит следующим образом. РПЦ абсолютно не способна защищать и отстаивать собственные интересы в диалоге с католиками, которые действуют как через восточное польское направление, так и через южное —Константинопольскую Патриархию. А не способно защищать именно потому, что у него нет других интересов, кроме как накопления капитала в России. Патриарх, который является либералом в церковной политике и во всем поддерживает экуменическую линию, тем самым перечёркивает озвученную им самим идею Русского мира, который на Украине воспринимается как имперские притязания Москвы. РПЦ не способна к конкуренции на Украине также в силу того, что долгое время бездействовала, и пожинаются горькие плоды этого бездействия. Тогда, как украинские оппоненты РПЦ провели большую работу по диалогу с украинским населением и политической оппозицией, которая и захватила власть в результате путча. Перед русским православием стоит большая задача, от решения которой во многом зависит и будущее всего православного мира. Если РПЦ договорится с Фанаром (Стамбулом) — то это будет означать поражение православия в самой России, что, в свою очередь, приведёт к потере русской церковью своего авторитета. Это самоубийственная политика. Так как вслед за расколом в русском православии, произойдет и раскол и в православии мировом. А всё именно к этому и идёт. Рим действует на протяжении десятилетий через Фанар, главой которого является иезуит Варфоломей, разлагая РПЦ, он продолжает делать своё дело на Украине без каких-либо препятствий со стороны Москвы. С другой стороны — поддерживая украинских греко-католиков, канонизируя таких гонителей православия, как Иосафат Кунцевич, Рим эффективно держит РПЦ на поводке, подкармливая ее «завтраками», проводя колоссальный объём работы по вовлечению самозванных структур украинского православия в собственную орбиту. Европейское либеральное православие, которое не стыдится вступать в диалог с протестантами и католиками (с которыми, согласно православному учению, можно вступать в диалог только (!) если они сами пожелают покаяться и войти в лоно кафолической (не путать с «католической» — это разные понятия) церкви) по важным «толерантным темам» — богословским и мировоззренческим вопросам, а протестанты, в свою очередь, вступают в общение с такими же толерантными православными. На Украине же и греко-католики, и христиане-протестанты веры евангельской (пятидесятники), и православные раскольники УПЦ КП и УАПЦ уже давным-давно спелись по главным вопросам интеграции Украины в европейское пространство, а также — в отношении русского православия, и успешно работают в этом направлении со своей паствой. Украинская интернет-пресса, посвящённая религиозной жизни на Украине, также имеет исключительно антирусскую направленность, где публикуются материалы, враждебные по отношению как к русскому православию, так и к русскому государству, и где предоставляется возможность высказаться всем желающим «экспертам». Те же силы в среде русского православия, которые стремятся к защите православной веры от модернистских искажений, подаются как тоталитарные имперцы, параноики, которые повсюду видят заговоры против России, и тэ де и тэ пэ в ключе либеральной риторики. Поэтому у Москвы есть два варианта — хотя… всё же один. Или русское православие становится в оппозицию Фанару и превращается в оплот мирового православия, или же Москва продолжает заигрывать с Ватиканом, что впоследствии приведет к расколу в мировом православии, потере своей паствы на Украине и в результате — расколу его самого.


От редакции:
Напоминаем, что онлайн-журнал Politrussia.com является площадкой для свободного обмена мнениями. Мы даем авторам возможность выразить свою позицию, даже в том случае, если она не совпадают с позицией редакции (но при условии уважения к законодательству РФ).

В данном случае мы разделяем тревогу автора по поводу явного использования Западом межконфессиональных вопросов на Украине для решения своих задач. В то же время мы не согласны с огульной критикой автора в сторону Патриарха Кирилла, при том, что определенные проблемы в Русской Православной Церкви, безусловно, существуют. Мы убеждены, что необходимо налаживать диалог и братское общение как со всеми православными христианами (вне зависимости от их официальной "приписки"), так и с христианами-католиками, так как нас объединяет гораздо больше, чем искусственно разделяет. "Да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 13:34; 15:12).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров