аналитика
21 Февраля 2016, 14:35


Органы РФ запутались в блокировках

1 544 76
Органы РФ запутались в блокировках Фото: 1tv.ru

Безобидные материалы сначала блокируются по непонятным причинам, а потом разблокируются с непонятным обоснованием...

Псевдодокументальный фильм-драма Павла Бардина "Россия 88", вышедший в 2009 году, считается одним из лучших антифашистских произведений за последние годы. Лента стала лауреатом премии "Ника", как "открытие года", победителем Чебоксарского международного фестиваля, была тепло встречена зрителями и получила позитивные отзывы на Берлинском кинофестивале.

Фильм - абсолютно и однозначно антифашистский. Он снят в виде серии "роликов", которые якобы записывает о своей жизни группировка скинхедов. Ультраправые взгляды главного героя - лидера группировки - в конце концов приводят к страшной трагедии и заставляют его переоценить все то, что он делал...

С художественной стороны лента - на любителя. До "Американской истории Х" или "Ромпера Стомпера", как по мне, не дотягивает. Но имеет все же целый ряд достоинств, и в современной России, объявившей себя цитаделью мирового антифашизма, должна восприниматься на ура. Тем более сейчас, с учетом того, что герои фильма до боли похожи на вполне реальных бойцов "Азова" и "Айдара".

Но для того, чтобы понять все это, нужно еще хотя бы на уровне средних классов общеобразовательной школы представлять себе, что такое метафоры и аллегории. К моему огромному удивлению, некоторым стражам российской законности смысл фильма оказался непонятен... Чай, не посетители Берлинского кинофестиваля...

В фильме, конечно, хватает нацистской символики... Ну так и фильм же про неонацистов! Но кому это объяснишь?..

Практически сразу после выхода картины доблестные российский правоохранительные органы бросились делать себе на ней показатели! Уже в 2010 году Самарская прокуратура радостно потащила в суд иск об изъятии картины из гражданского оборота. Но тогда это безумие успела пресечь Генеральная прокуратура, давшая команду иск отозвать.

Но в 2016 за "запретителями", видимо, недосмотрели, и они своего добились, выставив органы, в которых проходят службу, а за компанию и суд, не в самом лучшем свете... Причем наложить запрет умудрились достаточно хитро. После выхода картины неонацисты, которым она, понятно, не понравилась, стали вырезать из нее отдельные фрагменты (в самом фильме высмеиваемые) и выкладывать их в сеть как "агитационные материалы". Один из таких отдельно взятых фрагментов в 2012 году и был запрещен Ленинским судом Кемерово.

И вот теперь свой гениальный ход сделала... прокуратура Нарьян-Мара Ненецкого АО! Согласно своеобразной логике служителей закона, раз фильм содержит "запрещенный фрагмент", значит запрещен должен быть целиком! И в Нарьян-Марский городской суд был отправлен соответствующий иск, который суд благополучно удовлетворил.

"Служителей Фемиды" ничуть не смутил тот факт, что в контексте фильма фрагмент оказывается как раз антифашистским. В общем, или сотрудники прокуратуры и судьи фильм вообще не смотрели (и это вызывает серьезные вопросы к процедуре) или смотрели, но ничего не поняли (и это в таком случае вообще печально)...

3 февраля 2016 года Роскомнадзор решение суда исполнил, и фильм был запрещен.

К чести Роскомнадзора, уже к вечеру того же дня запрет с ленты был снят. Более того, ведомство обратилось в Генеральную прокуратуру с "обоснованием некорректности принятого в Нарьян-Маре решения". Сам фильм сотрудники Роскомнадзора признали антифашистским. В Генеральной прокуратуре с этим, к счастью, согласились. А теперь нужно как-то решать коллизию с наличием очевидно абсурдного судебного решения, которое формально все государственные органы должны исполнять.

В сложившейся ситуации можно выделить сразу несколько мрачных аспектов:

Во-первых, уровень профессиональной компетентности судов и прокуратуры на местах... Это громкий случай, на него обратили внимание, но от решений людей, не способных отличить фашистский фильм от антифашистского и дать самую банальную правовую оценку, каждый день зависят человеческие судьбы!

Во-вторых, абсурдность некоторых российских законов. Антиэкстремистское законодательство в России сегодня сформулировано таким образом, что его можно (с сугубо лингвистических позиций) трактовать и нормально, и как "тотально запретительное". Да, есть написанные докторами наук комментарии, в которых разъясняется, что запрещать можно только символику, используемую в пропагандистских целях. Но ведь разбираться с этим так сложно! Вот и запрещают доблестные правоохранительные органы на всякий пожарный случай все подряд по формальному признаку, включая буддистскую символику и вышивку на скатертях XIX века. И для того, чтобы это безумие закончилось, Госдуме следовало бы обратить на эту ситуацию внимание и переформулировать соответствующие законы, чтобы у рьяных охотников за показателями не оставалось простора для разночтений... Например, везде четко прописать, что использование символики подлежит запрету и наказанию в том случае, если оно используется в целях пропаганды фашизма.

А то знаете ли, есть такой фильм - "Семнадцать мгновений весны" называется. Там куча людей со свастиками на рукаве в кадре появляется. Еще флаги со свастиками на стенах висят. А Мюллер вообще выдает пропагандистский фашистский монолог, который, кстати, в социальных сетях тоже используется в вырезанном виде... Когда Штирлица запрещать будем, господа?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров