аналитика
3 Ноября 2014, 18:38


Народное ополчение: след в российской культуре

6 771 35

Эпоха Смутного времени отражена в русской культуре достаточно глубоко. Идеи многих шедевров музыкального, литературного и изобразительного искусства были навеяны их авторам событиями тех лет. Мало найдется таких, кто не слышал о трагедии Пушкина «Борис Годунов» или одноименной опере Мусоргского. Однако о богатом культурном наследии, связанном с окончанием Смуты, знает куда меньше людей. Сегодня хотелось бы обратить внимание читателя на некоторые его примеры.

Во времена, когда Второе народное ополчение выгнало польско-литовских интервентов из Кремля, в порядке вещей было ознаменовать военную победу строительством храма. Такой обет дал и князь Дмитрий Пожарский, ступив на улицы освобожденной Москвы. Считается, что обещание свое он сдержал, и в двадцатых годах семнадцатого века на улице Никольской появился построенный на средства Дмитрия Михайловича деревянный храм. Позднее, в 1636 году, царь Михаил Федорович Романов воздвиг на его месте каменный собор для размещения в нем списка с Казанской иконы Божией Матери, которую нераздельно связывают с освобождением Москвы от поляков. Казанский собор — одна из главных достопримечательностей Красной площади — известен многим. Но стоит отметить, что храмов, посвященных чудотворному образу, за последующие годы появилось великое множество по всей стране.

Там же, на Красной площади, находится памятник Минину и Пожарскому. Установленный в 1818 году, этот монумент стал первой в российской истории скульптурой, посвященной не государю, а народным героям. Да и само изваяние можно считать поистине народным. Еще в 1803 году Вольное общество любителей словестности, наук и художеств, предложило установить этот памятник. Деньги собирали всем миром. Лишь восемь лет спустя пожертвований оказалось достаточно, и только к 1815 году скульптор Иван Мартос закончил работу над полноразмерной моделью. Первоначально планировали установить памятник на родине Второго ополчения — в Нижнем Новгороде, но потом решили поставить его в столице. Скульптуру отлили в Петербурге, откуда через Нижний Новгород ее перевозили в Москву в течение полугода. Тем не менее нижегородцы тоже не остались в стороне, и спустя год тот же Иван Мартос совместно с Авраамом Мельниковым представили проект обелиска, посвященного героям ополчения. В 1828 году обелиск установили на территории Нижегородского Кремля. Впрочем, свой памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде тоже появился, только значительно позже. В 2005 году к первому празднованию Дня народного единства Зураб Церетели создал уменьшенную копию московского памятника, которую установили возле церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Образы Минина и Пожарского активно использовали в своих работах и многие живописцы. События 1611-1612 годов нашли свое отражение в творчестве таких художников, как Эрнст Лисснер, Михаил Песков, Василий Савинский. Живописец Михаил Скотти, к примеру, был удостоен малой золотой медали Императорской Академии художеств за картину «Патриотизм нижегородских граждан в 1612 году».

Одним из известнейших полотен, посвященных Второму ополчению является «Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода» Константина Маковского. Вдохновленный «Запорожцами» Ильи Репина, Маковский пересмотрел свои взгляды на живопись и, отойдя от привычных ему портретов и сюжетов о боярских пиршествах, погрузился в давно интересовавшую его тему народного ополчения. Уехав в Нижний Новгород для полного погружения, художник по крупицам собирал материал для будущей картины. Лишь спустя пять лет кропотливой работы зрителю было представлено полотно, до сих пор считающееся одной из самых сильных картин патриотической тематики.

Литература, посвященная Второму ополчению в большинстве своем носит характер исторических исследований и зарисовок. Но есть произведения, которые выделяются на этом фоне. Одно из таких - пьеса Александра Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Написанная в 1861 году «драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах» стоила автору нескольких лет работы и положила начало целому циклу исторических драм Островского, посвященных событиям конца Смутных времен.

Стоит вспомнить также и поэму Гавриила Державина «Пожарский, или Освобождение Москвы». Это произведение очень кстати появилось в 1806 году, за шесть лет до Отечественной войны 1812 года, когда русскому народу вновь предстояло сплотиться против иноземных захватчиков.

К слову, столь своевременные пророческие напоминания о подвиге Минина и Пожарского, появлялись и позже, и опять в тот самый момент, когда русским людям вновь требовалось единство в борьбе с неприятелем. Еще один такой пример — выпущенный в 1939 году фильм «Минин и Пожарский» по повести Виктора Шкловского «Русские в начале XVII века».

Также, годом ранее на весь Союз прозвучали русские сцены из либретто оперы «Минин и Пожарский» авторства писателя Михаила Булгакова и композитора Бориса Асафьева. Целиком, правда, произведение опубликовали лишь после смерти автора текста.

Вполне вероятно, что благодаря появившемуся десять лет назад празднику и современные деятели искусств обратятся в своих творческих поисках к тем давним героическим событиям.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров