аналитика
7 Октября 2016, 16:19


Российская экономика выдержит обвал нефтяных цен

2 354 0
Российская экономика выдержит обвал нефтяных цен Фото: Politrussia.com

Власть, с одной стороны, с гордостью заявляет, что страна слезла с «нефтяной иглы». С другой, цена барреля по-прежнему волнует чиновников, определяя возможные сценарии экономического развития. На днях в СМИ вновь поднялась волна прогнозов, что будет, когда нефть подешевеет до 20-30 долларов за баррель. Причем сроки звучали вполне конкретные — 2017, а чаще почему-то 2018 год. Что вызвало такие слухи, насколько они реальны и обернётся ли это катастрофой для страны?

Конкретным информационным поводом стал рядовой момент в деятельности Банка России. В конце сентября он представил проект «Основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2017-2019 годы». Как водится, были рассмотрены два сценария. Базовый, кроме всего прочего, предполагает среднегодовую стоимость барреля нефти в 40 долларов в ближайшие три года. Второй сценарий ЦБ назвал «рисковым». Он рассматривал вариант развития событий при цене на нефть около 25 долларов за баррель с начала 2017 года и до конца 2019. При этом главный регулятор провел очередные рабочие стресс-тесты банковской системы. Вывод был сделан оптимистичный: система выдержит цену нефти по цене 25 долларов за баррель. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в связи с этим заявила:

«По нашим оценкам, будет некоторая недостаточность капитала, но она будет меньше, чем мы проводили стресс-тестирование полгода назад. Это значит, что устойчивость банковской системы восстанавливается. По нашим оценкам, меньше банков столкнутся с необходимостью докапитализации».
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

При этом вероятность такого сценария с удешевлением нефти до столь низких значений глава регулятора назвала «очень низкой».

Свою мысль Набиуллина повторила и на семинаре-совещании «Единой России»:

«Понятно, что это негативным образом скажется на темпах экономического роста, но никакой катастрофы не будет, потому что наша экономика, финансовая система и платежный баланс во многом приспособились к этим ценам на нефть».
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

И еще раз подчеркнула:

«Мы считаем такой рисковый сценарий, как 25 долларов за баррель, очень маловероятным».
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

К слову, в своем базовом прогнозе Банк России также учёл замедление темпов роста экономики Китая, которым так любят пугать «всепропальщики», предрекая в том числе падение спроса Поднебесной на российскую нефть. Глава регулятора в связи с этим отметила:

«Мы понимаем, что темпы китайской экономики будут замедляться, но замедляться предсказуемо. Никаких рисков для нас здесь нет».
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

Однако вниманию средств массовой информации свои рассуждения на экономическую тему предложили не только российские специалисты, но и зарубежные эксперты. По типу, что нет пророков в своем Отечестве. Забавно, что на «стороне» возможное падение цены на нефть восприняли с гораздо большим волнением. Скажем, аналитики "Райффайзенбанка", видимо, с подачи своих австрийских учредителей, оценили гипотетический стресс-сценарий Банка России гораздо трагичнее. В этом случае, по их мнению, рубль может упасть до исторического минимума:

«При средней цене на нефть на уровне 25 долларов за баррель произойдет падение сальдо счета текущих операций до 7,1 миллиардов долларов, при этом курс доллара превысит 95 рублей. В этом случае инфляция ускорится до 10%».
"Райффайзенбанк"

Тем не менее в "Райффайзенбанке", справедливости ради, добавили, что стрессовый сценарий, предусматривающий падение цены на нефть до 25 долларов, маловероятен.

«Bank of America предсказал обвал рубля в 2017 году при нефти дешевле 25 долларов». Под таким «жизнеутверждающим» заголовком сайт Banki.ru поведал о негативном сценарии, подготовленном этим банком. По расчетам американских специалистов, при падении среднегодовой стоимости Urals до 25 долларов ничего хорошего нашу экономику не ждет:

«Согласно этому сценарию, мы ожидаем, что российская экономика покажет спад на 2,4%. Рубль может ослабнуть примерно до 90 рублей, что может оказать значительное инфляционное давление, особенно с учетом эффекта низкой базы от дефляционных трендов этого года. Все это, вероятно, удержит ключевую ставку от снижения по сравнению с сокращением на 200 б. п. в базовом сценарии».
Bank of America

Степень вероятности такого развития событий Bank of America оценивать не стал, и получилось, что негативный сценарий имеет такое же право на жизнь, как и базовый.

При таком неопределенном зарубежном прогнозе наш записной пессимист, экс-министр финансов Алексей Кудрин, на сей раз смотрится редким идеалистом. Так, недавно он заявил, что при формировании российского бюджета на ближайшие годы нужно закладывать цену на нефть порядка 40 долларов за баррель. Впрочем, до 20 долларов нынешний глава Центра стратегических разработок также ее «откатил», однако лишь через 20 лет.

Собственно, бюджет на грядущие три года Минфин и верстает из расчета 40 долларов за баррель. Хотя заместитель министра финансов Максим Орешкин не исключил, что вполне вероятна и реализация стрессового сценария с ценой на нефть в 30 долларов за баррель в ближайшие годы. При этом он «вступился» за курс рубля. По словам Орешкина, он стабилен и стал куда менее зависим от краткосрочных колебаний на нефть. В гораздо большей степени на него влияют среднесрочные ожидания участников рынка.

А что касается цен на нефть и возможного «паралича» российской экономики из-за их падения, еще в начале нынешнего года министр энергетики Александр Новак назвал себестоимость добычи нефти. Она составляет от 5 до 15 долларов. Министр заверил:

«Снижение цены на нефть до 10 долларов за баррель — низкий процент вероятности. Мы не рассматриваем такой вариант».
Новак Александр Валентинович

Интерес к цене чёрного золота в последние дни изрядно подогрело соглашение, заключенное странами — участницами ОПЕК. Договорившись о заморозке, а то и о сокращении добычи нефти пока еще неформально, они полны решимости уже в ноябре официально расписать квоты. Цель одна — удержать цены на нефть от падения. Для стран, экономика которых завязана исключительно на экспорт углеводородов, это смерти подобно. Министр нефти и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино накануне встречи представителей стран ОПЕК в Алжире говорил:

«Если мы не достигнем соглашения, то будем втянуты в ценовую войну, в ходе которой котировки могут рухнуть ниже 20 долларов за баррель».
Эулохио дель Пино

Тем более что, по словам генерального секретаря картеля Мухаммеда Баркиндо, мировые нефтехранилища переполнены, их запасы составляют более трех миллиардов баррелей.

Одним словом, сегодня ситуация складывается в пользу России. Страны ОПЕК готовы договариваться, что удержит стоимость барреля на уровне 45-50 долларов. Главное при этом — не переборщить и не задрать цены на нефть сверх всякой меры. Ведь в этом случае могут вновь активизироваться американские производители сланцевой нефти.

Для нас нынешнее положение вещей оптимально. Во-первых, при цене даже 40 долларов за баррель наша экономика не будет испытывать стрессов. Во-вторых, эти цены не дадут возможности расслабиться и вновь безбедно «жировать» на экспорте углеводородов. В состоянии, когда требуется мобилизация всех сил, власть будет вынуждена проводить структурные преобразования и продолжать развивать другие сферы экономики. Тем более положительный опыт уже имеется в том же сельском хозяйстве.  

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров