аналитика
29 Апреля 2016, 12:40


От слов к действиям: в Европе активизируется борьба с санкциями

34 219 0
От слов к действиям: в Европе активизируется борьба с санкциями Фото: Politrussia.com

Тема санкций уже изрядно успела всем поднадоесть. Российский рынок после двух лет санкционного давления приспособился к нынешней ситуации, упавшие объемы импорта в целом ряде отраслей были наверстаны отечественными производителями, да и люди постепенно привыкли к отсутствию французского сыра на полках и к неприятным курсам валют.

Пока в России полным ходом шел процесс импортозамещения, европейская экономика всё больше ощущала на себе губительность санкций. И чем больше росло недовольство от их последствий, тем чаще раздавались голоса о необходимости поскорее избавиться от них: санкционное фиаско Европы становилось все более и более очевидным.

Однако с недавних пор можно говорить о том, что европейцы от слов перешли наконец-таки к действиям. 28 апреля депутаты Национального собрания Франции приняли резолюцию о снятии санкций с России. Документ предложило оппозиционное меньшинство правоцентристского толка, а автором инициативы стал Тьери Мариани, член комитета по международным делам. Резолюцию поддержали «республиканцы», которых возглавляет бывший президент страны Николя Саркози. В свою очередь, социалисты и «зелёные» высказались против инициативы. Несмотря на обозначившийся раскол, сторонники отмены санкций одержали победу в голосовании: 55 депутатов проголосовали «за» при необходимом количестве проголосовавших для принятия резолюции в 50 голосов.

Комментируя свою инициативу, Мариани отметил, что она призвана помочь правительству принять наконец правильное решение.

«Ведь я вижу всех этих министров, которые твердят о том, что нужно отменить санкции. Я вижу, как министр сельского хозяйства говорит перед нашими земледельцами: надо отменить санкции. Я вижу у вас министра экономики, который говорит: надо отменить санкции», - подчеркнул он.

По словам политика, французское правительство ничего не может сделать из-за общей позиции Брюсселя. Однако говоря это, он слегка лукавит, поскольку с точки зрения законодательства Франция не обязана продлевать санкции против России, как того хотят в центре ЕС. Как отмечает научный сотрудник Высшей школы социальных наук Жак Сапир, несмотря на то, что решение принимают власти ЕС, отдельное государство может отказаться от его исполнения. Единственное, что, по его мнению, держит Францию – это желание поддержать единство Евросоюза.

К слову, принятая Францией резолюция – беспрецедентная мера. До этого ни один институт Евросоюза не выпускал официальных документов против санкций. И как бы ни открещивалась власть от этой резолюции, учесть её при июньском голосовании по вопросу о продлении санкций придётся.

Как пишет Михаил Шейнкман из агентства «РИА Новости», «одно это – уже результат. И "чёрная метка" правящим европейским элитам. Если санкции не уберут они, то уберут их. Чтобы не видеть такую перспективу, надо просто закрыть на все это глаза».

Правда, судя по официальной реакции, глаза пока решили держать закрытыми.

Уже сейчас становится понятно, что ЕС гораздо больше пострадал от санкций, нежели Россия. Отечественная экономика получила хороший импульс для развития, а вот европейской экономике, по расчётам западных экономистов, пришлось несладко. В июне 2015 года Австрийский институт экономических исследований подсчитал, что потери от введенных ограничительных мер обойдутся Европе в 100 млрд евро и около 2 млн рабочих мест. При этом сохранение санкций, по словам аналитиков, приведёт к падению немецкой экономики более чем на 1%, итальянской – 0,9%, а французской – 0,5%. Кроме того, Италия потеряет около 200 тысяч рабочих мест, а Франция – 150 тысяч. По мнению экспертов, больше всех пострадает Эстония: падение экономики страны может достигнуть 16%.

Больнее всего санкции ударили по сельскому хозяйству Европы. Например, из-за невозможности запрета на экспорт продуктов свиноводства только Франция теряет около 100 млн евро. Потери в отрасли производства овощей и фруктов для этой страны составляют 50 млн евро, а для ЕС в целом – 500 млн.

Серьёзный ущерб также понесла Греция, которая и без санкций страдала от экономических проблем. За пару дней до решения французского парламента глава МИД Греции Никос Ксидакис заявил, что в июне его страна будет выступать против продления ограничительных мер.

«Наша позиция — они не идут на пользу ни Европе, ни европейским странам, ни европейской экономике, ни России, ни торговому обороту, ни поездкам граждан между странами. Они вредят всем, всем отраслям экономики, и создаётся напряжённость в отношениях стран», - прокомментировал министр позицию греческих властей.

В целом решение французских парламентариев на фоне расчётов выглядит вполне логичным, хотя многие и называют его «неожиданным». Депутаты отмечают важность этой резолюции не только с позиции кризиса в сельском хозяйстве страны, но и с точки зрения общей борьбы стран против террористов ДАИШ (запрещенная в России террористическая организация).

«Мы не можем требовать от России быть нашим союзником в борьбе против ДАИШ и одновременно провозглашать санкции против неё», - отмечают депутаты.

Тем не менее резолюция вызвала сопротивление среди других политиков страны. Так, например, госсекретарь по европейским делам Харлем Дезир призвал Ассамблею отказаться от результатов голосования, поскольку она может привести к «снижению шансов урегулировать ситуацию». По его словам, «санкции были введены как рычаг возвращения к переговорам», поэтому санкции будут сняты, только когда кризис на Донбассе будет урегулирован.

Le Figaro отмечает, что хотя резолюция не носит принудительного характера, многие политики восприняли её с воодушевлением. Сам Мариани надеется, что исполнительная власть возьмёт на вооружение эту резолюцию. Бывший премьер-министр Франсуа Фийон выразил надежду, что решение парламента ускорит процесс снятия эмбарго. Глава республиканцев в парламенте Кристиан Жакоб видит в этом решении импульс к мобилизации партии, который в конечном счёте может оказать давление на правительство для изменения политики в отношении России.

В свою очередь Le Monde приводит разные мнения депутатов на резолюцию. По мнению правого политика Алана Жюппе, документ показал наличие некоего единства в парламенте, хотя внешне оно и не проявляется. Каждый преследует свои интересы: одни перетягивают на себя электорат в лице фермеров, у других приступ «острой руссофилии», а третьи, наоборот, критикуют российскую политику, но считают санкции непопулярной мерой. Однако в совокупности все выступают за снятие эмбарго.

Другой депутат с репутацией атлантиста Пьер Лелоуш смотрит на ситуацию позитивнее:

«Это решение служит интересам Франции. Наш статус-кво не решит ни украинский кризис, ни конфликты на Ближнем Востоке, где мы нуждаемся в России».

Кроме французской прессы, резолюция вызвала интерес у Deutsche Welle, где считают, что резолюция «откликнулась эхом по всей Европе». Они напомнили, что ранее австрийский президент Хайнц Фишер пообещал своему коллеге Владимиру Путину отказаться от санкции в случае, если минские договорённости будут выполнены. Слова Фишера стали отражением февральского заявления вице-канцлера Австрии Ренольда Миттерленера, который сообщил, что санкции против России не достигли никакого политического прогресса, при этом оказав негативный эффект на экономику страны.

В остальных европейских СМИ о резолюции французского парламента упоминают вскользь. Многие издания жаловались на свои экономические беды от эмбарго до этого, однако первый реальных шаг на пути его отмены они почему-то решили проигнорировать. Американцы также вместо вменяемых комментариев в очередной раз сослались на минские соглашения. Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр назвала договорённости единственным возможным путём разрешения конфликта. Она также сообщила, что санкции будут сохраняться до тех пор, «пока Россия не прекратит оккупацию Крыма».

В связи с этим некоторые российские аналитики склонны считать, что Франция, фактически подвластная США, вероятнее всего своим решением об отмене санкций не сможет поднять антиамериканское восстание. Так, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин пишет, что на данном этапе во Франции сталкиваются интересы бизнеса, народа и представляющего их парламента, с одной стороны, и интересы Вашингтона и покорных ему французских элит – с другой. 

«Если французам действительно удастся, вопреки угрозам и принуждению со стороны Вашингтона, отменить санкции, это будет означать не что иное, как начало восстания Европы против американской оккупации. Потому что неповиновение не входит в функции нынешней Европы, размалываемой в выстроенном по американским лекалам плавильном котле Европейского союза», - отмечает эксперт.

Впрочем, разрыв народа и европейских элит, которые постоянно твердят о минских договорённостях, подтверждает и исследование Gallup, которое было опубликовано в тот же день, что и принятие резолюции. Оно свидетельствует, что 48% населения Западной и Центральной Европы считают, что санкции оказывают негативное влияние на экономику. В Восточной Европе эту точку зрения разделяет 31% опрошенных. Ключевой момент заключается в том, что даже в России негативный эффект от санкций отмечает меньшее число опрошенных, чем в западной части Старого Света, - 43%.

При этом «мазохистов», готовых жертвовать экономикой ради принципа, больше всего осталось среди восточноевропейских стран. В Польше доля населения, поддерживающего санкции, максимальная – 70%. За ней идёт ещё ТОП-5 «любителей» России: Румыния, Хорватия, Эстония, Литва и Латвия. Вот только если первые две страны видимого негативного результата от санкций не получили, то Прибалтика, жертва российской пропаганды, серьёзно пострадала.

Стоит отметить, что для Балкан в целом оказалось несвойственным поддерживать санкции: доля греков, выступающих за санкции – 11%, черногорцев – 10%, сербов – 5%.

Таким образом, продолжающееся давление может привести к тому, что от Вашингтона отвернутся даже традиционно преданные ему европейские элиты. Долго закрывать глаза на экономический ущерб и растущее недовольство населения просто невозможно.

«В конечном итоге они поймут, что лучше строить свободную Европу от Лиссабона до Владивостока, чем продолжать играть в очередное трансатлантическое партнёрство с США», - отмечает старший научный сотрудник Центра экономических исследований РИСИ Николай Трошин.

Несмотря на необязательный характер резолюции, вся история с санкциями, вероятнее всего, может закончиться ровно так, как два года назад в интервью Time предрекал Дмитрий Медведев:

Сами придут и скажут: давайте наконец со всем этим покончим, потому что никому не лучше, всем только хуже.

На самом деле, отмена санкций вряд ли кардинальным образом изменит ситуацию как минимум важном для ЕС сельском хозяйстве. Санкции вместе с девальвацией рубля уже оказали эффект на российский рынок. Часть продукции заменили отечественными аналогами, а состояние рубля подстегнуло рост производства овощей практически на 7%. По словам президента Национального союза производителей овощей Сергея Королёва, в случае отмены санкций в этом вопросе можно ждать лишь некоторые корректировки, не более того.

В любом случае решение французского парламента даёт однозначно понять, что вопрос снятия санкций остаётся делом времени. Несмотря на давление США, большинство стран уже осознаёт колоссальный ущерб от санкций.

«Вот ясная цена, всё зависит от того, готовы ли мы её заплатить», - этой цитатой заканчивается статья о провале санкций в Foreign Policy. И судя по нынешней тенденции, Европа уже устала платить по американским счетам. Время покажет, во что выльется это недовольство. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров