Будущее России при цене нефти ниже 30$: прогнозы развития
В
На тот момент средневзвешенная цена за 2015 год была около 50$ за баррель, а текущая стоимость нефти колебалась в районе 40$.
Но время идет, а большая экономическая нефтяная война стран производителей за передел рынка не только усугубила их финансовое состояние, но и способна вызвать в ближайшее время в мировой экономике новую волну кризисных явлений. Как это повлияет на развитие России? Какие последствия вызовет?
Уже очевидно, что Россия в течении последних десяти лет реализовывает план новой индустриализации, который прошел стадию подготовки, старта и уже дал первые плоды.
Российская индустриализация 2.0: все как в Китае
Российская индустриализация 2.0. Фундамент устойчивого развития
Новая сила России - энергетическое машиностроение
Еще большие результаты население увидит в ближайшие годы, когда будут окончены и полностью выйдут на плановую мощность инфраструктурные проекты финансирование которых началось в последние пять лет (в энергетике, судостроении, авиастроении, металлургии и т.д.). Страна получила импульс и постепенно выходит на путь устойчивого и поступательного развития без учета внешних факторов.
Кризис 2014-201… годов является лишним тому подтверждением. Несмотря на очень неблагоприятные внешние условия, страна довольно легко проходит тяжелейший период своего развития. И все благодаря подготовке, которая позволила России во многом избавиться от ее зависимости во многих стратегически важных отраслях: производстве продуктов, технологий машиностроения, энергетики и т.д. Не будь она произведена, последствия были бы намного более разрушительными для экономики и роковыми для политического курса страны.
Собственно в этом и состояла задумка США. Но Россия в 2015 году удивила всех не только боеспособностью своей армии в Сирии, но и устойчивостью экономики, и моральной устойчивостью населения (не менее важным фактором нежели экономика и армия).
Санкции должны были обрушить жизненный уровень населения и вызвать внутри России процессы, которые бы сузили возможности маневра правительства России.
А пока мы имеем на выходе: политический курс страны остался неизменным, экономический кризис к концу года во многом преодолен, импортозамещение работает, финансы … вот о них и поговорим в текущей статье. Потому как именно финансовые возможности Российской Федерации вызывают у ее «друзей» наибольшие опасения, о чем уже второй год неустанно трубят «ведущие мировые эксперты».
Все дело в пошлине.
Россия медленно, но привыкает к тому, что пошлина на нефть, газ и нефтепродукты уже не является главным источником пополнения федерального бюджета и разнообразных фондов «на будущее». Есть тучные годы, есть голодные. Есть критики, есть сторонники, а есть и своя голова на плечах.
Российские финансы уже второй год живут в режиме экономических санкций, усугубленных очередной волной мирового кризиса, и можно оценить насколько серьезно страна подготовилась к этому испытанию.
Зависимость от нефтегазовых доходов как проклятие страны. По мнению российских либералов, нефть и газ это «проклятие» России. Так они стали считать относительно недавно (лет пятнадцать). До этого, когда им никто не мешал грабить эти самые богатства, они полагали, что нефтегазовый комплекс России, доставшийся ей от СССР, это подарок судьбы, которым просто надо пользоваться. И они пользовались. Затем пришел «злой Путин» и все это отобрал и вернул народу, что сразу же превратило «дар небес» в «проклятие страны».
Отбросим эпитеты в сторону и посмотрим насколько важны нефтегазовые доходы для федерального бюджета России сегодня (не путать с консолидированным, где учитываются и бюджеты регионов).
Очень важны.
За 10 месяцев 2015 года они составили 4971,1 млрд рублей, или 43,8% от федбюджета. Правда, из них только 2308,3 млрд рублей, или 20,4% — это доходы от экспорта данного вида продукции (собственно экспортные пошлины).
13 января 2016 года в рамках «Гайдаровского форума» глава Счетной палаты Татьяна Голикова озвучила данные по дефициту федерального и консолидированного регионального бюджетов за весь 2015 год.
Местные бюджеты также в конечном итоге были сведены с дефицитом:
Итого имеем 2,2 трлн. рублей дефицита консолидированного бюджета. (При этом экспортная пошлина в 2015 году должна была составить 2,6 - 2,7 трлн. рублей).
На днях цена нефти пробила
очередной «психологический» барьер 30$ за баррель и продолжала дешеветь дальше,
что заставило министра энергетики Александра Новака
Между тем, с 1 февраля 2016 года экспортная пошлина на нефть может составить 52$ за тонну (с действующих в январе $73,3 за тонну). Расчет производился из расчета 32,46$ за баррель.
Итак, при средней цене на нефть в районе 30$ за баррель и сохранении уровня экспорта нефти на уровне 230-240 млн тонн в год и курсе рубля при этом в районе 75 руб./$ бюджет России в год будет получать около 1-1,2 трлн. рублей (с учетом пошлины с нефтепродуктов и газа). Таким образом, при средней цене нефти в районе 30$ за баррель в бюджете 2016 года образуется добавочная дыра в 1,4-1,6 трлн рублей. При цене 20-25$ за баррель эта дыра достигнет размеров 2-2,2 трлн рублей.
Которые надо где-то брать...
Из какой кубышки брать деньги и насколько их хватит?
Для того, чтобы оценить возможности российского государства финансировать свои расходы в условиях санкций (а другого варианта нет смысла пока рассматривать), надо разобраться с бюджетом 2015 года.
Позавчера вышел
Как видим, расходы в конце года
заставили-таки государство залезть в «кубышку», хотя до октября включительно
обходились работой «валютных ножниц» (действие которых было
Много это или мало? Как сказать. Данная сумма составляет 1/6 часть (в валюте) Резервного фонда на начало 2015 года. С учетом дальнейшего сокращения доходов от продажи нефти и нефтепродуктов в 2016 году (берем самый пессимистический вариант среднегодовой цены 20$ за баррель) надо будет найти до 3 трлн. рублей. Правда, в этом случае доллар будет стоить в районе 100-110 рублей, что позволит сэкономить значительную часть данной суммы (до половины). Это несколько снизит реальные доходы граждан, сильно снизит их доходы в долларах (на 25-30%), но позволит продержаться стране за счет Резервного фонда на протяжении, по крайней мере, 3 лет.
А далее останется фонд национального благосостояния, который предназначен хоть и для других целей (развитие реального сектора экономики), но может быть частично использован и для макроэкономической стабильности России.
Между прочим, пока в нем лежат «свободные» средства, которых при таком развитии событий может хватить еще на пару лет.
Что дальше?
Дальнейшее развитие возможно по двум сценариям.
Либо Запад упорствует, давит санкциями Россию и толкает ее на продолжение выстраивания у себя автаркии. Пяти лет, которые у России еще есть, вполне достаточно, чтобы запустить внутреннее производство и производство на экспорт «атомных реакторов» и прочих высокотехнологичных продуктов мирового уровня (самолеты, корабли, турбины и т.д.), а также стать экспортером продукции животноводства и сельхозпродуктов с высокой добавочной стоимостью и тем самым в будущем иметь бездефицитный бюджет и без высоких цен на нефть.
Либо санкции будут сняты, кризис преодолен и Россия получит ресурсы. Это замедлит становление экономической независимости страны, но позволит избежать быстрого истощения резервов.
В любом случае, времени России хватит. А вот хватит ли его российским заклятым «партнерам» при таком развитии событий — большой вопрос.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter