Можно ли сделать из преступника патриота?
На днях внимание СМИ и Норвегии, и других стран привлекла
Собственно, сам факт побега примечателен разве что своей редкостью: за 16 лет существования островной тюрьмы оттуда сбежало аж 5 человек, и то трое из них добровольно вернулись обратно. И только двоих пришлось после поимки размещать в “материковых” тюрьмах.
Причина такой популярности пенитенциарного учреждения кроется в ультралиберальных условиях содержания заключенных, редких даже для современной Европы с ее “тюремными спортзалами”, “отпусками для преступников” и тому подобными послаблениями, редко встречающимися в тюрьмах на постсоветском пространстве. Свободное перемещение “питомцев” по острову, несложная работа в местном сельском хозяйстве, уход за домашней живностью, обед за госсчет и возможность неплохого заработка для получения остального рациона, тот же 18-дневный отпуск и прочее.
При том что содержатся на Бастое достаточно серьезные преступники – убийцы, насильники, педофилы, наркодилеры, крупные мошенники. Процент рецидивов среди выпущенных на свободу крайне низок – всего 16% против, скажем, средненемецкой половины в течение 3 лет после освобождения. Впрочем, после обычных норвежских тюрем рецидивистов тоже наблюдается немногим больше – всего 20%.
***
Однако сказать, что норвежский опыт так уж оригинален – нельзя. В
России еще с советских времен существуют так называемые
“
Охраны как таковой в таких колониях тоже нет – главным сдерживающим фактором является боязнь попасть за нарушения режима (а тем более за побег) в обычную колонию, с куда более суровыми условиями содержания. А что у начальства ГУИН руки не доходят до разных психологических заморочек с “трудотерапией” и “ресоциализацией” – так это, думается, больше от нехватки средств. Ну и, конечно, от осознания того, что лучший сдерживающий фактор от рецидива преступления – боязнь уголовного наказания.
Так что, пожалуй, больше всего в новости
из Норвегии привлекло к себе внимание островное расположение “тюрьмы
будущего”. Тут же стали раздаваться сравнения с “Райским островом” –
выведенным в фильме-антиутопии “
Правда, сюжет фильма напоминает норвежский опыт разве что присутствием “острова для преступников”, которые предоставлены там самим себе, поскольку тюремщиков там (в отличие от Бастоя) нет вообще. Единственное ограничение “тюрьмы от Голливуда” – это спутник с мощным боевым лазером, уничтожающим любое плавучее средство, отдаляющееся от “райского острова” больше чем на 2 мили. Вне зависимости, находится на нем беглец или нет.
Собственно, и создатели ленты не были особо оригинальны. Так, еще в
1960 году известный американский фантаст Роберт Шекли написал
захватывающую повесть “
Впрочем, у Шекли финал более оптимистичен, чем у создателей “Райского острова”: в конце концов, поляризация людей на “рафинированно добрых” и “рафинированно злых” привела к такому кризису, что начать попытки воссоединения искусственно разделенных частей человечества пришлось Службе безопасности Земли, и заварившей всю эту “кашу” с “сегрегацией”…
***
Насколько же применимы и реальные, и пока еще фантастические наработки “тюрем будущего” для России? Вообще чисто формально, как указывалось выше, “райских островов” а-ля Бастой на российской территории более, чем достаточно. Просто не привыкшие к романтике граждане чаще называют их “химией” – по наиболее распространенным в колониях-поселениях производствам, где могут работать осужденные.
Другое дело, что контингент таких “колоний-лайт” вряд ли когда-то станет похожим на норвежский. Ну как это – разрешить жить в условиях, в которых живет немало и вполне свободных граждан, насильникам, убийцам, педофилам и прочей публике сходного пошиба?!
Это только в Уголовном Кодексе записано, что наказанием является только “лишение свободы” для “изоляции от общества” – и что это наказание не должно быть унижающим или вредным для здоровья. А реально – не только для осужденных, но даже для содержащихся в СИЗО подследственных созданы условия, далекие от считающихся идеальными. Вплоть до запрета ложиться на койку от подъема до отбоя.
Собственно, большинство граждан и видят в наказании преступников исключительно торжество справедливости – и возмездие за совершенное преступление. И хотят, чтобы заключенные посильнее страдали. Даже если страдания одних усиливаются “беспределом” других – вроде тирании “блатных” на “зонах” в отношении “мужиков” и всевозможных “опущенных”.
Ну а то, что после освобождения многие “з/к” могут снова пойти на
преступление, поскольку иному “тюремная школа” не учит по определению –
обычно обществом не учитывается. Оно привыкло считать, что страха повторно
оказаться в тюрьме для профилактики рецидивов вполне достаточно. Хотя
на самом деле, по
***
Впрочем, изменение менталитета общества – задача сложная и долговременная. Куда интереснее было бы рассмотреть возможность применения в России вроде бы “фантастических” вариантов уголовного наказания.
Конечно же, речь идет не о создании где-нибудь на Соловецких островах “тюрьмы будущего” – без тюремщиков, с уголовниками, предоставленными самим себе – но с охраной по периметру. Пусть не со спутника, но хотя бы быстроходными патрульными катерами.
Но вот задуматься над реальным российским историческим опытом
использования формально “антиобщественных” элементов в интересах страны,
возможно, и стоило бы. Когда их фактическая "ресоциализация" достигалась в очень значительной степени. Хотя даже такое слово в России было неизвестно.
Взять, например, такое явление, как казачество. Если определить его максимально жестко и реалистично, то казаки – это бандиты, живущие в первую очередь с грабежа. В лучшем случае, Османской Порты (запорожцы) или Персидской империи (казаки Волги, Урала) – но не гнушающиеся находить себе добычу и поближе. Как, например, в Смутное время, когда они играли одну из самых заметных ролей в войсках всевозможных “Лжедмитриев”. И пограбили тогда казачки матушку-Россию – куда там татарам с их короткими набегами.
А уходили в казаки просто преступники, беглые крепостные (тоже преступники по государственным законам) – в общем те, у кого с обществом были нелады. Потому что знали – “с Дону выдачи нет”.
Но государство вначале с этой ситуаций просто мирилось – а затем
постепенно стало использовать казаков, так сказать, “в мирных целях”.
Отряды Ермака завоевали Западную Сибирь, Дежнев начал освоение Чукотки,
казаки стали первыми поселенцами на Дальнем Востоке, который отстояли с
оружием в руках в боях с китайцами…
Потом казачьи полки стали одной из самых боеспособных частей регулярной армии. Накануне революции именно это сословие стало одним из наиболее верных столпов царской власти. За что потом и было репрессировано большевиками.
С другой стороны, в дореволюционной России была любопытная практика, де-факто перенятая и в СССР – административная ссылка. Когда “нежелательные (по каким-то причинам) элементы” направлялись на ПМЖ куда-нибудь подальше от крупных городов. В том числе на освоение Сибири – да и целинные земли Казахстана в 50-х поднимали не только юноши и девушки по путевкам райкомов комсомола.
Наконец, очень широко был распространен запрет селиться в столицах
союзных республик освободившимся из тюрьмы опасным преступникам –
пресловутый “
***
Между тем, та же Сибирь – как была малолюдной, так и остается. Так, может, стоило бы предлагать ряду “асоциальных элементов” выбор наказания – колония или “освоение новых земель”? С “подъемными”, правом ездить в отпуска в родные края – но с обязательством провести минимум назначенный судом срок в назначенном месте, за который можно обзавестись своим домом, семьей, детьми – да так и осесть там навсегда, став не только “ссыльно-переселенцем”, но и представителем и защитником интересов своей страны на прежде необжитой территории.
Осужденные начнут массово убегать оттуда? Даже если и удастся – всю жизнь на “нелегальном положении” прожить трудно. Все равно будешь “ссыльным” – боясь быть узнанным родными, друзьями, соседями. Потому многие подследственные, не находящиеся до суда в СИЗО, тем не менее не ударяются в бега – а ожидают приговора суда.
Что это будут за “бандитские города”, не лучше ли вообще не иметь ничего, чем такое? Ну а Австралию что, кто-то называет “бандитским государством” из-за того, что большая часть ее жителей в XIX веке представляла привезенных в трюмах тюремных кораблей осужденных судами Его Величества? Кстати, еще раньше многим англичанам, имеющим проблемы с законом, судьи нередко предлагали выбор между петлей и ссылкой свободным поселенцем в американские колонии.
В общем проблемы с не самыми законопослушными гражданами можно решать, не только "упекая" их за решетку или колючую проволоку на долгие годы. Причем к обоюдной выгоде и самих этих граждан, и общества в целом.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter