• Вход
  • Регистрация
аналитика
19 Сентября 2016, 15:10


«Турецкий поток»: а если отбросить геополитику?

20 505 0
«Турецкий поток»: а если отбросить геополитику? Фото: Politrussia.com

Когда мы рассматриваем проекты, аналогичные «Турецкому потоку», мы в первую очередь говорим о геополитике. О тех деньгах, которые пополнят её казну государства от продажи ресурсов, и о тех политических преимуществах, которые оно от этого получит. Да, контроль над чужими рынками очень важен для страны, которая обладает амбициями, но не менее важным для нее является и развитие собственной экономики. Казалось бы, что может дать, кроме валютной выручки и углеводородных доходов, продажа за рубеж нефти или газа? А давайте разберемся и в конце ответим на этот вопрос.

Себестоимость

В самом начале хочу обратить внимание читателей на самый важный момент. Все, что вы прочтете ниже, достается стране, можно сказать, даром, «в нагрузку». Об этом стараются в СМИ не писать, но за все добавочные бонусы России заплатят иностранные покупатели газа. Все это изначально ляжет на себестоимость проекта и будет оплачено либо ежегодной чистой прибылью бюджета, либо доходами «Газпрома». Итак, разобравшись с этим, продолжим.

«Турецкий поток» - это не только труба по дну Черного моря, которая, перекачивая на Юг и Запад десятки миллиардов кубов газа, будет наполнять российский бюджет доходами от продажи углеводородов. Это еще и целый комплекс предприятий, создание которых, как и их безубыточное функционирование, было бы невозможным без реализации такого масштабного проекта.

Строительство и оборудование

Для начала разберемся, что входит в сам проект по перекачке российского газа с приарктических месторождений газа в Западной Сибири в Турцию и далее – в Европу.

Первое – это газовые месторождения. О них мы подробно говорить не будем, хотя это самый лакомый кусок – как раз те доходы, которые все россияне любят ругать и тратить. Последуем в чем-то их примеру, просто забудем о них и брезгливо отодвинем в сторону как недостойные упоминания в высокотехнологичном обществе будущего, в которое мы все стремимся.

При этом мы встанем в один ряд с такими странами, как США, Великобритания, Канада, Нидерланды, Норвегия, которые тоже никогда не брезговали сверхдоходами от продажи энергоресурсов и выстроили на них свое высокотехнологическое будущее.

Второе – это уже существующие газовые магистрали от Уренгойского месторождения до места врезки, которые надо модернизировать и расширить, а также новые газовые трубы, объединенные под единым названием «Южный коридор».

По состоянию на 2014 год оценка стоимости этой части проекта составляла 738 млрд рублей.

Сегодня, конечно, значительно больше (думаю, цена вопроса не менее 1 трлн рублей). Кстати, в 2014 году ВВП России составил «всего» 71 трлн руб. То есть только стоимость строительства этой части проекта составляла минимум 1% годового ВВП России. 

Третье – это, собственно, сам «Турецкий поток». Здесь, конечно, не все деньги будут осваиваться российскими компаниями, но, исходя из нежелания Европы вкладываться в него, минимум половина будет российской, а это около 5,7 млрд евро в ценах августа 2015 года. Почём у нас в августе был евро? Возьмем грубо 70 рублей. Итого имеем, что стоимость российской части около 400 млрд рублей.

Итого прокладка труб, которую, как мы помним, оплатит либо «Газпром» (если не найдет клиентов на свой газ), либо конечный пользователь (что вероятнее всего), принесла бы России одномоментный двухпроцентный рост ВВП, если бы работы были закончены за год. Но, вероятно, полная реализация проекта займет лет 15, а потому стройка будет увеличивать ВВП страны на какие-то 0,13-0,14% в год на протяжении всего этого времени. Много это? Кому как, но ведь это еще далеко не всё.

Энергетика

Что такое современная газовая труба? Это, собственно, трубы и компрессорные станции, которые работают на электричестве. А для «Южного коридора» надо много электричества. Одна самая мощная в мире компрессорная станция «Русская», которой предстоит продавливать на 900 км газ под давлением более 25МПа, будет иметь мощность 448 МВт, если верить проекту. Это, на минуточку, половина одного стандартного блока АЭС. И это всего одна станция, пусть и самая мощная. Все компрессорные станции проекта будут иметь мощность более 1,5 ГВт. То есть для нормальной их работы с учетом временных технических остановок блоков на техобслуживание необходимо более 2 ГВт установочных мощностей, то есть два блока ВВЭР-1200. С учетом добавочного потребления, о котором чуть ниже, уже надо будет четыре блока.

Как раз тех, которые сегодня строятся на Нововоронежской АЭС, или хотя бы тех, которые построены в том числе и под этот проект на Ростовской АЭС.

Стоимость одной спарки новых блоков на Ленинградской АЭС-2 составляет в ценах 2012 года 220 млрд рублей. Сегодня, как мы понимаем, выше. Стоимость создания четырёх блоков будет составлять 500-600 млрд рублей (очень высокотехнологичного ВВП России), которые при работе «Южного коридора» обречены быть прибыльными.

Необходимое пояснение. При этом мы должны понимать, что и труба, и энергоблоки после постройки не перестанут приносить стране доходы. Например, в Воронежской области Нововоронежская АЭС является локомотивом экономики, принося ежегодно в бюджеты всех уровней миллиарды рублей. Вокруг нее вырос целый город с несколькими десятками тысяч жителей со своей инфраструктурой и торговлей, который также приносит деньги. А люди в нем имеют собственные доходы. Этот список можно продолжить. Все это кумулятивные доходы населения и бюджетов, которые можно рассчитать лишь приблизительно, но которые в современном постиндустриальном мире составляют не менее 50% ВВП.

В «развитых» странах Запада до 75% ВВП. Поэтому умножать цифры (во всей статье) на соответствующий коэффициент каждый волен сам. Кому как совесть и здравый смысл позволят.  

Производство оборудования и рабочие места

Итак, четыре блока АЭС в обслуживании – это миллиарды рублей на запчасти ежегодно. А еще это новые производства, в частности нового оборудования для них. Более того, тысячи километров труб и десятки мощных компрессоров, которые затем также надо обслуживать. Это рост производства в машиностроении и тысячи рабочих мест.

Современные трубы и компрессорные станции – это высокотехнологичные производства, причем не только в металлургии. Это еще и производство изоляционных материалов, контрольно-измерительной аппаратуры, а значит, и новые тысячи рабочих мест. И это в довесок к обслуживающему персоналу газопроводов и энергетикам. Если даже отбросить этап стройки и посчитать только текущее обслуживание проекта, то в разных отраслях хозяйства им будет создано не менее 20 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест, а с учетом сферы обслуживания – не ниже 50 тысяч. С учетом детей и пенсионеров около 120-130 тысяч жителей России (около 0,1% населения) будут десятилетиями кормиться благодаря реализовываемому сегодня проекту.

Напоминаю, не считая всех жителей России, которые будут потреблять деньги от продажи энергоресурсов непосредственно.

Новые возможности хозяйства

Но ведь газовый «Южный коридор» России – это еще и развитие регионов. Газ появится там, где его не было. А там, где был, потребляемые объемы можно будет кратно увеличивать, чем будут привлекаться (а труба пройдет по восьми регионам) новые инвестиции под создание теперь уже прибыльных производств. Сегодня полностью подсчитать эту сумму нельзя, но нельзя также не отметить важный момент подобного проекта – эта очень дорогая и важная инфраструктура для государства благодаря иностранным потребителям газа становится практически бесплатной.

А что значит присоединить даже 100 тысяч частных хозяйств к газу? Помимо работ по самому подключению, это минимум 100 тысяч проданных газовых котлов, которые надо произвести, и далее в среднем 10-15 тысяч единиц этой продукции, продаваемой ежегодно. Это обслуживание сетей и оборудования, а значит, новые рабочие места. А еще это пожарная безопасность и много чего другого, о чем в рамках статьи упомянуть нельзя.

Но есть в этой истории ещё один примечательный момент.

Кто «виноват» в присоединении Крыма?

Что в конечном итоге привязало к России Дальний Восток и Восточную Сибирь? Правильно – Транссибирская магистраль. Не создай царское правительство этой магистрали на рубеже веков, уже давно бы не было у России как минимум дальневосточного побережья. И самым ярким подтверждением этому тезису является история Русско-японской войны 1904-1905 годов.

Краткая история одной войны. В рамках статьи всего несколько посылов, обоснование которых я опущу. Начиная войну с Россией, Япония считала, что Транссиб способен перевозить в интересах военных в месяц эквивалент двух дивизий, что позволяло сосредоточить Токио превосходящие силы и нанести гарантированное поражение России. Они ошиблись ровно в два раза. Транссиб был способен перевозить 4 дивизии, и только из рук вон плохое руководство операциями генерала Куропаткина, который практически всегда имел численное превосходство над противником, не позволило России нанести решительное поражение японцам. Но даже в этом случае почти миллионная армия на театре военных действий к лету 1905 года не позволила Японии позариться на Владивосток и всю Маньчжурию.

А если вспомнить о нереализованном в то время другом инфраструктурном проекте Севморпути, который был предложен в конце XIX века адмиралом Макаровым, то такой исход войны вообще для Токио был большой удачей. По планам адмирала Макарова ледокол «Ермак» был построен в сильно урезанном виде и в единственном экземпляре, что не позволяло ему ломать лед и наладить летнюю навигацию судов вокруг северной границы России.

Что было бы, если бы 2-я Тихоокеанская эскадра пошла бы не вокруг Африки, а вокруг Чукотки, легко представить.

Как была проведена эскадра Тихоокеанского флота в 1942 году ледоколами, схожими по мощности с кораблем проекта «Ермак».

2-я эскадра, практически равная по численности первой и всему японскому флоту, появилась бы на театре войны в сентябре-октябре 1904 года и смогла бы сокрушить японский флот объединенными усилиями. Но проект Севморпути был реализован только во времена СССР, а война была проиграна.

А не будь построен к началу войны Транссиб, что было бы?

Кстати, стройка шла бешеным темпом и ввод магистрали в строй произошел за полгода до начала войны. Причем часть пути составы шли на паромах по озеру Байкал. Круговую дорогу окончили к концу 1905 года, что резко увеличило ее пропускную способность, но было уже поздно

Итак, мы видим, что инфраструктура – это важнейший рычаг геополитики, и спустя сто лет в этом смогли убедиться жители Крыма.

История начала строительства объектов под «Южный коридор» началась в 2010 году. В рамках первой очереди был дан зеленый свет постройке сначала 3-го, а затем и 4-го блока Ростовской АЭС, и началась реализация западного маршрута проекта от Воронежской области, где «коридор» врезался в газопровод «Уренгой — Новопсков».

Не случись этого, не было бы никакой технической возможности к концу 2015 года запустить в строй энергомост в Крым, а в конце нынешнего года дать добавочный газ на полуостров.

Разве что за счет поставок по «Голубому потоку», что привело бы к международным проблемам и искам со стороны Турции и показало бы Россию в нехорошем свете. Потерять имидж надежного партнера, когда РФ начала борьбу за газовые маршруты Ближнего Востока, – это было бы большим геополитическим поражением России. 

И, как мы понимаем, руководство РФ также брало это в расчёт, когда принималось решение по Крыму в начале 2014 года.

Эпилог

Итак, как мы увидели, скептики «газовых потоков» не правы. Реализация проектов, подобных «Турецкому потоку», – это не только сверхдоходы от недр России, но и важнейший источник инвестиций, который фактически для государства является бесплатным (оплачивается потребителем). В конечном итоге реализация подобных проектов позволяет не только создавать значительный добавочный продукт, но и укрепляет все государство, позволяя ему расширять свои границы или укреплять имеющиеся.   

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
Аноним
Аноним
Россия, Барнаул
все верно расписано
0
A V
A VС нами навсегда!500 комментариев
Статья великолепна.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Ну что я понял из статьи? Что в России очень много газа. И этот газ нужно транспортировать [censored] на далёкие расстояния. А это очень большая проблема, стоящая очень больших денег. Да ещё и все кто может стараются помешать транспортировке этого газа. Чисто по деЦки я размечтался о том, что вот я решил помочь в этой проблеме России и стал большим учёным. И изобрёл какой то хитрый и недорогой способ превращать газ например в порошок, уменьшая его размеры в миллион раз. После чего перевозить его ж\д, авто и морским транспортом к [censored] и уже там по месту превращать этот порошок обратно в обыкновенный газ. Вот так -дёшево и сердито! Но Юра мне наглядно объяснил, что оказывается, что я редкостная св0л0чь, желающая оставить без куска хлеба десятки и сотни тысяч людей. И я жутко расстроился. Вот так вот взять и обломать мои деЦкие мечты. Выставить меня вместо помошника России её предателем. Эх! Пойду напьюсь.
-1
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Очень странно, что цензурируется слово [censored]
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Оно даже в таком виде цензурируется? Однако....
Попробую воспользоваться синонимоми - получателям или покупателям.
0
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Поумничать, вижу, пытались.
А с экономическими расчётами как?
Их, плз, в студию.
Ибо у нас "демократия" и "ПАРНАС" и иже с ними, как я вас понял, да?
1
Аноним
Аноним
Россия, Барнаул
ты [censored]
0
Аноним
Аноним
Россия, Калининград
Я слегка пропустил подробности. Подскажите о каких объёмах Россия и Турция договорились? Вроде с начала планировали 4 нитки, потом поругались, помирились, Потом была инфа о 2 нитках и о том что вроде турки настаивают вообще на одной. Исходя из каких фактов все цифры в статье?
0
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Исходя из фактов (вне "пэрэмоги" и "зрады"):
1-я ветка идет в Турцию;
2-я ветка идёт в Грецию.
По поводу 3 и 4 веток - "жить в ту пору прекрасную..."
0
Аноним
Аноним
Россия, Калининград
То есть если я правильно понял то будет газопровод с пропускной способностью примерно на 30 с небольшим миллиардов кубометров природного газа в год?
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Юрий, если пытаетесь писать статьи на тему транспорта газа то стоит хоть немного изучить вопрос.. Компрессорные станции работают на природном газе. На "Южном потоке" на станции будут построены на базе ГПА "Ладога-32". Мощность ГПА измеряется в мегаваттах, может это ввело Вас в заблуждение?
2
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Самому интересно.
Юрий спец в таких темах, может, и ответит по существу.
Но сама идея энергообеспечения потока - выглядит интересной.
Не думал с такой точки зрения, но ведь действительно, и "трубы" требуют затрат электричества.
В этом случае, имея проблемы с генератором электроэнергии, вна Украине сложно конкурировать с Россией
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Вот интересно почему мы этакая "энергетическая сверхдержава" , а в списке ста самых крупных компаний нет ни одной российской. И почему это Google и Apple стоят гораздо дороже газпрома вместе с его там силами сибири и прочими турецкими потоками
-1
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Уважаемый не путайте ж..у с пальцем и капитализацию с реальной стоимостью компании.
1
Валерий Семакин
И Гугл, и Эппл, в нынешнем виде=это услуги. Можно сказать халва, а можно откусить кусок крупнее. Так где реальность халвы во рту? Кроме того, нужно учитывать тот факт, что доллар -не деньги в прямом смысле слова, а товар. Если мировая торговля откажется от продажи углеводородов за доллары, то мы очень быстро забудем про территорию США. Сколько реально стоит доллар в России. Самый реальный курс-курс гамбургера. Во все мире цена гамбургера одна и та же в долларах. По-моему 1,97 доллара. В МАКе он стоит около 60 рублей. Это около 30 ти рублей. Однако, курс иной. Почему?
2
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
За аргумент вам +
Подождем, что оппоненты скажут.
0
Andrey Geo
Andrey Geo Постоянный житель20 комментариев
Капитализация пустышки под названием Нейромама составила 35 миллиардов, что приблизило её к Газпрому. После чего американцы обратили на нее внимание и выяснилось, что компания, по сути, дутый пузырь. У неё нет ничего за душой.Вот это и есть ответ на то, что такое капитализация и чем она отличается от стоимости.
1
Olga Orlova
Olga OrlovaС нами!
Комментарий удален
0
вахрюпсик
Комментарий заблокирован
1
Аноним
Аноним
Россия, Екатеринбург
Чем больше палок, тем больше концов.
1
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Тут есть момент.
Хохлы позволили США ввести прямое управление, максимум на что их хватило - сбежать под защиту России.
Турки, к счастью-несчастью, помнят об Османской империи.
И не примут никакого внешнего управления, тем паче из США, в ближайшее десятилетие.
И неудавшийся путч - прививка отменная.
1
Andrey Geo
Andrey Geo Постоянный житель20 комментариев
И поэтому для турок до сих пор закрыт российский рынок продовольствия. И будет закрыт ещё долго. Я думаю, что пока турецкий поток не будет построен - рынок не откроют. Как-то так.
0
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Юра, раздел "Энергетика" уберите. Не позорьтесь. КС-ки работают на газу + обеспечивают теплом и эл-вом окружающее хозяйство. Для примера затраты газа на эти цели на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород примерно 7% от закачанного в трубу (ну это что бы понимать о чем речь)
2
Андрей Викторович
Насколько я понимаю, там могут стоять нагнетатели, которые, действительно, электрические, а могут ГТУ, которые работают на газе. Но количество ГТУ, конечно, больше...
0
Валерий Семакин
Электричество ни в коем случае. В случае утечки газа-взрыв.
-1
Валерий Семакин
Было время, принимал участие в разработке ГПА. Газ качается турбиной. При чем тут Юра приклеил АЭС? На всякий случай?
0
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Просьба - без оскорблений и "зауми" - напишите кратко свое заключение.
Было бы интересно, если тут напишете по существу
1
Аноним
Аноним
Украина, Харьков
Юра! Вы написали ересь, как мимнимум в части неких электрических газокомпрессорных станций и всего с этим связанногго - АЭС и пр. Как минимум газокомпрессорная станция Русская <будет оснащена четырнадцатью газоперекачивающими агрегатами по 32 МВт каждый>, а точнее четырнадцатью <газоперекачивающими агрегатами ГПА-32 "ЛАДОГА"> производства Питерского "РЭП Холдинг". Основой этого агрегата является <газовая турбина MS5002E американского концерна General Electric (GE), лицензию на производство и продажу которой «РЭП Холдинг» купил у GE еще весной 2008 года>
Т.е. для перекачки газа используется тот же самый газ и платится за это американцам.
0
Андрей Двинин
Ересь пишите Вы! Причем в тексте своей Ереси сами же себя и изобличаете, а именно:
1. Пишите: "лицензию на производство и продажу которой «РЭП Холдинг» купил у GE еще весной 2008 года"
2. И тут же пишите "Т.е. для перекачки газа используется тот же самый газ и платится за это американцам."Если Если не понятно распишу: Вы сообщаете что Лицензия куплена, т.е. продукт (турбина) уже принадлежит нам (России).
С чего Вы взяли, что деньги за Газ, прокаченный НАШИМИ турбинами, уходят Американцам?
Увы, но работайте над логикой наверное уже не родной нам Украинский Аноним
1
Аноним
Аноним
Украина, Харьков
Я не нашел в свободном доступе описания модели лицензирования используемой в этом конкретном случае. Лицензионные отчисления бывают и от каждого произведенного устройства. Я не пишу, что ВСЕ деньги уходят американцам, но они "в доле". К слову сказать локализация производства ГПУ должна была достигнуть 100% в четырнадцатом году. Но также пишут, что тестирование ГПУ проходит в Питере и Флоренции (там еще и Итальянцы в доле).
Цепляться к тому откуда я пишу в моем случае безосновательно. Периодически бывает и Питер.
Я не люблю непрофессионализма, а Юра его продемонстрировал. Не люблю шапкозакидательства. Не люблю воинствующей глупости и игры на потребу публике.
Существенно большая часть современных Российских проектов не возможны без западных технологий. Также как без американцев не было-бы индустриализации и во время ВОВ ленд-лиз тоже был. Это нужно без истерики признавать как факт, а не дурить людей благими глупостями.
Эта статья Юры ниже всякой критики.
1
 yurasumy
yurasumyС нами навсегда!В топе за все время!Самые комментируемые материалы за месяц500 комментариев
Комментарий удален
0
Андрей Двинин
Статья по сути верна. Любой крупный проект подтягивает за собой смежные отрасли и в этом он прав. В частности возможно и ошибается, но частность за нее можно цепляться и критиковать, а можно и простить.
А отставание в некоторых технологиях мы наверстаем - талантов и "Левшей" хватает. Просто в свое время доверились, повелись на общемировое разделение труда и т.п. ! За это и платим.
А на счет ВОВ и причинах ее начала и о Лендлизе и вообще об Америке и ее роли в в возникновении конфликтов в 20-21 веках это отдельная тема. И если ее раскрыть по полной, то я не думаю, что Америка будет выглядеть такой уж розовой и пушистой (если не сказать грубже).
4
Валерий Семакин
Лицензия-право на производство.Плата одноразовая. Может быть процент с продаж-роялти. Но этот способ редко применяется. Слишком долго.
1
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Вот лично мне можете пояснить: "американцы в доле" - что в этом плохого-то?
Роснефть сотрудничает с BP.
Пока проблем особых не увидел.
Вот договор с США по Сирии был, текст вы можете выложить? Думаю, нет.
Но это же не повод [censored] вас в "непрофессионализме", если вы только не аргументируете тем, что ВКС заранее подготовилось к провалу соглашения со США (но доказать вы никак не можете, ибо соглашение секретно).
Если вы считаете, что РФ не подготовилось к срыву - значит, бомбардировки ВКС в последние дни не для вас?..
0
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Как достал, без задних мыслей, автоцензор политраша.
0
Папа Читер
Здравствуйте, Юра!
Может быть у меня устаревшая информация, но вроде бы газокомпрессорные станции работают автономно, на том же газе. что и прокачивают. нет?
1
 yurasumy
yurasumyС нами навсегда!В топе за все время!Самые комментируемые материалы за месяц500 комментариев
устаревшая
1
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Ссылку в студию. Я что-то пока не встречал электрических приводов на газоперекачивающих агрегатах, за исключением поршневых компрессоров газодувок и кажется есть еще поршневые на ПХГ.
1
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Чуваки, сидящие за компами и прочим оборудованием, делают это при свете свечей, поскольку по утверждениям анонимов, электричества им не полагается.
Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно...
0
Роман _
Роман _Ветеран200 комментариев
Вот мне не совсем понятно, как так - достанется бесплатно? Чистая прибыль бюджета - это не бесплатно, это подоходки, ндс-ы и прочее-прочее, разве нет? Так что вроде как не бесплатно, а за счет всех граждан. Доходы Газпрома - а не общими ли недрами торгует этот пром.гигант? Если так рассуждать, то и врачи и учителя "за бесплатно" работают. А в условиях дефицита бюджета - не дофига ли тратится в расчете на окупаемость "потом"? Или где у меня ошибка в логике?
0
Аноним
Аноним
Россия, Екатеринбург
За пользование общими недрами взимается налог на добычу и пошлина за экспорт. А это полбюджета, чтобы врачи и учителя бесплатно не работали.
1
Дмитрий Читающий
Есть еще один важный момент.
Важно сыграть на амбициях Турции и построить трубопровод раньше чем в Турцию придет газ с Ирана и Катара, а они обязательно когда-нибудь там появятся.
Тут все выигрывают. России инвестиции в долгую, Турции надежный поставщик газа и политический вес . Да и с южными соседями им в будущем торговаться будет удобнее. Важность РФ как поставщика уменьшится, но инвестиции о которых пишет автор то уже будут сделаны.
Смешно читать людей, считающих ,что Норд Стрим и Южный поток -лишь способ подгадить Украине и избавиться от нахлебника в ее лице. Тут сразу убивается не 1 или 2 зайца ,а целое стадо с рерьезным заделом выйти на поле бизонов.
3
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Смешно читать людей, считающих ,что Норд Стрим и Южный поток -лишь способ подгадить Украине и избавиться от нахлебника в ее лице - согласен.
Наша задача - обеспечить приход денег за наш газ / использование нашей инфраструктуры.
Какой газ откуда в итоге пойдет - дело второстепенное.
Не имея доступ к инфраструктуре, мы даже закупать газ в СНГ без убытков для себя не сможем (история недовольных стран-партнёров СНГ говорит сама за себя)
0
Аноним
Сегодня прочитал в новостях, что Газпром в прошлом году заплатил Украине за транзит 63-х миллиардов кубов газа - 2 миллиарда долларов. Это огромные деньги. Южный поток, если он состоится и укров выкинут с транзита, окупится за 3-4 года. И он начнет приносить прибыль. Если вдуматься, то это выгоднейший проект. Редко какие проекты такого масштаба окупаются столь быстро и становятся столь суперприбыльны. И выкинутые с транзита хохлы - это дополнительный приятный бонус. НО на самом деле тут не геополитика, а чистый бизнес-расчет. Вот если бы хохлов оставили на трубе из каки-то соображений, то это была бы геополитика, но неумная.
2
Аноним
южный поток=турецкий поток, а хохлам вонючего сала шматок
0
Аноним
Аноним
Казахстан
сорри что возвращаюсь к геополитике..... Турецкий поток рискованней чем Южный.... всё-таки у Турции есть много интересов против РФ и ЕС.... хотя с другой стороны лучшего способа привязать к себе Турцию не придумать.... а Турция в горизонте 20-30 лет это игрок с растущей силов в экономике и геополитике. Так что если удасться привязать хорошо.....
а вот если нет то это КАТАСТРОФА!
но всё же хочется верить что они в отличие от хохлов будут рациональнее относиться и не устроят бунт "Пчёлы против мёда"
0
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
У Турции есть понятная цель на 30 лет - Османская Империя.
Как её получится воссоздать - другой вопрос.
Какая цель у 404, кроме как насрать России то???
0
Checkist
CheckistС нами навсегда!100 комментариев
Думаю, что в продолжение темы многим будет интересно почитать две абсолютно диаметральные позиции по поводу строительства АЭС за рубежом (и в Турции в частности). С одной стороны, как обычно - эмоциональное передергивание фактов и откровенное вранье от либералов (хотя местами и достаточно "тонкое"), с другой - грамотный и понятный анализ экономики подобных проектов от блогера-интеллектуала, который чем-то напомнил мне блестящие рассуждения Crimson Alter'a. :)
Одна из позиций представлена Сергеем Митрохиным из партии "Яблоко" и изложена в стиле "Путин и Ростатом дарят туркам деньги российских пенсионеров": http://www.yabloko.ru/blog/2016/08/10
Вторая позиция все четко расставляет на свои места с наглядными цифрами на бумаге: http://alex-leshy.livejournal.com/766908.html
Ну и для справки приведу мнение эксперта с портала "AfterShock": https://aftershock.news/?q=node/354045
1
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
С удовольствием прочёл ссылки, все.
Спасибо за интересное освещение темы, плюсую.
0
Иван Х (ikhoma)
Цифры на бумаге (вторая ссылка) относятся к финской АЭС и "финскому" договору на 100 лет. "Турецкий" договор согласитесь, не то же самое. Условия там менее выгодные, хотя возможно, в итоге АЭС окупится.
0
Аноним
Аноним
Украина, Скадовск
Юра, мастер! Классно разложено вдумчивым и башню срывает тупэньким :).
0
Аноним
Аноним
Россия, Раменское
О том, куда пойдет газ дальше почему-то говорится очень мало. Ведь, в конечном счете, дело не в Турции, а в том, кто его будет покупать. Перед началом производства пассажирского самолета по всему заключаются предварительные договора о покупке. С кем были заключены договора о покупке газа? Или я не все знаю?
0
 yurasumy
yurasumyС нами навсегда!В топе за все время!Самые комментируемые материалы за месяц500 комментариев
Статья, как было написано и в заглавии и в анонсе не о "турецком потоке", как элементе геополитики, а о "турецком потоке", как двигателе экономики страны. Каждый раз описывая конкретную тему, находится кто--то кому подавай ВСЕ В РАМКАХ ОДНОЙ СТАТЬИ. И он даже не пытается ... прочесть название при этом.
3
Аноним
Аноним
Россия, Екатеринбург
Вапчето в статье утверждается и неоднократно подчёркивается, что банкет будет оплачен иностранцами.
-1
Валерий Семакин
В конечном счете, весь ужин оплачивает [censored]
0
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
И кто оплачивает ужин?
Товарищ из Екареринбурга, у вас активное финансирование в городе со стороны ЕС.
Как насчёт ужина то? ;)
1
Иван Х (ikhoma)
Смысл статьи в том, что даже если банкет не будет оплачен кем-то, пройдет он не зря, а с большой пользой для страны!
0
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
yrasumy, как и я в комментариях, деликатно пытаемся намекнуть, что куда дальше газ - это не проблема Южного потока.
Принцип "бери или плати" никто не отменял.
Конечно, внешнеэкономическая деятельность сложнее таких терминов, но пока юридически никому не удалось оспорить такой контракт.
Может, я и ошибаюсь, плз, конкретное судебное решение по теме - в студию.
Во избежание всяких кривотолков - я давний читатель автора, но не всегда согласен с ним.
В данной теме я с ним полностью согласен, исходя из фактов.
1
 yurasumy
yurasumyС нами навсегда!В топе за все время!Самые комментируемые материалы за месяц500 комментариев
Комментарий удален
0
Александр Киселев
Комментарий заблокирован
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
в настоящий момент Турция потребляет чуть менее 30 млрд м3 Российского газа в год. половина идет по голубому потоку, половина - парам!! по трансбалканскому газопроводу через Украину. Мощность согласованных двух ниток Турецкого потока - 32 млрд м3 в год. На половину он заменит трубопровод через неньку, а оставшиеся 16 млрд м3 разойдутся реверсом на Болгарию-Румынию-Молдову и прочим [censored] Собственно на большую чась газа [censored] уже есть, а вот транзит через Украину пострадает
0
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
???
Не уточните про "через Болгарию"?
Может, я чего-то пропустил, а то показалось, что фиг болгарам выгорело
0
Аноним
какая нафиг геополитика!!!!!....автор иди в пень не засоряй умы ....вбросами...курвин сын подпиндосника.
-13
 yurasumy
yurasumyС нами навсегда!В топе за все время!Самые комментируемые материалы за месяц500 комментариев
Какая глубокая до безумия мысль.
7
Александр Забылфамилию
Не обращайте внимания, Юрий... Собачка лает. А караван идёт дальше...
1
Gil-Galad
Gil-GaladВетеран
Собака лает, караван идёт..
Критика должна быть ПО СУЩЕСТВУ, все мы люди, все мы можем ошибаться.
А просто ср..ть на тему - это уже вне правил сайта.
0
sonatil ibn hattab
Шарик, фас!
2
владимир березин
Какая ты брехливая шавка. Так заливисто брешешь.
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров