• Вход
  • Регистрация
аналитика
30 Марта 2016, 11:11


Все по-новому: чем отличается современный кризис в России от предыдущих

2 370 31
Все по-новому: чем отличается современный кризис в России от предыдущих Фото: Reuters.com

Кризисы в России – дело не новое. Заглянув в их ретроспективу, можно выделить следующие основные периоды:

1992-1995 гг. – трансформационный экономический кризис, связанный, в первую очередь, с переходом к рыночной экономике;
1998 г. – дефолт России;
2008-2009 гг. – мировой финансовый кризис;
2013-2016 гг. – внутренний структурный кризис и стагнация экономики, усиленный внешними факторами: санкциями и спадом цен на углеводороды.

При этом последняя стагнация для нас явление новое, экономический рост прекратился еще до падения цен на нефть, введения санкций и ответного продуктового эмбарго со стороны России.

Многие журналисты, исследователи, экономисты припечатывают данному кризису апокалиптический ярлык. Однако до апокалипсиса дело еще не дошло, что наглядно видно из сведенных в таблицу данных по четырем кризисам, произошедшим в России.

Фото: Politrussia.com

Источник: Росстат

В 1992 г. доходы населения сократились на 54%, в 1998 г. – на четверть. В 2009 г. же сильно упало промышленно производство.

Современная картина совсем иная. На настоящем этапе ухудшение идет медленно. Самое главное, чтобы эти незначительные изменения не привели к худшему – к адаптации, которая в конечном итоге может привести к масштабной деградации.

Рассмотрим географию распространения кризисов и выделим наиболее уязвимые регионы и отрасли.

В трансформационный кризис 1992 года резко сократился объем производства в обрабатывающей промышленности. Нефтегазовая отрасль была в удовлетворительном состоянии. С середины 90-х улучшили свое состояние и металлургические компании, которые стали поставлять продукцию на экспорт.

Кризис 98-го года- это, в первую очередь, кризис огромного российского долга по ГКО. Больше всего тогда досталось Москве, так как рухнул банковский сектор, а он сконцентрирован в Москве, больше 50% банков находится в Москве, а остальные 50% на целую Россию.

Кризис 2009 года по масштабу был как глобальным финансовым, так и внутренним, во время которого металлургическая отрасль показала свою слабость: упадок отрасли значений в 35-40%.

Однако такой российский регион, как Дальний Восток, кризис 2009-го его вообще не заметил: в нем полным ходом шла подготовка к саммиту АТЭС, компаниям был выделен огромный межбюджетный трансферт. Весь саммит обошелся России в размере 670 млрд рублей.  

Помимо Дальнего Востока, кризис 2009 года с лёгкостью преодолели слаборазвитые регионы, финансирование которых из федерального бюджета продолжилось в аналогичном объеме и позволило пройти тяжелое с экономической точки зрения время.

Текущий кризис просматривается в следующих географических аспектах.

Во-первых, наибольшей нагрузке подверглись регионы, где был сосредоточен западный автопром. Сегодня главной проблемой автомобильной отрасли является низкий платежеспособный спрос у населения, который вызвал снижение продаж и, соответственно, закрытие производств.

Во-вторых, тяжело пришлось и регионам, ориентированным на отечественный автопром, который всегда страдает из-за любых кризисов и нуждается в субсидиях.

Но какие регионы выиграли? Аграрный юг России, по крайне мере, чувствует себя лучше, чем другие регионы. Не все плохо и в нефтедобывающих регионах: Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО, Сахалин и Якутия. При этом Якутия также получает немалые деньги из федерального бюджета, что позволяет региону ощущать себя вдвойне уверенно.

И, конечно, регионы, ориентированные на ВПК, бюджетные инвестиции в который обеспечили беспрецедентный рост.

Самыми тяжелыми проблемами настоящего кризиса являются:

1)  2 трлн дефицит федерального бюджета по итогам 2015 года;

Доходы федерального бюджета сократились на 5%, расходы же выросли на 16%. Для достижения баланса не помогло даже сокращение расходов на образование, культуру и здравоохранение. Интересно, что сокращению подверглась такая статья бюджета, как национальная безопасность. На 75% выросли расходы на физическую культуру и спорт, что связано с Чемпионатом по футболу в 2018 году, так как Россия приняла обязательства и стадионы надо строить;

Дефицит федерального бюджета и динамика расходов в 2015 году

Фото: Независимый институт социальной политики

2)  Самое плохое в нынешнем кризисе заключается в том, что остановилось воспроизводство человеческого капитала – основа долгосрочного экономического роста;

3)  Проблема инвестиций. В стране, в которой три года подряд снижаются инвестиционные расходы, существенно ограничивается развитие в будущем;

4)  Сильный кризис потребления, который еще не достиг дна. Хотя безработица сохраняется на низком уровне в 5,8%, но многие рабочие сегодня находятся на неполной занятости, особенно в моногородах.

2016 год мы проживем чуть хуже, чем 2015, но выживем. Вопрос, что дальше? Пока остается открытым.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
р.Б. Виктор
Автор описывает "среднюю температуру по больнице"
Первые кризисы - наглое грабительство ЗАПАДлами свежеоккупированной территории.
2008 - попытка иудейских банДгстеров, организовать перекладывание карательных функций с зажравшихся пиндосов на чинайцев, с обрушением бакса.
Не срослось, т.к. Кетай, в свете парадигмы "Срединная империя" не захотел сливать северные территории, а иудеи не захотели платить.
С наложением прокола главстерха по 080808, когда Русские миротворцы встали насмерть, а командующий пошел на прямое нарушения приказа и не вымотал округ в манёврах, сохранив и боезапас.
Сейчас договорняк в новой фазе - все кетайцы в деле и великий пу успешно прекладывает РФию под чинайцев и под юань, не забывая продавать Святую Русь за мусорные баксы и "прощая" долги. Кстати, пиндосы у гансов долги за 1-ю Мировую только к 2010 выбили, а Царские полатил и Брежнев (Хельсинки под "Ленаголдфилдс") и Эльцын под ГКО.
0
волшебный поток
Автор забыл, что мировой экономический кризис ещё не закончился.
1
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Почитал комментарии... Понял, что тут собрались сплошь люди получившие лучшее в мире экономическое образование и проработавшие много лет антикризисными менеджерами. Вот думаю, какого .уя они не в правительстве до сих пор?)
1
Денис Беспалов
Как мне кажется, государство сейчас в первую очередь занимается вкладыванием денег в ЗВР (именно в физическое золото, т. к. американские облигации покупаются, а потом продаются, а вот объем монетарного золота постоянно растет), затем развитием сельского хозяйства, ВПК и кой-какой тяжелой промышленности (в частности, станкостроением). Это наводит на мысль о том, что в мировой экономике скоро какое-то ЧП случится (глобальное или не очень), и наши власти развивают при этом отрасли первой необходимости - жрачку и армию и делают невалютные запасы. Инвестиции в какие-нибудь отверточно-сборочные предприятия в таких условиях - не лучшая затея, хотя и могла бы дать быстрый прирост ВВП.
0
Аноним
В России кризиса нет, то что сейчас происходит - это скрытый особый рост благосостояния россиян, Путин опять всех переиграл.....
Звонит Обама Вовану - Вован, спроси Димона про курс рубля по отношению к доллару....
Барак - вам купить или продать?
Мне поржать...... Пока трухлявый
-2
Виталий Нифантов
Юмор - это хорошо, даже если он низкопробный. Обаме уже давно не до шуток - что-то давно не выдавал перлов об исключительности. Может быть вспомнил классическое: "Хорошо смеётся тот, кто смеется последним."?
5
Денис Кукуфс
Когда Президент России скажет, уволен с утратой доверия касательно Улюкаева и Силуанова?
Сейчас всем чем они заняты это предсказаниями больше ничем, ах да деньги еще засылают в гособлигации СШП под мизерный процент и хотят кредит взять с большим процентом. Акцизы на бензин повысили ай да молодцы. С 1 апреля ох как заживем...
1
Аноним
Аноним
Россия, Обнинск
Всего то надо взять под контроль валютные торги, печатать бабки и давать СРАЗУ под реальное производство! Можно плановой экономикой за похавать, но люди не захотят. Тогда будем зарплату на похавать давать. Зарплату они больше любят. Хочешь айфон и заграницу? Учись, добивайся, старайся. Хочешь кино смотреть, на даче отпуск проводить, на дне города погулять... ну так зарплаты на похавать СВЕРХ ГОЛОВЫ ХВАТИТ. А вот жильё надо будет челу помогать построить или купить. Тогда и Россия встанет с колен и [censored] мир ляжет у её ног!
0
Ричард Искатель
Аноним, а до второго шага слабо просчитать? Вот вы "напечатали бабки и выдали СРАЗУ под реальное производство". Реальный производитель этими "напечатанными бабками" СРАЗУ рассчитается с рабочими и поставщиками. И эти рабочие, а равно и эти поставщики будут тратить деньги куда хотят. Эффект тот же, как если бы эти деньги были просто впрыснуты в экономику.
Что касается контроля над валютными торгами, что КОНКРЕТНО вы имеете в виду?
Ну а насчет "зарплаты на похавать" - что-то непонятное, но явно очень грозное. Я правильно понял, что вы предлагаете понизить зарплату в России раз этак в 10?
0
Роман Гаврилов
А что значит по Вашему "просто впрыснуть в экономику"? Банкам отдать, как это сейчас делается? Для валютных махинаций и невозвратных кредитов за счет ФСВ? Кроме того, если формируется спрос, то будет формироваться и предложение. А если наличности не достаточно, то и промышленности работать незачем. Никто ничего не покупает. Следовательно не нужно столько рабочих. Следовательно у уволенных рабочих появляется "государственная стипендия", которая позволит только концы с концами сводить, а выплачиваться она будет за счет средств тех, кто еще остался работать. А у них итак денег мало. Следовательно потребление падает еще больше... И так до конца. Пока для покрытия платежного дефицита не потребуется взять международный займ. А дальше ПАРАПАПАМ!!!! Добро пожаловать в 90-е (ну или в уркаину нынешнего образца, габон и прочее...) Никогда не задумывались, почему такие большие пособия в евросоюзе? М.б. они спрос стимулирут? Для чего интересно?
1
Ричард Искатель
Роман,
1. да можно и банкам отдать, почему бы и нет? Взгляните на баланс Сбера за 2014 г.: 3/4 активов - это кредиты, тогда как ценные бумаги для перепродажи составляют 8%, ВСЕ денежные средства (валюта + рубли) - 5,7%. Выходит, что Сбер занимается кредитованием экономики, а не валютными махинациями. А банки из третьей-четвертой сотни, которые банкротит ЦБ уж точно погоды на рынке не делают.
2. Ваш "ПАРАПАПАМ!!!!" имел бы смысл, если бы в стране сейчас было крупное падение производства. Но та же Политраша только что с гордостью сообщила нам, что падение ВВП в России остановилось. Так что отмеченный вами "порочный круг" не крутится. И цена вашим истерическим воплям про "уркаину и Габон" - 3 копейки в базарный день. Такие дела...
0
Роман Гаврилов
1. Ни один коммерческий банк не занимается кредитованием экономики по определению. Они зарабатывают себе деньги, кредитуя всех за счет либо средств населения либо ЦБ. Естественно, процент под который конторы получают деньги в кредит в Сберегательном Банке России выше, чем ключевая ставка (она нынче одна осталась), под которую Сбербанк берет деньги у ЦБ. А кредитование экономики под ставку 16,5-23% при уровне рентабельности основной массы предприятий 15-20%, это уж точно никак не связано с развитием.
Интеркоммерц, Балтика, Инвестбанк... Конечно, может быть даже каждый из них не делает погоду. Только все они кредитовались ЦБ. А теперь вместо возврата кредита ФСВ выплачивает деньги вкладчикам. Вот она система частичного резервирования. Сбер это тоже ждет без госвливаний.
2. ПАРАПАПАМ имеет смысл. ТОлько дело как раз в том, что на инфраструктурные проекты деньги выделены.
Это еще пара копеек к предыдущим трем.
1
Ричард Искатель
1. Про кредитование вы глупость написали, простите великодушно. Кредитование - это просто-напросто предоставление денег на условиях возврата с процентами. 3/4 денег Сбера, в абсолютном выражении - 16 ТРИЛЛИОНОВ рублей - кредиты. Да, эти деньги Сбер получил как депозиты, ну и что? Вот вы бы, Роман, взялись "от своего имени и за собственный счет" кредитовать ЦППК (пригородные электрички)? А Сбер выдал им кредит в 3,3 ярда на 10 лет, чай плохо.
Далее, про Интеркоммерц и прочих. Да, банкам случается банкротиться, это правда. Но разве промышленные предприятия не банкротятся? И чем один способ потерять деньги лучше другого?
2. Инфраструктурные проекты финансируются за счет ФНБ, а не за счет печатания денег. И большая их часть объявлена лишь в 2016 году, когда падение ВВП уже остановилось. Так что ваша ПАРАПАПАМ - страшилка для невежд.
0
Роман Гаврилов
1. Ну, глупости, так глупости.
Что касается потери денег, я за потерю денег в реальном секторе экономики, а не при выводе моих собственных налогов за бугор банкирами (это я так укоротил для ясности цепочку).
2. Большинство, но не все. Стройка Восточного и олимпиада дала достаточно мощную волну. А ФНБ это просто большая кубышка из которой как раз и "впрыснули". Эффект от проектов определенное время сохранялся. И замедлился в итоге. И начнется снова при новых проектах.
Зачастую невежды гораздо трезвее рупоров славных западных теорий о таргетировании инфляций.
1
Ричард Искатель
1. Прежде всего, снимаю шляпу перед вами. Здесь мало кто готов признать свою неправоту.
Что касается вывода наших с вами налогов за бугор, как раз при банкротстве банков этого не происходит. Нашими налогами распоряжается Минфин, а он ЦБ не финансирует. Зато стройки в Сочи Минфин финансировал. А значительная часть этих средств была разворована и "выведена за бугор" (с). Такие дела.
2. Во-первых, я возражаю не против финансирования реального сектора, а против его ИНФЛЯЦИОННОГО финансирования за счет печатания денег. Если деньги берутся из сделанных ранее сбережений, то я только за. Во-вторых, не всякое бюджетное финансирование ведет к росту производства. Вот японцы уже сколько триллионов в свою экономику впрыснули, а воз и ныне там.
0
Роман Гаврилов
Мне, как инженеру, простительно ошибиться в экономической теории. Я математику лучше экономики понимаю. А в экономической теории у нас экономический блок правительства не ошибается только. Потому так и живем.
0
Ричард Искатель
По логике "не ошибается тот, кто ничего не делает"? Тогда, возможно, вы правы, экономический блок не ошибается :-)))
1
Надежда Семеновская
Они совсем небольшие, по их понятиям. И позволяют не подохнуть. Все.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
"При этом последняя стагнация для нас явление новое, экономический рост прекратился еще до падения цен на нефть, введения санкций и ответного продуктового эмбарго со стороны России."
Вот тут бы поподробнее, вопрос а закончился ли кризис на западе в 2009 году? Или просто всякие QE скрывают что и там всё тоже плохо, и как следствие просадка нашей внешней торговли
0
Алекс Про
Что дальше?...Дальше мы проживём 2017 год. В 2018 выберем Путина ещё на 6 лет. Дальше проживём 2019 год...И так далее.
Кризис с первую очередь в головах. Да и по сравнению с прошлыми кризисами этот - пыль для моряков.
6
Ричард Искатель
Неизвестно, возможно да, возможно, нет. Хотелось бы верить, что в 2016 экономика стабилизируется, а в 2017 начнет расти. Тогда вы правы в своей оценке. Но из истории известны и другие сценарии, когда экономика так и застревает на территории "около нуля", как недавно сказал Улюкаев. И вот это с учетом нынешнего дефицита бюджета будет очень серьезно, гораздо серьезнее, чем мировой кризис, да и чем дефолт тоже. Напомню половину Главной Кубышки мы уже прожрали, пока без видимого эффекта.
0
Роман Гаврилов
Без эффекта? Вы смеетесь? Весь мир колбасит, страны тратят огромные средства (вон, хотя бы саудитов возьмите или этих... кто там в северном море нефтянку добывает) на поддержание промпроизводства. Китай замедляется (это с их-то экономикой). А у нас цены всего-то на 10-15 процентов подросли на товары первой необходимости. И не надо мне про первую необходимость купить новый айфон говорить! При этом худо-бедно с огромными долгами и задержками зп строим "Восточный", крымский мост, Оборонка растет. Наконец-то. А вот то, что наш ЦБ все время нас в дефляционную спираль загоняет - это плохо.
2
Ричард Искатель
Роман, договоритесь хотя бы сами с собой: то ли у нас инфляция 15%, то ли дефляционная спираль. Иначе у вас какой-то плюрализм в отдельно взятой голове получается...
0
Роман Гаврилов
У меня-то как раз все по полочкам.
Для обслуживания товарооборота необходимо выпускать количество денег, соответствующее росту этого товарооборота. В противном случае цены, выраженные в данных денежных единицах, начнут падать, а вся мировая экономика использует в качестве двигателя сейчас стабильность или даже рост цен. Когда цены падают, покупатели начинают откладывать покупки в расчёте на дальнейшее падение цен, это приводит к сокращению производства, производители начинают получать меньшую зарплату, количество денег в обращении падает, цены падают ещё, и т.н. дефляционная спираль схлопывается, разрушая всё хозяйство. Чтобы не допустить такого обрушения, деньги надо поставлять в количестве, соответствующем росту товарооборота. Российский ЦБ нарушает это правило и постоянно пытается запустить экономику России в дефляционную спираль, но этот эффект долгое время гасился использованием во внутреннем товарообороте внешних заёмных средств.
1
Роман Гаврилов
Средства брали коммерческие банки, зарабатывали на нас и разгоняли инфляцию. Так я ясно выразился?
1
Ричард Искатель
Не-а. Неясно вот что: никакая экономика не может быть ОДНОВРЕМЕННО в 15%-й инфляции и в дефляционной спирали. Либо то, либо другое.
0
Роман Гаврилов
Я и не писал что инфляция и дефляция ОДНОВРЕМЕННА.
"...А вот то, что наш ЦБ все время нас в дефляционную спираль загоняет - это плохо."
..."этот эффект долгое время гасился использованием во внутреннем товарообороте внешних заёмных средств".
1
Ричард Искатель
Понятно. Загоняет-загоняет, загоняет-загоняет, 20 лет загоняет уже. И все никак не загонит. Может, и не загоняет вовсе, просто вам почудилось?
0
Ричард Искатель
Опять грубая ошибка.
Во-первых, скорость оборота денег - не мировая константа, в период подъема она обычно выше, в период кризиса и депрессии - ниже.
Во-вторых, растущая экономика сама себе создает деньги в виде векселей, облигаций, сертификатов и прочих инструментов, которые могут быть использованы и в расчетах с контрагентами.
В-третьих, никакого вашего ПАРАПАПАМа даже в кризис не было: в 2015 году при падении ВВП на 4-5% денежная масса M0 практически не изменилась http://quote.rbc.ru/macro/indicator/1/182/,
а денежная масса М2 даже выросла на 11,5% http://quote.rbc.ru/macro/indicator/1/182/.
Так что вашу логику можно передать коротким диалогом из фильма ДМБ:- Вот ты видишь суслика?- Нет.- И я нет. А он - есть!https://www.youtube.com/watch?v=EHX7NZS8zAI
0
Роман Гаврилов
Что-то не понял вашего опуса. Вы хотите сказать, что у нас все всегда было и будет круто и существующей денежной массы хватит при любом сценарии экономического развития? Даже если ВВП вырастет в разы, экономика "сама себе создаст деньги в виде векселей, облигаций, сертификатов и прочих инструментов, которые могут быть использованы и в расчетах с контрагентами"?
По мне так это ересь несусветная. Но на то она и теория. Направления у нее разные.
0
Ричард Искатель
Вы опять абсолютизируете, только теперь другую теорию. Я вам показал 2 причины, по которым не существует и не может существовать жесткой связи между ростом экономики и ростом денежной массы в ней. Но естественно, все эти источники имеют свои пределы. К тому же, при серьезном финансовом кризисе (как в США в 2007-2008 гг.) эти кредитные деньги "схлопываются", усугубляя проблемы в экономике.
Но что действительно интересно, так это то, что пока экономика росла, хотя бы, в 2013 году для пример, ЦБ увеличивал денежное предложение на 8,6% в год, что значительно превышало темпы экономического роста. "Дефляционная спираль", ага.
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров