аналитика
13 Декабря 2015, 21:35


Пропаганда на марше: Холодная война возвращается

1 636 31
Пропаганда на марше: Холодная война возвращается Фото: forexaw.com

Во время политических и военных противостояний огромная роль всегда отводилась пропаганде. Ее сущность заключалась в открытом распространении определенных политических взглядов, чтобы население поддерживало своих правителей, чтобы этим самым правителям было на кого опереться и кого на фронт отправить. В мирное время пропаганда была еще более необходима — для повышения доверия к власти и удушения разного рода революционных настроений.

В наш продвинутый век пропаганда уже не действует. Народ стал гораздо более скептичен и менее доверчив. Пусть только попробуют СМИ активно и открыто призывать любить власть — сразу же натолкнутся на негодование и только хуже сделают.

Надо сказать, на Западе это поняли давно. Там уже используют совсем другие методы, а прямая пропаганда воспринимается как средневековый атавизм. Учитывая высокую степень развития "свобод" общества и информационных технологий, ее заменила скрытая манипуляция массовым сознанием.

Это та же пропаганда, но осуществляемая скрытно. Однако суть та же. К методам манипуляции сознанием относятся и скрытое внушение, и перенос частного факта в сферу общего, и фрагментация, замалчивание одних фактов и выпячивание других, подмена фактов красивыми лозунгами (демократия, свобода, братство, военная помощь) и пр. Следует отметить, что манипуляция сознанием имеет огромные преимущества перед открытой пропагандой: раньше пропаганда сознательно воспринималась либо не воспринималась, а сейчас скрытая манипуляция воздействует непосредственно на подсознание человека. Это создает иллюзию "личного выбора" и "личного желания": индивид и не подозревает, что он совершает какое-либо действия.

Основное оружие манипуляции политическими взглядами — это СМИ. Однако их читают далеко не все, в особенности молодежь. Огромная часть аполитичных граждан на Западе предпочитают проводить свободное время не за обсуждением политических новостей, а на диване за просмотром нового кинохита или в кинотеатрах. А, может, читая литературную новинку сезона или слушая поп-звезд. Все это привело к распространению манипуляции массовым сознанием и на массовую культуру.

Я предлагаю в этом убедиться на практике. Порой мы задаемся вопросами: почему многие нас недолюбливают? Почему на Западе такие глупые стереотипы о России (пьяные медведи с балалайками ходят по улицам городов под присмотром жестокого КГБ)? Почему пользуются популярностью курортные отели, где нет русских? Почему наших болельщиков боятся пускать на европейские стадионы, хотя немецкие намного агрессивнее? А ответ на загадку как раз кроется в манипуляции массовым сознанием.

Давайте рассмотрим конкретные примеры.

1. Информационные СМИ

Основные аспекты, которые затрагиваются в западной прессе на российскую тему: политическое и экономическое положение России, гомофобия, «дело Сноудена», эффект Pussy Riot, "оккупация" Крыма, желание оккупировать всю Украину и Прибалтику, агрессивная внешняя политика, поддержка "диктаторов" по всему миру, бомбежки "повстанцев" вместо террористов. Бросается в глаза, что западная пресса пытается обращать внимание только на негативные явления, связанные с Россией.

В статье Марка Адоманиса из Forbes задается, по сути дела, весьма провокационный вопрос: «Почти каждый раз, когда народное восстание свергает авторитарное правительство, люди начинают открыто размышлять о том, когда же то же самое произойдет в России?»

Столь же враждебно к России настроена и редакционная статья в The Christian Science Monitor, где полном соответствии с манипуляционными приемами «наведения румян», «подтасовки» и «приклеивания ярлыков» абсолютно бездоказательно утверждается, что «Америка давно основывает свою внешнюю политику на нравственности, но Россия при Путине поступает далеко не так».

Обращает внимание факт осуждения российского закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Однако в западной прессе вы не встретите осуждения Саудовской Аравии из-за смертной казни за гомосексуализм. Сюда же отнесем "притеснение прав и свобод". В Аравии можно лишиться жизни за вероотступничество, но об этом почему-то писать в СМИ не принято. Все достается лишь России.

Какое отношение будет к нашей стране у постоянных читателей популярных на Западе СМИ, если они в каждом номере читают негативные новости о России? Даже при критическом восприятии информации определенный ее процент сохраняется в подсознании. Столько негативной информации не было о стране со времен окончания Холодной войны.

Недаром во время недавнего эксперимента многие американцы соглашались ставить подписи в петиции за нанесение ядерного удара по России.

С этой целью и ведется манипуляция сознанием людей. В случае нападения на Россию общество будет одобрительно хлопать в ладоши: "правильно, лучше первыми ударим, чем эти агрессивные русские нас уничтожат".

2. Массовая культура

Вспомним, что самые популярные поп-звезды и актеры США настроены антироссийски. Мы мало понимаем, сколь ценными образцами поведения служат эти личности для западной и в некоторой мере российской молодежи. Будут ли они поддерживать своих кумиров? Ответ очевиден.

Отдельно поговорим о кинематографе. Наиболее свежей манипуляционной картиной является "Гравитация". Русские виноваты в космических катастрофах, из-за чего главный герой-американец драматически умирает.

Таких фильмов на Западе уйма. Тянется все с середины прошлого века. Не изменил образ "мерзких русских" и распад СССР. Навскидку назову наиболее популярные фильмы о нас с вами:

"Красный кошмар" ("Red Nightmare"), режиссёр Джордж Уоггнер 1962 года, "Шпионы как мы" ("Spies Like Us") режиссёра Джона Лэндсиса 1984 года, "Москва на Гудзоне" ("Moscow On The Hudson") режиссёра Пола Мазурски 1984 года, "Красный рассвет" ("Red Dawn") режиссёра Джона Милиуса 1984 года, "Рэмбо. Первая кровь 2" ("Rambo: First Blood Part II") режиссёра Джорджа Пан Касматока 1985 года, "Красный скорпион" ("Red Scorpion") режиссёра Джозефа Зито 1988 года, "Рэмбо III" ("Rembo III") режиссёра Питера МакДональда 1988 года, "Красная жара" ("Red Heat") режиссёра Уолтера Хилла 1988 года, "День независимости" ("Independence Day") режиссёра Роланда Эммериха 1996 года, "Шакал" ("The Jackal") режиссёра Майкла Кейтон-Джонса 1997 года, "Армагеддон" ("Armageddon") режиссёра Майкла Бэя 1998 года, "Красная планета" ("Red Planet") режиссёра Энтони Хоффмана 2000 года, "Небесный Капитан и Мир Будущего" ("Sky Captain and the World of Tomorrow") режиссёра Керри Конрана 2004 года, "Порок на экспорт" ("Eastern Promises", букв. "Восточные обещания") режиссёра Дэвида Кроненберга 2007 года, "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа" ("Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull") режиссёра Стивена Спилберга 2008 года, "2012" режиссёра Роланда Эммериха 2009 года, "Солт" ("Salt") режиссёра Филлипа Нойса 2010 года и, подчёркиваю, множество других, где русские (советские, российские) люди — так или иначе субъекты неприятные, отталкивающие, жалкие, вызывающие смех, в то время как американцы и другие противопоставляемые "русским" персонажи — хорошие парни.

То ли еще будет... Ждем выхода фильмов "Сирийская трагедия", "Проклятые оккупанты полуострова свободы Крыма"?

Все вышеперечисленное доказывает, что информационная война против нашей страны набирает обороты и уже фактически сопоставима с временами Холодной войны. Это нужно, в первую очередь, западным властям для одобрения своего антироссийского курса. Россия пытается этому противостоять, но совершенно иными методами. Отечественные СМИ используют в основном открытые информационные средства, указывая на непоследовательные или преступные действия западных политиков, в то время как это гораздо слабее воздействует на мнение людей. В отечественных СМИ и массовой культуре присутствует образ негативной американской политики, однако отсутствует образ "злых американцев". Образ их жизни, наоборот, преподносится как нечто притягательное: достаток, дорогие автомобили, собственный большой дом.

Также следует обратить внимание на популяризацию американской культуры среди российского населения: некоторые отечественные звезды подражают своим американским коллегам, отечественный кинематограф порой открыто копирует американские аналоги, примеров можно приводить множество.

Информационная война ведется и на культурном поле. Невозможно противостоять агрессии, когда положение чужой культуры в обществе сильнее, чем своей собственной. Если мы желаем не повторить ошибки советского прошлого и потерпеть поражение в информационной войне, надо искать новые методы противодействия. В первую очередь, иметь крепкое положение в обществе национальной культуры. Это станет прививкой от информационной агрессии Запада.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров