Аналитика
8 Июня 2015, 15:20


Не пора ли отложить похороны российской экономики?

9 720 21
Не пора ли отложить похороны российской экономики? Фото: Politrussia.com

Видео: politrussia.com

Прогнозы иных экспертов относительно будущего российской экономики напоминают игру в одни ворота. Такие "аналитики", начисто игнорируя очевидные успехи и позитивные тенденции, скрупулезно собирают все неудачи, акцентируют внимание на трудностях. Их вывод неизбежен: дела наши плохи, а будут еще хуже. Удар — гол! Интересно, что в число "могильщиков" отечественной экономики входит немало тех, кто в свое время занимал высокие правительственные посты. Что движет этими людьми? Насколько субъективны они в своих суждениях? И почему их пророчествам не суждено сбыться?

О состоянии российской экономики многочисленные финансовые эксперты, и не только, твердят разное. Кто-то, как американский лидер Барак Обама, разорвал ее в клочья еще в начале года, кто-то же предлагает не спешить с похоронами. В связи с обилием разнообразных мнений следует задаться вопросом: всем ли прогнозам стоит безоговорочно доверять, и почему для некоторых вопрос нашего экономического будущего становится лакмусовой бумажкой? Ведь очень часто под видом объективного анализа нам пытаются выдать всего лишь собственные надежды.

Вот недавно экс-министр экономики России, а ныне председатель партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев в издании Forbes поделился своими размышлениями на тему экономических перспектив страны. Удивительно, но несмотря на наличие конкретных цифр, которые приводит эксперт, статью трудно назвать аналитикой профессионала — в материале от начала до конца сквозят эмоции. Нечаев злорадно интересуется, каким образом будет обеспечен рост российской экономики в условиях падения экспорта, иностранных инвестиций и внутреннего потребления. При этом с нескрываемой горечью он сам признает, что спад этот действительно оказался не таким сильным, как изначально прогнозировало то же министерство экономического развития. Но, несмотря на это, Нечаев ставит неутешительный диагноз: спад есть, а значит, и подъема ждать неоткуда.

Примечательно, что громче всех критикуют современную экономическую политику России те, кто сам в свое время успел проявить себя в этой сфере. Так, именно в бытность Нечаева российским министром экономики в стране началась гиперинфляция, больше половины экспортной выручки оставалось за пределами государства, а предприятия, в силу неграмотно организованной либерализации цен, остались без оборотных средств. Еще краше последствия руководящего опыта Андрея Нечаева проявились после его отставки.

Кстати, зарубежные эксперты, для которых, казалось бы, Россия не столь близка, отзываются о нашей экономике более оптимистично, чем иные российские граждане. Тот же Forbes тремя днями ранее опубликовал статью западного обозревателя Кеннета Рапозы. Опираясь на международные рейтинги и оценки, которые предоставляют профильные зарубежные компании, аналитик делает вывод, что экономика России стабилизировалась, более того, даже в условиях кризиса наша страна стала лучшим развивающимся рынком.

Во время прочтения прогноза Андрея Нечаева складывается впечатление, будто он недоволен тем, что выход из кризиса займет какое-то время. Дескать, спад в экономике произошел, а значит, дальше путь открыт лишь вглубь этой ямы.

Но ведь никто и не отрицает трудностей, которые испытывает страна. Но это не означает, что они непреодолимы. Вспомните мировой кризис 2008–2009 годов. Тогда проблемы тоже были, но страна достаточно быстро восстановилась от последствий кризиса. В конце прошлого года аналитики сравнивали экономическое состояние России в 2008 и 2014 годах и делали вывод, что в целом эти кризисы проходят схожим образом. Причем важно учитывать, что настроения и ожидания в декабре 2014-го были близки к паническим. Так что, скорее всего, сегодняшние проблемы мы преодолеем даже несколько быстрее.

На сайте общественно-политического журнала Politrussia.com недавно выходил материал, посвященный состоянию отечественной промышленности. Оказывается, вопреки заверениям Нечаева, российское производство умудряется наращивать объемы выпуска продукции, а наши экспортеры не спешат намыливать веревку, получая прибыль вовсе без государственной поддержки.

Рост промышленности важен не только для обеспечения потребностей внутреннего рынка и выручки от экспорта, что, как верно отметил Андрей Нечаев, толкает российскую экономику вверх. Развитие реального сектора необходимо для того, чтобы отойти от сырьевой зависимости и минимизировать будущие проблемы, которые может испытать наша страна во время очередных колебаний цен на энергоресурсы.

Мощный рывок вперед сейчас делает отечественная оборонная промышленность, обеспеченная госзаказами, направленными на модернизацию армии. Причем сфера ОПК чувствует себя настолько уверенно, что не стесняется отстаивать свои права на международном уровне.

Недавно концерн «Алмаз-Антей» начал добиваться отмены санкций, наложенных на него Евросоюзом. Причем эксперты утверждают, что успех в этом начинании вполне возможен.

«Есть, конечно, более узкие юристы, которые специализируются на таких делах, но, видимо, они отказались браться. Taylor Wessing более широкого профиля, но мы их хорошо знаем, они отличные юристы. Раз они за это дело взялись, значит, шансы действительно есть. Исполнительный регламент, на основании которого введены санкции, в графе «обоснование» содержит примерно следующее объяснение, почему «Алмаз-Антей» нужно включить в список, — он производит тяжелое вооружение класса «земля-воздух», он является государственной компанией, которая принадлежит Российской Федерации, которая, по мнению Евросоюза, передала это тяжелое вооружение украинским повстанцам. Но, во-первых, факт передачи не был зафиксирован, во-вторых, производитель ружья не несет ответственность за то, как им распоряжается человек, который его купил. И здесь, конечно, шансы оспорить эти основания довольно высоки», — считает партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота.

Впрочем, даже если попытка оспорить санкции не увенчается успехом, «Алмаз-Антей» и иные его коллеги не останутся без экспортной выручки, поскольку, кроме ЕС, у них есть множество других внешних рынков. «Независимо от того, есть санкции или нет, «Алмаз-Антей» остается в двадцатке лучших холдингов мира, выпускающих системы ПВО, занимая среди них 12-е место. К тому же концерн не ориентируется на европейский рынок и сотрудничает в основном со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и так далее, но никак не с Европой», — рассказал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Однако точно сказать, когда именно страна выйдет из кризиса, пока довольно затруднительно. Начнется ли рост экономики уже в следующем году, как прогнозирует Минэкономразвития, или это потребует более длительного времени — вопрос открытый.

Но точно ясно, что ставить крест на российской экономике не следует. Равно как и критиковать без разбору антикризисные действия правительства. Помнится, когда «падал» рубль,  лишь ленивый не обвинял в бездействии или неверных шагах Центробанк. Однако время расставило все на свои места, и сегодня политику регулятора хвалят даже за рубежом. К примеру, его действия считают абсолютно грамотными в МВФ и JPMorgan.

Возвращаясь к материалу Андрея Нечаева, стоит объяснить, почему его опасения застоя в экономике России совершенно беспочвенны. Напомним, в числе главных проблем автор статьи называет отсутствие инвестиций, внутреннего спроса и экспорта. Разберем по пунктам.

Иностранные инвестиции в Россию действительно снизились. И произошло это за счет оттока западного капитала. Тем не менее, даже на Западе продолжают вкладываться в нашу страну и считают российский рынок чрезвычайно важным и перспективным. «Рынок существенно понизился, и появился дефицит капитала. Доходность всегда выше там, где на улицах войска, или где низкие цены», — радуется оттоку прочих инвесторов западный миллиардер Дэвид Бондерман. И возвращение на российский рынок его коллег, понявших, какую прибыль они упускают — это лишь вопрос времени. Однако даже без западных денег ставить крест на иностранных инвестициях рано. Нельзя забывать о том, как тесно в последнее время стала сотрудничать Россия со странами Азии. К примеру, вскоре будет создан российско-китайский фонд, с помощью которого наши компании смогут получить от китайских банков 25 миллиардов долларов в течение ближайших трех лет.

Если говорить об экспорте, то здесь опять же открываются новые перспективы благодаря развороту на Восток — в сторону новых и самых стремительно растущих рынков. Учитывая, что Россия сделала ставку на импортозамещение и будет снижать зависимость от ввозимой продукции, перевес экспорта над импортом станет только увеличиваться.

Ну, и наконец, внутреннее потребление. В связи с падением доходов населения количественно оно действительно снизилось. Однако нельзя упускать из виду качественную трансформацию, основанную на том же импортозамещении. Даже если народ будет приобретать меньше продукции, но в потребительской корзине станет преобладать отечественный товар, это подстегнет экономику вверх.

А потому не стоит панически размахивать руками и кричать «все пропало!», равно как не следует винить руководство страны в том, что оно не решило всех существующих проблем одним махом. Важно, чтобы последние решались в принципе, пусть и постепенно, одна за одной. И, как показывает практика, государство с этими сложностями справляется, стоит только дать ему необходимое время.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров