• Вход
  • Регистрация
аналитика
29 Октября 2015, 19:45


Чем НАТО собирается сбивать «Калибр»

14 638 125
Чем НАТО собирается сбивать «Калибр» Фото: Reuters/ JLENS - проект системы, предназначенной для создания рубежа объектовой защиты от низколетящих крылатых ракет. Представляет собой сеть радаров, установленных на привязанных беспилотных аэростатах

Стремясь к мировой гегемонии, Вашингтон навязывает своим союзникам размещение на их территории своих оборонительных и наступательных вооружений, в числе которых имеется система ПРО. По мнению Пентагона, она призвана защитить Европу от ракетной угрозы с Востока. Однако трезвомыслящие западные политики уже начали задавать вопрос: Так ли эффективна эта система ПВО, как ее рекламирует США или это делается для обеспечения все большей военной зависимости от Вашингтона?

Я, конечно, извиняюсь, но просто вынужден вернуться к этой теме. Как ни удивительно, но так и не увидел логичного анализа сути происшедшего.

Давайте, как водится, «от печки». Печка в данном случае – крылатая ракета «Томагавк». Напоминаю, что это такое. BGM-109 Tomahawk – американская многоцелевая высокоточная дозвуковая крылатая ракета (далее – КР) большой дальности, тактического и стратегического назначения. Совершает полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Находится на вооружении подводных лодок и надводных кораблей ВМС США с 1983 года. Вдаваться в технические подробности слишком глубоко смысла нет, нужно просто помнить ключевые понятия. 1) 1983 год; 2) сверхмалые высоты; 3) на кораблях и подлодках – то есть вдоль всего побережья когда-то СССР, теперь – России; 4) дальность полета современной модификации RGM/UGM-109E Tomahawk Block IV – до 2 500 км.

Почему достаточно? Хватает, чтобы понять ответную реакцию ВПК СССР и ВПК РФ. Все зенитно-управляемые ракеты, все системы РЛС уже с 70-х годов («Томагавки» стали разрабатывать с 1972 года, а агенты КГБ не только в телевизоре живут) изначально, еще на стадии НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) учитывали существование КР и насущную необходимость умения их уничтожать.

Медленно, по буквам: ПВО СССР училось уничтожать КР с конца 70-х годов теоретически, с 1983 – практически. Ваш покорный слуга (автор — Константин Борисов, прим.ред.) 2 года срочной службы провел в ЗРВ (зенитно-ракетные войска) с 1984 по 1986. В силу этого имею право отрапортовать: по КР умели стрелять даже старенькие, вьетнамской войны СНР-75, которые к тому времени дошагали до модернизации под названием «Десна». По КР стреляли СНР-125, СНР-200. С 1986 года в ПВО пришли СНР-300 – они КР сбивали еще лучше. Пишу «СНР» по солдатской привычке – «станция наведения ракет», хотя намного чаще две последние буквы не используются.

С-300, С-400 – это то, что создавалось и ставилось на вооружение на глазах даже самых молодых читателей, а сейчас речь идет уже и о С-500. Уверяю вас – вся эта техника умеет сбивать КР. Как оператор наведения я и сейчас помню, что за ужас для нас эти КР были на полигонах… Они метались по монитору, норовя выскочить за его пределы, они «влетали» в фон от рельефа, могли развернуться чуть не на 180 градусов и выскочить из сектора захвата. А реагировали мы только глазами и руками – против бортовых компьютеров «Томагавков». Наш коэффициент поражения – 0,1 в лучшем случае. 1 из 10! Потому ЗРВ ПВО, прикрывавшая стратегические объекты, стояли в три эшелона. Потому ЗРВ были усилены истребителями-перехватчиками, а впритык к объектам стояли фронтовые ПВО – те, которые предназначены для уничтожения всего, что летит выше бруствера окопа.

Эта многослойная система, еще раз повторю, выстраивалась с начала 80-х. Усовершенствовалась системами АСУ (автоматическая система управления), радиотехнические войска ставили в строй все новые и новые РЛС, модернизировались ракеты, «злее» становились истребители-перехватчики, «Шилки» выстраивали стены огня даже ночью… В том виде, в котором ПВО России существует на день сегодняшний – это настоящее произведение военного искусства. Красивое, надежное, совершенное. И – очень дорогое. Очень. Почему про цену вдруг вспомнил? Сейчас поясню.

Разворачиваемся лицом к вероятному противнику. Что такое НАТО в Европе на день сегодняшний? Нам все уши прожужжали, что есть в уставе этой организации «знаменитый пункт 5», по которому «при нападении на одну страну НАТО на ее защиту враз встанут все остальные». Потому «бояцца, сранаярашка – мы враз вас всех поубиваем и растерзаем!». Слышали, конечно? Во времена исторического материализма партия учила нас не воровать по мелочам изучать первоисточники. Посему – читаем оригинал. Вот она, та самая статья № 5:

«Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.»

Прочитали? Выделяю главное:

«… каждая из них … окажет помощь … которую сочтет необходимой»

Переводим с бюрократического на общечеловеческий. Вот напали зеленые марсианские человечки на … ну, например, Латвию. Все прочие страны НАТО, как только весть об этом ужасном ужасе до них дошла, начинают … что, воевать? Неа. За-се-дать. Заседать штабами, парламентами, правительствами, чтобы решить: а что мы, братцы, считаем необходимым? Эстония считает необходимым … крепить стены блиндажей. Турция считает, что лучше жевать урюк. Кипр считает, что надо бы сходить в магазин за новым географическим атласом, потому что на его штабных картах Латвия все еще часть СССР. Через пару дней-недель заседаний страны НАТО начинают … что, воевать? Индейская изба вам! Надо ведь созвониться друг с другом, согласовать, кто выступает первым, кто вторым, кто согласен только стирать памперсы и складывать Кока-Колу в холодильник. «Мужики, кто подвезет снаряды? Ау, у кого как с авиакеросином? Ух ты, у канадцев полным-полно?! Ну, подвози, мы пока взлетку подметем…»

Не является статья 5 никакой гарантией немедленного мощного совместного ответа. Кто решит, что необходимо впрягаться – впряжется. Ну, когда согласует, в каком месте, какими силами и когда именно. Кто решит, что лучшая тактика – спрятаться в домике – спрячется. И наказать за это – никак нельзя, нет в уставе НАТО карательных мер к тем, кто посчитает необходимым использовать тактику «Как бы чего не вышло».

А чего, спрашивается, тогда надо это НАТО бояться? Да потому, что есть за морем-океаном окаянная державушка, в которой тоже статью 5 читать умеют. И очень хорошо знают, что все эти «союзники по НАТО» и «братья по оружию» воевать будут только после мощных пинков и подзатыльников. Но и на пинки с затрещинами время требуется, а зеленые марсианские человечки, как показал минувший год, времени не дадут. Они ребята, конечно, вежливые, но какие-то быстрые. Не эстонцы ни разу. Значит, все, что заморским демократам остается – впрягаться первыми, пока дипломаты пинки и затрещины раздают. А как впрячься первыми? Ответ только один: надо иметь свои собственные военные базы на территориях ВСЕХ союзников по НАТО. И держать там технику. И держать там людей. И быть готовыми реально воевать. Грустно американцам, но таковы «европейские ценности».

И давайте перестанем удивляться тому, что американцы норовят регулярно чистить карманы всей Европы – именно американцы и являют собой первый эшелон обороны, военный кулак НАТО. Хотите экономить на обороне, держать сугубо марионеточные армии с набором консервных банок, которые называете «бронированной армадой»? Да ноу проблем, но… «Если ты не хочешь кормить свою армию – будешь кормить чужую» — это раз. Два – «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Потому а) корми, чего стоишь?! и б) нагнись и задери подол, не так это и больно…

Ладно, хватит лирики. Давайте изучим списочек американских баз за пределами США. Нет, не весь – мы уже видели зоны поражения «Калибрами», вот в них и посмотрим.

ВВС

  1. Бахрейн – авиабаза в Исе
  2. Бельгия – авиабаза Chieveres
  3. Бельгия – авиабаза Kleine Brogel
  4. Болгария – авиабаза Безмер
  5. Болгария – авиабаза Граф-Игнатьево
  6. Великобритания – RAF Lakenthealth, Brandon, Suffolk
  7. Великобритания – RAF Menwith Hill, Yorkshire Dales
  8. Великобритания – RAF Mildenhall, Mildenhall
  9. Великобритания – RAF Croughton, Upper Heyford
  10. Великобритания – RAF Alconbury, Oxfordshire
  11. Германия – Ansbach
  12. Германия – Airbase Geilenkirchen
  13. Германия – Рамштайн
  14. Германия – Spangdahlem Air base
  15. Гренландия – Tule AB
  16. Гренландия – Гуам – Andersen Air Force Base
  17. Испания – база 1 в Андалусии
  18. Испания – база 2 в Андалусии
  19. Италия – Aviano Air Base
  20. Италия – San Vito dei Normann Air Station
  21. Катар – база Аль-Удейд
  22. Нидерланды – Joint Force Command Brunssum
  23. Норвегия – база в Ставангере
  24. Объединенные Арабские Эмираты – база в Аль-Дафре
  25. Оман – авиабаза в Мазире
  26. Оман – авиабаза в Тумрейте
  27. Португалия – Lajes Field
  28. Саудовская Аравия – авиабаза Eskan Village
  29. Турция – авиабаза Incirlik

ВМФ

  1. Бахрейн – Naval Support Activity Bahrain
  2. Бахрейн – Naval Detacment Dubai
  3. Греция – бухта Суда
  4. Испания – Rota Naval Station
  5. Италия – Naval Support Activity Naples (6-й флот США)
  6. Италия – Naval Air Station Siginella, Sicily
  7. Италия – Naval Support Activity Gaeta

Я не рассматриваю сухопутные базы, базы морской пехоты. Авиация и флот – это носители стратегического оружия, оружие первого удара. То, что должно быть готово к бою 24 часа в сутки, чтобы успеть ответить на гипотетическую атаку России или нанести превентивный удар в случае агрессии. И это – объекты, повторюсь, находящиеся в зоне поражения «Калибров». Если эти объекты будут уничтожены, выведены из строя – будет нарушен стратегический баланс в пользу России. Следовательно, эти объекты должны быть надежно защищены, в том числе и от воздушных атак. Кажется, логика размышлений нигде пока не нарушена?

Минимум – 36 объектов. Остается понять – они прикрыты ПВО от атаки «Калибрами» или нет? Да-да, я действительно вопросом задаю ответ, все верно. До 7 октября 2015 года на вооружении России крылатых ракет – не было. Мог ли психически нормальный американский конструктор зенитно-управляемых ракет заложить в свои творения запас прочности на случай нападения того-чего-нет? Изучаем.

Рассматривать ЗУР американских кораблей не вижу ни малейшего смысла – «Калибры» не брали капиталистического обязательства не лететь к цели над сушей, что мы наглядно видели при ударах по сирийским басмачам. Скорость у «Калибров» — 0,8 М (Маха), что в пересчете на привычное – 989 км/час, на цель они шли в 50 метрах от земли. Поскольку речь идет о современном бое, давайте пересчитаем скорость поточнее. 989км/час = 16,48 км/минута = 0,274 км/сек.

Основной зенитно-ракетный комплекс дальнего обнаружения США на сегодняшний день – Patriot PAC-3, принятый на вооружение в 2001 году. Новее ничего нет. Согласно его ТТХ «вероятность поражения тактической ракеты – 0,6-0,8.» Как бы при удаче всего 2 ракеты из 10 смогут дойти до цели. Неплохо? Читаем еще раз: речь идет о тактической ракете. Что такое эта самая тактическая ракета, очевидно из ее более точного названия: фронтовая баллистическая ракета. Баллистическая. То есть траектория у нее – не как у крылатой ракеты, по баллистической траектории она идет. Следовательно, замечательный коэффициент в ТТХ «Патриота» – это не про КР «Калибр». И удивляться причин нет: последняя модификация «Патриота» поставлена на вооружение в 2001, Калибр стартовал в этом месяце.


Но, будучи скептиком, я стал вчитываться в ТТХ компонентов «Патриота». Ну, мало ли: просто забыли написать про КР, а на самом деле сбить их «Патриоту» – как два … байта отослать. Вот РЛС «Патриота»: AN/MPQ-65. Читаем:

«РЛС устанавливается в направлении ожидаемой угрозы и сохраняет это положение в процессе стрельбы.»

То есть – если направление «прилета» Калибра известно заранее – работаем, если надо реагировать в режиме импровизации – «осуществляем поворот всей РЛС относительно прицепа». Время такого поворота, уж извините, найти пока что не смог. Пусть, предположим, 10 секунд. Калибр за это время пролетит, как мы только что посчитали, 2,7 км. Читаем дальше.

«Время наведения – 8-10 секунд»

Пусть 8 – будем добрее! Калибр за это время прошел еще 2,2 км. То есть за то время, пока крутится и наводится РЛС, Калибр приблизился на 5 км. А вот и еще одна характеристика этой РЛС:

«дальность обнаружения ЭПР цели в 0,1 кв.м (головная часть ракеты) – 70 км».

Итого: пока РЛС поймала и стала сопровождать, Калибр очутился уже в 65 км от цели. РЛС «взяла» цель, пошла команда ракете «Патриота». Ракета – MIM 104. Хорошая ракета, нет слов – скорость у нее до 1,7км/сек, то есть аж в 6 раз быстрее Калибра. Нет проблем сбить? Есть. Минимальная высота – 60 метров. Калибр летит на 50. Нда… Но, как зенитчик зенитчику, докладываю – можно и на 50 метрах попасть. Надо, чтобы этот самый MIM перехватил Калибр на стадии набора своей высоты – тюк, и попал. Мы на СНР 75 – попадали. 1 раз из 10, но попадали! Главное – угол пусковой установки успеть подобрать так, чтобы зенитная ракета и КР пересеклись на той самой гипотенузе. И вот тут… ТТХ ПУ «Патриота»:

«Угол старта ракет фиксированный — 38° от линии горизонта»

Это не я сочинил, честное слово! Фик-си-ро-ван-ный. Тригонометрию помните? Имеем катет в 50 метров и противолежащий угол 38 градусов. Гипотенуза – катет, деленный на синус противолежащего угла. Сами можете сосчитать, можете на слово поверить – как угодно. Синус 38 градусов = 0,615. 50/0,615 = 81,3 метра. Это не я, это Пифагор виноват в том, что «Патриот» способен сбить Калибр на расстоянии 81,3 метра от пусковой установки. Боевая часть Калибра весит, напоминаю, 450 кг. Знаете, комментировать взрыв 450 кг тротила в 80 метрах от меня я как-то не хочу. А после прохождения 81,3 метра все, что может MIM 104 – идти на 10 метров выше Калибров. Боевая часть может быть подорвана прямо над Калибром, но пучок поражающих элементов не может быть направлен вертикально вниз. Получается, что коэффициент поражения при изумительной работе операторов «Патриота» (а дать сигнал на подрыв конкретно НАД Калибром при скорости последнего почти 1000 км/час – это нечто грандиозное) выше 0,1 не поднимется.

С «Патриотом», вроде бы, разобрались. Какие варианты есть еще? Средства РЭБ – радиоэлектронной борьбы. Ставим мощнейшие помехи, обрываем связь с ГЛОНАСС, Калибры сходят с ума и улетают в разные стороны, не добираясь до цели. Логично? Казалось бы да, но Калибр во многом – аналог «Томагавка». А «Томагавки» помехами наших радиотехнических войск в сторону не сбивались: в бортовых компьютерах есть координаты цели. На помехи «Томагавки» реагировали до предела просто – переставали воспринимать вообще любые сигналы и шли по командам бортового компьютера. Конечно, про компьютеры Калибров из открытой печати мы ничего не узнаем, но не вижу причин предполагать, что они «глупее» тех, что стоят на «Томагавках».

Гипотетически продолжаем отслеживать приближение Калибров к цели. 70 км – включились «Патриоты», но ничего поделать не смогли. Есть ли что-то на вооружении НАТО, что может уничтожить Калибры на меньшей дистанции? Искал достаточно долго, но все-таки нашел.

Norwegian Advanced Surface-to-air Missile System – NASAMS. «Передвижной зенитный ракетный комплекс средней дальности предназначен для поражения воздушных целей на малых и средних высотах в любых погодных условиях.» Модернизированный до индекса II, он с 1994 года прикрывает все авиабазы на территории Норвегии. Его ТТХ позволяют «схватить» цель в 40 км от пусковых установок, причем в 30 метрах от земли как минимальной высоты. Вспоминаем, что такое 40 км при скорости Калибра. 2 минуты 25 секунд полета. Время реакции комплекса (от мгновения, когда РЛС «схватила» цель до старта противоракеты с пусковой установки) – 10 секунд, за это время Калибры становятся ближе почти на 3 км. Вот стартовала ракета комплекса NASAMS II, имеющая скорость 1020 км/час.

Красивая картинка – в воздухе на встречу друг другу несутся две ракеты, скорость сближения – 2 000 км/час! 1 минута 11 секунд до «встречи», то есть Калибр может быть сбит на расстоянии 17,5 км от цели. Только я собрался порадоваться за НАТО, как глаза уперлись в ТТХ РЛС этого самого NASAMS II. Называется эта РЛС AN/TPQ-64 – это изделие входит в состав комплекса с 1999 года. Есть у РЛС такой показатель, как период обновления данных боевой обстановки – скорость, с которой РЛС фиксирует изменения положения цели и своей ракеты. Так вот у этой AN/TPQ-64 он составляет … 2 секунды. А две секунды при скорости сближения в 2000 км/ч – это, извините, больше километра! Вот и вся причина, по которой этот комплекс пока стоит только в Норвегии: РЛС не позволяет вывести зенитную ракету на КР.

Разработка норвежцев, само собой, была замечена американцами. С начала 2000-х к норвежцам подключилась американская фирма-производитель комплексов «Патриот» –«Raytheon». В октябре 2006 появилось сообщение о том, что закончена разработка их совместного ЗРК — SLAMRAAM (Surface Launched Advanced Medium Range Air-to-Air Missile). Звучит красиво, но единственная новость по поводу этого – то, что летом 2009 года этот комплекс успешно сбил на расстоянии 30 км на предельно низкой высоте … беспилотник. С той поры новостей не поступало, как не поступил на вооружение и сам комплекс SLAMRAAM, что было намечено на 2012 год. Причины не озвучиваются – вероятнее всего, он так, что называется, и «не доведен до ума». Избиение беспилотников – это одно, а вот попадание в Калибр с его 1000 км/час и способностью маневрировать – нечто совсем иное…


Продолжаем «следить» за полетом Калибра. 70 км до цели – пролетел «Патриот», 40 км – пролетел NASAMS и пока гипотетический SLAMRAAM. Что еще есть в запасе?

Зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) ближнего действия «Avenger» предназначен для поражения воздушных целей на дальностях 0.5-5.5 км, высотах 0.5-3.8 км на встречных курсах и вдогон. Стал я вчитываться в описание этого «Мстителя». Добрался вот до такой фразы:

«Оператор сопровождает цель визуально, используя оптический прицел, или с помощью тепловизора»

…да и перестал читать. Визуально сопровождать цель, которая за 1 секунду перемещается на 270 метров, да еще и выполняет маневр «Змейка», когда у тебя в запасе всего 5,5 км (20 секунд) могут только герои Голливуда. Да и то, если Калибры пойдут «стаей», как на сирийских басмачей, косоглазие заработает…

Давайте подведем итоги. 36 стратегических объектов армии США, расположенных в зоне поражения ракет «Калибр», от удара этих ракет не прикрыты ничем. Базы флота и авиации ничем не защищены. И да – для меня эти слова звучат, как музыка.

Давайте прикинем, что получилось. Если США хотят сохранить эти объекты – им, грубо говоря, надо бросить все свои силы на НИОКР и суметь создать в кратчайшие сроки то, чего у них никогда раньше не было: зенитно-ракетные комплексы, способные уничтожать КР. Сколько на это уйдет времени – я предсказать не способен. «Патриоты» были разработаны и изготавливаются компанией Raytheon, как там у нее идут дела – понятия не имею. В 70-е годы, когда разрабатывалась система, получившая название «Патриот», на НИОКР, пробные пуски, отладку ушло 6 лет. Обошлось это в 2,3 млрд тогдашних долларов. В нынешних долларах 1 дивизион Patriot стоит 1млрд долларов, а это всего 4 пусковых установки. Сколько стоят новые Калибры – никто не скажет. Экспортный вариант (до 300 км дальности) продается по 3.6 млн долларов, но какая там норма прибыли – опять неизвестно. Пусть 3,0 – жалко, что ли. Пусть новый ЗРК американцам будет обходиться в тот же 1 млрд – ужмутся, сэкономят, краску у китайцев купят. Пусть – по российской традиции – 100 млн долларов украдут. На выходе все равно получится 300 Калибров на 1 дивизион из 4 ПУ…

Год тому назад некто Б. Обама говорил о российской экономике, «разорванной в клочья». После 7 октября это слова человека, у которого просто нет баз ВВС в Европе и на Ближнем Востоке. В удивительное время живем, господа!.. Гонка вооружений, в числе прочих причин, некогда развалила СССР – есть такая, вполне обоснованная версия. 36 стратегических объекта, не защищенные ничем. 5-6 лет, которые нужны на то, чтобы их закрыть от Калибров. 5-6 лет у России на то, чтобы клепать, клепать и клепать эти самые Калибры и носители для них.

На сегодня Калибры могут стартовать с крошечных «Буянов-М», с подлодок класса 636.3, со сторожевых кораблей класса 11661. «Томагавки» умеют стартовать и с самолетов, про то, что это умеют делать Калибры, мы пока не слышали. Но, собственно говоря, чем КР воздушного базирования отличается от КР морского базирования? Тем, что для воздушной КР не нужен первый, разгонный, двигатель – из-под крыла самолета ракета стартует со скоростью самолета. Длина Калибра – 8 метров, без одной ступени двигателя она станет короче, чтобы разместиться на подвеске. Если неизвестные нам конструкторы сумели, не меняя габаритов Калибров (по сравнению с экспортными вариантами), «научить» их летать на расстояние в 10 раз большее, чем у экспортного варианта, поверить в то, что они одолеют Калибры воздушного базирования – можно.

Почему я заговорил об экономике? Подписывая в 1987 году договор о РСМД американцы сознательно вывели из поля его действия свои «Томагавки». В зоне их поражения – огромная часть России и то, что стратегические объекты надежно прикрыты эшелонированной системой ПВО – наследство времен СССР, но не разваленное, а усиленное новейшими С-300 третьего поколения, С-400 и «Панцирями». Сколько это стоило, каких усилий потребовало – знают детально наши военные и работники ВПК. С 7 октября в эту шкуру придется влезать США и НАТО – вряд ли американцам улыбается в одиночку прикрывать даже свои объекты. А «не своих», а чисто европейских – в десятки раз больше. Ровно так же, как некогда Союзу, европейским странам НАТО теперь нужно думать о том, как закрыть свои АЭС, ТЭЦ, химические производства, НПЗ, плотины ГЭС, свои столицы и крупные города.

Россия сумела сделать тот самый асимметричный ответный ход: Калибры и носители, которые способны донести их до любой точки Европы и Ближнего Востока многократно дешевле несуществующей на сегодня эшелонированной системы ПВО НАТО, способной справиться с этим наступательным вооружением. Хитрость, примененная американцами при подписании договора по РСМД, бьет их по лбу – лбам предстоит разработать и научиться производить ЗРК, способные уничтожать КР. Эта хитрость бьет их по кошельку: создание сотен комплексов это ведь не размножение долларов на компьютерах ФРС, да и биржи никакие тут не помогут.

Означает ли это, что Россия добилась полного и окончательно перелома военно-стратегической обстановки? Нет. Мы не видели, способны ли Калибры справляться с надводными целями, а авианосные группировки США никто не «отменял». Но удар получился сильным: НАТО вынуждено будет тратить массу своих ресурсов на создание ПВО. Это дает России фору по времени на создание нового щита против авианосных групп, против подводного флота США. Это огромная, тяжелая работа, особенно с учетом невеселого состояния экономики. Но то, что Россия оказалась способна на такой красивый и эффективный маневр, как создание новейших Калибров – позволяет смотреть на обстановку с несколько большим оптимизмом.

Автор: Константин Борисов

Оригинал статьи: http://zarya.lv/2015/10/chem-nato-sobirajetsa-sbivatj-kalibr/

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
Ольга Черникова
В СССР и РФ состояло и состоит множество различных типов крылатых ракет. Или автор имеет ввиду только тактические КР морского базирования для работы по наземным целям? Тогда да, Калибр единственный в своём роде. Ну тогда надо уточнять...
Для справки, комплекс "Калибр" появился не вчера, а был разработан в 1983-1993 гг. как противокрабельная ракета.
90-е он проехал по понятным причинам, а в нулевые был доработан в целое семейство КР. В 2012 состоялись первые пуски ракет и в этом же году он был принят на вооружение.
0
Аноним
Аноним
Сингапур
Автор мудак. Перехватчики Ф15 и Ф22 куда пропали?
-1
Аноним
Аноним
Россия, Воронеж
Интересный анализ. Только непонятно, почему автор, анализируя ТТД КР Калибр, использует ТТХ КР Х10/102 воздушного базирования. У Калибра скорость не 1000 км/час, а 2900 км/час., что сотавляет 2,5 Маха.
0
Аноним
Аноним
Россия, Воронеж
все правильно, маршевая -0,8, у цели - 3 Маха.
1
Аноним
Аноним
Украина, Киев
Ну, с тем, что у нас до 2015 года КР не было, которые могли бы описанный сценарий провернуть, автор конкретно так налажал.
Есть Х-55 и ее развитие Х-555 воздушного базирования; есть С-10 Гранат на подлодках (она, правда, только ядерная) - спокойно летают на 2-3 тысячи км в режиме огибания с середины 80-х. Жаль, сухопутный Гранат, он же РК-55 «Рельеф», договор об РСМД загубил - американцы постарались, продавили запрет стратегических КР сухопутного базирования. У них самих таких с гулькин хрен было, да и авиационных и морских носителей хватало - а вот по нам это ударило.
В общем, автор показал себя сильно не в теме, так что всерьез относится к его выкладкам не стоит. Описанная им уязвимость натовских баз есть уже три десятка лет, и никто не чешется. "Калибр", конечно, крутое семейство, но принципиально нового ничего не внесло, просто улучшение старого - ну, кроме, разве что, универсальных пусковых. И то - сказав "А", про "Б" молчат - зенитные ракеты туда не лезут, в отличие от янки.
0
Аноним
Аноним
Великобритания
Кстати дирижабли не плохая задумка !!!
И Российским ученым стоит разработать в этом направлении не [censored] идею !!!
Запустить несколько таких дирижаблей и создать зависшую в стратосфере платформу с борт компьютером аппаратурой слежения и сверх скоростными ракетами ПРО !!! Что бы не успела "птичка" вылететь из гнезда как тут же с платформы вычислили её траекторию полета цель и тут же сбить на их же территории !!!
Выгода наименьшие затраты на топливо и.т.д. !!!
1
Rinat Sergeev
Хорошая статья.
По факту, верно. США никогда не приходилось бороться с противником, способным к запуску лучших ракет, чем у них.
Вместе с тем, у них должны были бы быть хоть какие-то наработки на случай, если бы СССР просто воспроизвел их томагавки в 1970х.
0
Аноним
Аноним
Латвия
Автор за был про израисльский стальной купол,который довольно эффективно и на практике сбивает подарочки из сектора газа,и кец -стрела.А так Пэтриот уже давным давно устарел и новое создавать некому.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Автор, наверное, просто не читал. Но мы ему подскажем. "Еврейские народные сказки." Полное собрание сочинений. Том 256, стр. 181-204. "Сказание о ржавом дуршлаге".
0
Константин Борисов
Автор видит размеры Израиля и - размеры Европы и Ближнего Востока. Но ни вы, ни автор не представляет, сколько будет стоить "Купол" для такой территории, сколько электроэнергии нужно будет генерировать для функционирования такой системы, сколько лет уйдет на ее создание. Европе бы вон с беженцами управиться...
0
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Небольшое замечание. Вряд ли "Патриот" может вообще сбивать низколетящие цели на расстоянии 70 км. Земля ведь круглая, а РЛС не загоризонтная. Ведь в хар-ках С-300 тоже указана максимальная дальность: 75 км, только на расстоянии от 30 до 75 км комплекс может сбивать цели на высоте более 1000 м. Говорю, как человек, учившийся на офицера пуска С-300. Такой вот "маркетинговый" ход: мы сбиваем на расстоянии 75 км. Кстати и время развертывания С-300 с марша, на неподготовленные позиции не 5, а 30 минут, если топопривязчик не отбился на марше. Чтобы сбивать низколетящие цели на большей дистанции, надо "поднять" РЛС, для этого есть НВО: низковысотный обнаружитель. Только их стараются не использовать: стоите Вы в лесу, на опушке подготовленные позиции, и тут Вы подымаете "штырь" на высоту 25 м. Вас увидят и уничтожат.
0
Вася Пупкин
Мы же об обороне своей территории говорим, о стратегических объектах? Если да, то странные у вас аргументы, эти базы любой желающий может в гуглокартах отыскать и уж про местоположение систем ПВО генералы НАТО знают наверняка.
0
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Всё же я был бы осторожнее с такими заявлениями об уязвимости подпиндосников. Я очень не люблю сша, но их технические возможности не вызывают у меня сомнений. Их ПВО видимо отстает в плане долго нацеливает или не по тем высотам работает (хотя осколки могут достать пониже), но так будет не всегда.
Лучшая гарантия это иметь такие средства, подойти и сбить которые не позволят сами законы физики. Поэтому надежда на сверхзвуковые средства доставки...
0
Константин
Толку от сверхзвуковых? Может вы гиперзвук имели в виду?
0
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Да, гиперзвук.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
> не меняя габаритов Калибров (по сравнению с экспортными вариантами)
Насколько помню - это не так.
Экспортный вариант сделан под НАТОвский торпедный аппарат, который почти вдвое короче советского.
Соответсвенно "наши" ракеты почти вдвое длиннее "экспортных". Отсюда и топливо оно же лишняя дистанция.
> РЛС устанавливается в направлении ожидаемой угрозы
...и тут возникает естественный вопрос. В НАТО всего одна РЛС на всех?Потому что станции ПВО в СССР ооочень давно умеют объединяться в сетьь и обмениваться данными с командной машиной.И думаю я, что Ratheon про компьютерные сети тоже что-то знает.То есть тут скорее вопрос не о скорости поворота, а о секторе захвата: сколько нужно радаров поставить "ромашкой", чтобы они перекрыли весь "круг" Ну и наконец автор полностью проигнорировал системы SM-2 и SM-3Они, конечно, формально морские - но это не мешает им защищать по 200-300 км "прибрежной" суши, во-первыхз. А во-вторых "длинных" Калибров у нас тоже формально "не было".
0
Константин
1. Калибры у нас формально были.
2. Проблемы с секторами РПН (подсвечивает цель, а не обнаруживает ее). У той же С-300 РПН свободно вращается вокруг своей оси, а у ракет минометный старт вертикально вверх. Неплохое преимущество.
В остальном, согласен.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Статья действительно хороша. Но! Карта с кругами - это непростительная ошибка. Особенно для "зенитчика" со стажем. На данной карте зона поражения будет выглядеть, как сильно вытянутая по горизонтали "груша" с острым концом - вниз. Что значительно сильнее "напрягает" и западноевропейских, и канадских, и американских партнеров, т.к. в реальности ракеты в западном и восточном направлениях пролетят значительно дальше, чем показано на карте. А значит смогут поразить значительно большее число целей. Причем из района Чукотки - в несколько раз дальше.
Поэтому, что? - Таких замечательных ракет надо запасти по-больше.
0
Виталий Руднев
Уважаемый, предоставьте пожалуйста корректную визуализацию и мы её обязательно в следующий раз используем ;-)
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Меня можно звать Глеб. Попробуйте сами. В конце-концов, это Ваша статья. Возьмите глобус (ракета ведь летит не над картой, а над "глобусом"), циркуль и проведите окружность. С центром, например, на Балтике. Зафиксируйте несколько точек этой окружности на глобусе - десятка полтора. Затем - перенесите их на ЭТУ карту и соедините плавной кривой.
Сделали? Это и есть корректная визуализация, которую Вы просили. И мы, если Вы захотите, можем её обсудить. Кстати, попробуйте это проделать для района Чукотки или Мурманска.
Но, в целом, повторю - статья написана, на мой взгляд, исключительно грамотно.
0
Виталий Руднев
Я с вами, Глеб, вовсе не спорю. Замечание верное. Других, более точных, визуализаций не нашел. К тому же на данной карте отмечены лишь области поражения из пределов РФ, без учета нейтральных территорий.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Вы меня не поняли , но это, видимо, я плохо объяснил. Но это не главное. Главное в другом. Появилась возможность осуществить мечту любого нормального россиянина - попасть в Лондон. Ракетой. И не с Балтики, где каждый корабль - просто мишень. А с Ладоги. Из-под "зонтика" ленинградского ПВО. Волго-Балтийский путь имеет минимальную глубину 4м, а гидротехнические сооружения позволяют пропускать суда до 5000т.
0
Аноним
Аноним
Швеция
http://voronkov-kirill.livejournal.com/138347.html
http://www.pravda-tv.ru/2015/10/09/180121
_РЕАЛЬНАЯ зона покрытия крылатыми ракетами Калибр-НК
<img alt="004" src="http://ic.pics.livejournal.com/voronkov_kirill/56677458/468247/468247_original.jpg" title="004">
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Увы, Вы не понимаете того, о чем пишете. Еще раз повторю - ракета летит не над плоской картой, а над сферической поверхностью. Купите глобус и проделайте то , о чем я писал выше. Если нет денег, а желание разобраться есть, попросите глобус у какого-нибудь школяра.
0
Аноним
Аноним
Франция
Уважаемый глобус украины, Вы по ссылке ходили?
Цитата:
"Дело в том, что обычные крупномасштабные (мировые) плоские карты, которые мы видим на экранах и которые висят на стенах, имеют сильное искажение. Земля, как известно, имеет форму шара (ну, почти шара — слегка сплюснутого на полюсах), а карта, как правило, представляет собой прямоугольник. Полюса на ней имеют такую же длину, как экватор, хотя в реальности полюса — это точки. Таким образом, данное изображение поверхности Земли сильно растянуто к полюсам и сжато в зоне экватора:"
Там о том и написано, что:"ракета летит не над плоской картой, а над сферической поверхностью."
И показана окружность спроецированная на цилиндрическую проекцию Меркатора.
0
р.Б. Виктор
ТТХ просто отличные и стратегия применения есть (будем надеется, что ПОД неё заказ шел).
Но вот вопрос: "почему 24"?
Неужели прав офицер проговоривший - выпустим 32 останемся нис чем.
Ведь уже пиарился главстерх ОПОЛОВИНИВ запас ракет, выпустив ЕДИНСТВЕННУЮ на манёврах.
Дай Бог, что темп производства и запас в арсеналах соответствует вышеописанной картинке.
А если стратегия, это и ЕСТЬ КАРТИНКА?И, да, кстати, КУДА!!! попали-то 24 выстрела?Кто подскажет?
0
Аноним
Аноним
Швеция
http://www.pravda-tv.ru/2015/10/20/182763
«Малокалиберная» эскадра
Война в Сирии: в качестве высокоточного оружия мы США догнали. Осталось догнать в количестве
аких, скажем, как переоборудованные из носителей межконтинентальных баллистических ракет Trident II D5 под ракеты крылатые атомные подводные лодки типа «Огайо». Этих подводных крейсеров в составе ВМС США сегодня четыре. На каждом — по 154 «Томагавка».
Таким образом, решающим обстоятельством для успеха «мгновенного глобального удара» становится именно количество крылатых ракет в залпе. Давно осознав это, американцы под носители «Томагавков» приспособили не только четыре атомохода «Огайо», на которых, получается, суммарно 616 высокоточных крылатых ракет. В ВМС США «Томагавки» несут и 54 эсминца «Арли Берк» (по 56 КР на каждом) и 22 крейсера типа «Тикондерога» (по 26 пусковых установок). К этой армаде нужно добавить стратегическую авиацию. Вот потенциал для обезоруживающего удара неядерными средствами и сформирован.
А теперь верне
0
р.Б. Виктор
Забыли стандартное тупое решение пиндосов - набить КРами плавучие платформы.
Ой, баюс, баюс.
Русские будут воевать не количеством, а качеством и Божией помощью.
Не в курсе, выводящие Бога за скобки, почему Святая Русь победила под Москвой, СССР стоял под Ржевом (ровно 200 км) до 43 года.
Военные аналитеги с сибирскими дивизиями, ау!
И ешё! Кто сбросил пиндосский "челнок" с иудеем на борту по НЕБАЛЛИСТИЧЕСКОЙ траектории?
0
Аноним
Аноним
Украина, Киев
Наличие иудея (по паспорту) на борту шаттла было чем-то из ряда вон ?
Неужели до того за всё время не было ни одного астронавта-иудея по вере ?
Или всё же важно место рождения/проживания ?
0
р.Б. Виктор
Не по паспорту (по нему не бьют (с)), а по вероисповеданию.
И, да, из ряда, т.к. он д.б. проводить тайные обряды и эксперименты - не сошло.
Кощунника не было и из Израиля.
Не важно.
Како веруеши?
0
Аноним
Аноним
Россия, Дмитров
"...Таким образом, решающим обстоятельством для успеха «мгновенного глобального удара» становится именно количество крылатых ракет в залпе..."
В том-то всё и дело, что - нет. Если бы это было так, давно бы ударили. Достаточно вспомнить Югославию, Ирак, Ливию. Решающим обстоятельством является отсутствие удара "возмездия". Для чего ударными темпами строятся локаторы дальнего обнаружения? Как только будет зафиксирован столь массовый залп, из наших шахт уйдет всё имеющееся в наличии. В Америку. Чтобы перехватить этот удар и ставят ПРО поближе к нашим границам.
А "старая Европа" и еврошелупонь, все эти болгарии, румынии, польши, думали, что ничем не рискуют. Ракет-то сухопутных средней дальности у России по договору нет. И "достать" Россия этих европодонков вроде бы не сможет.
А тут Буяны с водоизмещением 950 т. 5-6 таких "шаланд" пройдут по речной сети в Ладожское озеро и оттуда при необходимости сотрут с лица земли всю Северную и Центральную Европу.
0
Аноним
Аноним
Россия, Дмитров
(продолжу) Это Европе надо? Особенно "старой". Англии, например.
Получается, что теперь не важно, сколько у них крылатых ракет морского базирования - 500, 700 или 1500. Их всё равно по России пускать бессмысленно. Наши крылатые ракеты сметут ПРО, которое услужливо стремятся разместить к нам поближе. А потом "стратеги" спокойно уйдут в Америку до прихода основной массы американских.
Так что со стратегией "мгновенного глобального удара" придётся погодить. А, скорее всего, вообще закрыть эту тему.
И пробовать "замутить" другую.
0
Аноним
Аноним
Россия, Екатеринбург
информация к размышлению:
сбить над западной европой - Средняя плотность — около 180 чел./км2.
и Россия — Население - Плотность: 8,3 чел. /км2
а если ещё учитывать инфраструктуру - даже если заданная цель и не будет поражена ущерб просто несопостовим.
0
A V
A VС нами навсегда!500 комментариев
Шикарно написано. Вселяет некоторый оптимизм! Спасибо.
0
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Автор слегка летает в облаках. Россию не может победить внешний враг, Россия всегда проигрывала внутренним врагам. Например, статья об удручающем состоянии производственных мощностей отечественного производителя крылатых ракет "Калибр" - ОКБ "Новатор" из г. Екатеринбург, только сейчас в 2014-2015-ых годах начинающем капитальную модернизацию. Повезло, что Сердюков слегка не доделал свою работу....
http://politrussia.com/society/utrenniy-kofe-09-10-2015-827/
0
Константин Борисов
Автор писал небольшую статью, а не глобальное исследование - и так многабукафф получилось. Анализ всех проблем, имеющихся у России в экономике и в управлении страной - согласитесь, было бы двухтомником по мизеру...
0
Andrey Muysky
После развала СССР америкосы расслабились, гонка вооружений остановилась, началась утечка производств в Азию, а значит и подготовка произвоственников перешла в азию. В США остались одни финансисты и [censored]
В итоге а авиации отстали от россии навсегда. В ЯО отстали навсегда, РЭБ у них вообще нет. А сейчас даже в средствах доставки начинают проигрывать даже Китаю не говоря об России.
Короче полный американский пипец. Им сейчас необходима мобилизация научно-технического потенциала но потенциала нет в Чикаго и Детройте сердце индустриальной Америки остановилось Преемственность поколений прервалась. Поэтому им нужет Рузвельт. Но его тоже нет
2
Аноним
Аноним
Украина, Горловка
за последние 10 лет закрылось 56000 фабрик и заводов в процветающей америке...
0
A V
A VС нами навсегда!500 комментариев
Зато есть упоротый маккейн!..
0
Аноним
Аноним
Россия, Казань
глюпые американцы! совсем ниумеют ваевать!
-3
Патамушта Патамушта
Спасибо автору,прекрасная статья,все разложено по полочкам.
5
Сергей Власов
Комментарий удален
-1
Oleg Chernenko
Не впадая в шапкозакидательские настроения, всё-равно можно уверенно сказать, что армия США - это величайший блеф второй половины 20 века, нацеленный на борьбу с заведомо слабым противником и на информационное прикрытие любимой работы настоящего империалиста-людоеда - запугивание более слабых и отъём чужого (рынков, ресурсов, денег). Судить о могуществе лишь на основании бюджета, который выделяется на это "воинство" - может только недалёкий идиот, не знакомый с армейской службой. Ушлый и грамотный будет только поддакивать, прямо в духе Сунь Цзы, зная, что такого детину-дегенерата с ядерной дубиной в руках можно остановить одной лишь угрозой адекватного ответа. Он, полуумный, насмотревшийся голливудского треша про то, как Рэмбо из лука сбивает вертолёты и наслушавшийся про то, какой он "великий" из зомбиящика - борзеет лишь до определённого момента, но мотивация для того, чтобы умирать за идею - неа, - отсутствует. Да и как тут умирать в реале, если к Рождеству выйдет новый "айфон"?
5
Michael Pupkind
В ходе Второй Мировой они как бы показали. И что может их армия и что экономика.
Затяжная война - соревнование экономик...
Как там российская поживает?
-13
Аноним
Аноним
Россия, Архангельск
Ключевые слова - как бы показали :)))
Про Вьетнам напомнить? Где ни экономика, ни Армия США ничего не показали кроме поражения.
7
Mond Cinic
Mond CinicС нами навсегда!500 комментариев
Особенно ярко они себя показали в Арденах...
4
Аноним
Аноним
Россия, Самара
Хочу добавить. Если бы РККА не перешла в наступление в Польше на две недели раньше, то наши партнеры стопудово получили бы второй Дюнкерк. И что-то мне подсказывает в этот раз стоп-приказа от Гитлера не было бы.
1
sonatil ibn hattab
Ух ты? И что они показали? Начали наступление вместе с бритами, когда Советский Союз уже победно шагал по Европе? Или то, что это они смогли организовать её и разграбить весь мир?
А по поводу экономики не переживай, в 10 раз лучше вашей держится. Скачите дальше.
3
NIL
NILС нами навсегда!3000 комментариев
Да они и сейчас показывают - самый большой госдолг в мире! Что касается экономики - страна не знает что такое война. С одной стороны это хорошо. А с другой, 11 сентября привело в шок всю страну. И это была не война, а всего лишь маленький терр. акт, устроенный ЦРУ. А теперь представь, что будет с американцами, если там будет хотя бы то, что сейчас в Сватово, я уже не говорю о 6-ти дневной войне.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Пупкинд, тебе уже не раз ставили диагноз - "му-до-звон", и ты всякий раз подтверждаешь его правильность.
Сайт же хочется искренне поздравить. Вас заметили ответственные Авторы.
0
Аноним
Аноним
Украина, Горловка
великий укр, друг и союзник пендосов, таки не упустил случая лизнуть зад черному господину, при всем чесном народе!
Ты хороший раб, получи печеньку от нуланд
0
Oleg Chernenko
Всё, что "как бы показали" - правильно поняли в Кремле, Китае и других странах, поэтому экстренно довели до ума ядерное оружие и обозначили позицию НЕИЗБЕЖНОГО ОТВЕТНОГО УДАРА. А может, если будет настроение - и превентивного))))) После чего обезьяна с гранатой начала медленно и уверенно шагать до состояния, которое мы видим сейчас - если бы не боязнь потерять данные им на хранение золото и в долг деньги - США уже давно "сдулись" до уровня какой-нибудь "хорватии"))))
А как там российская экономика поживает!? - так вроде нормально - живёт за СВОИ деньги, ресурсы, мозги. Конечно, талоны 45 миллионам граждан на питание как в США не выдают, но это - не главное)))
0
Павел Сергеев
Забавно что они показали)))
Отсиделись до 1944 у себя на континенте продавая за ДЕНЬГИ боеприпасы и еду. А потом годик повоевали))) Млять когда историю выучите наконец
0
Michael Pupkind
За деньги? А зачем покупали?
0
Константин
Вы абсолютно правы. Во время Второй мировой США явило миру свой потенциал, когда в течение всей войны не могла разобраться с Японией, пока Квантунскую армию не разгромил СССР. Где-то за месяц календарного времени. После чего пришлось судорожно организовывать ядерные бомбардировки мирных японских городов. Браво! :о))))
2
Michael Pupkind
Ну да. Только почему-то Гитлер дошел до Москвы, но не до Вашингтона. И 30 млн. жизней.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Мудак, посмотри на географическую карту.
1
Константин
30 мил. жизней, потому, что Гитлер целенаправленно уничтожал мирное население.
До Вашингтона не дошел, так как Германия - континентальная держава и предпочитает сначала воевать на земле, а уж потом куда-то плыть.
Ну, плюс ко всему, от США шла финансовая подпитка, которую рановато было терять.
0
Аноним
Аноним
Украина, Донецк
Поправочка, не 30 и не 27 и не 25 а именно примерно 20 миллионов погибших, пропавших без вести, а также потери от падения рождаемости и тяжелых условий жизни в тылу, бежавших с отходящими гитлеровцами на запад. Есть методика подсчета и она выложена в открытом тоступе.
0
Константин
Ну, тут я с вами даже спорить не буду, так как не обладаю нужными компетенциями. Знаю только, что жертв среди гражданского населения было во много раз больше, чем среди армии. Благодаря немецкой целенаправленной политики, направленной на планомерное уничтожение местного населения.
0
Аноним
Аноним
Казахстан
не стоит недооценивать США. Сильная экономика, Центральный Банк Планеты, удачное географическое положение, промышленный потенциаль, большое количество природных ресурсов, 300млн населения и много высококвалификационных работников.
США это сильная, очень сильная страна.
0
Аноним
Аноним
Украина, Горловка
Вот верно, банк, производящий резаную бумагу... в этой сильной экономике за прошедшие 10 лет закрыли 56000 заводов и фабрик...
Сейчас в мире сталкиваются за выживание два капитала. Промышленый с активами производства и банковский с активами резаной бумаги. Второй держится на тающем доверии к кредиту.
1
Дмитрий  Дмитрий
Ну и пусть сидят за лужей, нечего на чужой каравай рот раззевать!
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров