• Вход
  • Регистрация
аналитика
18 Августа 2015, 11:00


Историческая память как оружие против России

1 239 46
Историческая память как оружие против России Фото: Reuters.com

Все мы – граждане России. Но Россия – огромная страна, а потому у нас большую роль для людей играет малая родина. Кто мы прежде всего, россияне или питерцы, москвичи, сибиряки… А если ещё на это наложится национальное и религиозное самосознание? Кем, например, ощущает себя живущий в Москве и исповедующий ислам дагестанец, родители которого переехали в Москву ещё до его рождения? Какое из своих определений он поставит на первое место при вопросе «Кто ты»? Как видим, на этот простой вопрос можно ответить очень по-разному.

Для проведения внятной внутренней национальной политики необходимо разобраться с этими ответами и понять, чем каждый из них отличается и к каким следствиям ведёт. Заниматься подобными размышлениями призваны философы, которые и собрались в Махачкале на XII Всероссийской конференции «Проблемы российского самосознания: историческая память народа». Хотя конференция проходила в конце апреля, подробный обзор докладов, озвученных на ней, появился на сайте РАН недавно. Я не буду пересказывать содержание конференции, а тоже порассуждаю на темы, которые показались мне интересными.

Значение темы

По мнению участников конференции, проблема российского самосознания по стратегической значимости не уступает ни ракетам, ни нефтегазовым месторождениям. В самом деле, если человек на первое место ставит «Я – гражданин России», то тогда мы можем надеяться на прочное единство страны. Следовательно, нужно проанализировать ситуацию и на основе анализа решить, что делать дальше.

В условиях кризиса самоидентичности можно попасть в разного рода ловушки, подстроенные недоброжелателями нашей страны. В распаде СССР важную роль сыграл региональный сепаратизм и национализм, на который вовремя не обратили внимания центральные власти. Россию пытались развалить по тому же самому сценарию, что обошлось нам в тысячи жизней солдат и мирных жителей в Чечне.

Как такое могло случиться? Как развалился СССР? Отчего могла распасться Россия? Причина здесь кроется в утере исторической памяти или, точнее, в подмене исторической памяти ложными воспоминаниями. Искажения и откровенные фальсификации некогда общей истории – это факт на всём постсоветском пространстве. Что же это такое историческая память?

Историческая память

В обычном понимании память – это представление о прошлом, и оно не тождественно знанию прошлого. Историческая память – это представление народа о своей истории, которое может не соответствовать знанию истории, то есть описанию истории, предлагаемого наукой. На примере одной соседней страны мы можем видеть, как государственная пропаганда насаждает в народе представления об истории, прямо противоречащие мировой науке.

Для искажения исторической памяти иногда даже не требуется переписывать историю – достаточно изменить оценки событий или дать им другие названия. За примером далеко ходить не надо. Воссоединение Крыма с Россией в западной прессе и в среде отечественных либералов называется «аннексией Крыма». Всего лишь разные названия одного и того же события, но какое разное восприятие!

В нашей стране масштабная переоценка истории без изменения фактического материала происходила несколько раз, только за двадцатый век как минимум дважды. Большевики после прихода к власти стали представлять всю дореволюционную историю как историю революционной борьбы трудящихся против антинародного самодержавия. Во время Перестройки и после падения СССР переоценке подвергся советский период нашей истории. И сейчас, кажется, происходит очередная переоценка, результатом которой может стать своего рода примирение с прошлым.

Прошлое в настоящем

Каждый по своему опыту знает, что некоторые воспоминания, даже спустя долгое время, не теряют своей эмоциональной силы. Человек способен переживать воспоминания, словно бы это события настоящего. Но ещё удивительнее, что люди способны переживать столь же живо события, которых не было в их личном прошлом. Показательный пример – акция «Бессмертный полк», а также все горячие дискуссии на тему войны.

Такой эмоциональный перенос прошлого в настоящее и фактическое отождествление себя с героями прошедших времен поддерживает историческую память и способствует консолидации народа. Но такой эмоциональный накал приводит и к неизбежным искажениям. Все, кто пережил ту войну, начинают восприниматься как герои, независимо от действительных заслуг. Противник же неизбежно демонизируется. И в итоге у нас получается не просто война, а апокалиптическая битва Добра со Злом.

История и будущее

Историческая память, как мы видим, является очень важной частью общественной жизни. Единство исторической памяти у большинства членов общества способствует сплочению людей. Разрушение этого единства ведёт к разобщению. А поскольку основы исторической памяти закладываются ещё в детстве на школьных уроках истории, ни одно государство мира не оставляет школьную программу без присмотра.

Совет Европы, например, в 2001 году издал «Рекомендации о преподавании истории в XXI веке». Несмотря на то, что вся история Европы является по большей части историей войн европейских народов между собой, Совет Европы считает, что, помимо всего прочего, преподавание истории должно стать решающим фактором в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами.

Я думаю, что эту рекомендацию следует применить и в нашей стране, если мы хотим себе благополучного будущего. История России и Советского Союза в зависимости от предпочтений конкретного гражданина воспринимается ныне либо в похабно-карикатурном, либо в пафосно-иконописном виде. Показательными в этом плане были посты и комментарии, появившиеся в день памяти расстрела царской семьи.

Не вызывает сомнения, что вокруг нашей истории развернулась настоящая информационная война. Нет сомнений и в том, кто является инициатором этой войны. Сильная и независимая Россия всегда была вызовом Западу. Манипуляции с исторической памятью и использование разногласий в обществе по поводу собственного прошлого позволит нашим недоброжелателям направить нашу страну в направлении выгодного для них будущего.

Для противодействия этому нужно сделать, на первый взгляд, совершенно парадоксальную вещь. Нужно определиться с ценностями и целями будущего нашей страны. Когда у нас будет ясное и определённое видение будущего, мы сможем дать правильную оценку нашему прошлому. Выбор будущего — это основа для достижения общенационального согласия. Тогда мы точно сможем разобраться с тем, что в прошлом для нас имеет непреходящую ценность, и что в нашей истории может служить вдохновляющим образцом и идеалом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Тема важная, а вывод детский. В будущем может прилететь увесистый метеорит или конкретно автору кирпич на голову. Но нет, опять судьба Аннушке пролить масло.
1
Нико Пелевин
Милейший, как бы парадоксально не звучали для Вас мои слова, но история - это наука направленная в будущее и настоящее. Это я Вам как историк говорю. Поэтому вывод автора вполне логичен.
0
Аноним
Аноним
Россия, Пенза
Да нет, вывод совершенно правильный.
Форма правления, идеология, религия, конституция, законы - это не ценности сами по себе, это инструменты для достижения цели.
По факту - все споры о том, что лучше - бессмысленны, пока не определено - для какой цели нам данные инструменты необходимы.
Дотянуться до звезд?
Превратить планету в зеленый рай?
Обеспечить каждому человеку сытую жизнь?Для каждой цели - свои решения. А все сразу бывает только в речах политиков.
0
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Будущее не изменит природу, как следствие, базовые ценности никуда не денутся, остальное от лукавого.
0
Аноним
Аноним
Россия, Пенза
Жалкое оправдание. Человек только тогда и становится человеком, когда понимает, что помимо пожрать, выпить и потрахаться в мире есть и что-то еще. Пора начинать взрослеть.
0
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Что-то еще было и будет и без умствования. Как хищники в первобытном мире, как войны, переселение народов, катаклизмы и т.д. Современность добавляет техногенные катастрофы, уничтожение среды обитания отходами производства и т.д.
Если вам лично скучно, не обязательно озадачивать усложнением существования окружающих, возможно выбрать конкретную зону приложения собственным усилиям.
0
Евгений Радугин
И вам кирпича на голову!
0
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Значит вы тот самый-самый добрый, чьи дела дорогу мостят. ))
1
39регион Рябец Илья
Кириллу Скрипкин о Царе Николае 2....http://3rm.info/publications/42613-60-faktov-o-poslednem-russkom-imperatore-nikolae-aleksandroviche-i-ego-pravlenii.html
Так, что не надо ля-ля.
0
Кирилл Скрипкин
Врачу, исцелись сам! Ваши "факты" и есть то самое "ля-ля". По крайней мере, на вопрос о великих заслугах Николая II перед Россией они не отвечают совершенно. Что "человек был хороший" - пожалуй, но для государственного деятеля это очень мало. Да и не обязательно, если подумать.
0
39регион Рябец Илья
Это не мои факты. А наследие Николая 2 надобы знать. И его вклад огромен, почитайте и оцените.
0
Кирилл Скрипкин
Я их прочел. Там либо чушь вроде вот этого:
Создал величайшую по силе, мощи и процветанию Империю, которой не было равных ни до, ни после него.
либо факты о его личных (но не ГОСУДАРЕВЫХ) качествах.
Этому можно долго умиляться, но к оценке Николая II как Императора, Самодержца, это отношения не имеет. А к качествам Николая II как человека, частного лица у меня и не было претензий.
1
39регион Рябец Илья
А что не так в >>Создал величайшую по силе, мощи и процветанию Империю, которой не было равных ни до, ни после него.<<. Российскую Империю уважали больше, чем нас сейчас, в том числе и за её армию с флотом, богатства и вменяемость политиков.
Как говорится посол может и подождать, пока Государь занят.
0
Аноним
Аноним
Россия, Нижний Новгород
В чем личная заслуга Николая 2 в "величии и процветании империи", с чего вдруг это он "СОЗДАЛ" величайшую Империю? Это скорее Александр 3 добился всего этого, кстати "Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать" это слова именно Александра 3. А при Николае 2 как раз "величайшей по силе, мощи и процветанию Империи" НЕ СТАЛО!
3
39регион Рябец Илья
Что ж, мне приятно, что вы знаете про Александра Михайловича.
Дефицит осознания трагедии и вашего мышления я восполнить не могу. Жидёнкам привет передавайте.
0
Кирилл Скрипкин
Илья, вы здесь что-то очень странное написали. Революция - несомненная трагедия, но из слов анонима совершенно не следует, что он этой трагедии не понимает.
0
Кирилл Скрипкин
А то не так, что Николай II не имеет никакого отношения к созданию этой империи. Он её получил в готовом виде и ничего к ней не добавил, только профукал то, что было. "Спустил в унитаз", как говорится в наше время. А про посла говорил Император Александр Александрович, более известный как Александр III. Впрочем, ваше внимание на это уже обратили
1
Кирилл Скрипкин
А какая прелесть факт №58:
Впервые в России изобретен: автомобиль, мотоцикл, двухэтажный вагон, дирижабль.
Как интересно узнать, что Готфрид Даймлер, Карл Бенц, Вильгельм Майбах, Эдвард Батлер, Анри Жиффар и Карл Цеппелин были, оказывается, русскими.
1
Кирилл Скрипкин
А это чудо (№43):
Одна из сильнейших армий в мире, которая, к тому же, быстро развивается. Лучшие в мире винтовки Мосина, одни из лучших в мире пулеметы «Максим» 1910 – го, доработанные Российской Империей; и одни из лучших в мире полевые орудия калибра 76 мм.
Хозяйке на заметку:
1. Лучшей винтовкой того времени была немецкая винтовка Маузера.
2. Пулемет Максима был примерно одинаков во всех армиях мира. Потому, что изобрел его американец Хайрем Максим и продавал лицензии всем желающим. Несколько отличались станки, но наиболее легким и удобным был станок-тренога. Его имели немцы и американцы, а в России (точнее, в СССР) он появился лишь после Второй мировой.
3. Можно спорить о качествах русских трехдюймовок, но в России их было тупо меньше (108 орудий на дивизию против 160 в немецкой). Это значит, что по своей огневой мощи немецкая дивизия превосходила русскую в 1,5 раза и это без учета тяжелых орудий.
0
39регион Рябец Илья
Вы негодяй по существу вашему. Я люблю свою страну, вы, возможно, тоже, умалять присутствие русских, как минимум, неуместно. Я тоже негодяй, не обижайтесь.
0
Кирилл Скрипкин
Это у вас юмор такой? Не знаю. Я тоже люблю свою страну, люблю историю, как вы могли заметить, неплохо её знаю, и всегда стараюсь придерживаться исторических фактов. А раздуваться от гордости за несуществующие достижения кому-то может быть приятно (надеюсь, не вам), но всегда есть риск удариться мордой о стол грубой реальности.
0
zorran biodred
Он про&amp;бал страну и этим все сказано.Можно сколько угодно воспевать любовь Царя к жене и детям, и любовь горби к своей Раисе, но нас интерисуют плоды их трудов на благо страны, можно лить грязь на Сталина, но факт останется фактом, 200 милионов Наших бабушек и дедушек под его руководством укатали 600 милионную европу с ее каким то там рейхом. А плач по "россии которую мы потеряли" мне потомку крестьян, видется дерьмом собачим, сейчас я участвую в создании лучших в мире боевых самолетов, а в РИ я бы, в лучшем случае, с голоду бы не сдох, и это было бы удачей.
0
Владимир Волгин
спорно. гордиться царской семьей или гонками на лафетах? без меня. признавая неоспоримость величия и достижений одновременно нужно замечать упадочность и деградацию, призывая к соответствующим изменениям.
1
Евгений Радугин
Сто лет мы уже слышим еврейско-грузинские басни о Российской Империи как тюрьме народов и вырождении Романовых. Надоело!
-3
Владимир Волгин
с тюрьмой не согласен, с вырождением трудно спорить. то, что замыкающим получился имбецил - ну как бэ по плодам их познаете, ага.
0
Евгений Радугин
Мне не о чем разговаривать с человеком, который считает последнего Государя Император имбецилом.
0
Кирилл Скрипкин
Евгений,
вероятно, имбецил - это слишком сильно сказано. И последний русский император уже за свою личную трагедию - символ стольких трагедий России в ту эпоху - вполне заслуженно канонизирован. Но не могли бы вы привести какие-либо достижения Николая II как государственного деятеля? Я что-то помню одни провалы - революционный терроризм первых лет, провальная русско-японская война, революция, новая война, еще более провальная. Вы готовы показать, в чем я неправ?
0
Евгений Радугин
Что вам в школе рассказали, то вы и помните. И мне то же самое рассказывали. Сейчас, слава Богу, есть много разной литературы. Мне в своё время попала в руки книга Петра Мультатули о Государе Николае Александровиче, после прочтения которой я повесил портрет Николая II на стене.
-1
Кирилл Скрипкин
Забавно, как вы уходите от ответа на простой вопрос. Есть факты выдающейся государственной деятельности Николая II - что сложного их привести? Нет фактов - значит, надо немного снизить апломб, включить губозакаточную машинку и не обвинять оппонентов в поголовном невежестве и дебилизме.
2
Евгений Радугин
Я вам предлагаю целую книжку прочитать, а вы хамите. Всё, что мне нужно я нашёл и разобрался. Предлагаю и вам разобраться самостоятельно.
-1
Кирилл Скрипкин
Евгений, а вы сами эту книгу прочли? Поняли? Тогда в чем проблема привести из этой книги 1-2-3 факта о том, что такого замечательного сделал Николай II для России? И тем самым повергнуть в прах убогих невежд (по вашему убеждению).
Ну, а на нет и суда нет. Банкрот - он и есть банкрот. Будь то вы со своим апломбом или Николай II как государственный деятель
1
Аноним
Аноним
Россия, Нижний Новгород
Заслуженно он в шахту отправился вместе со всем выводком. А насчёт канонизирован... попы и не такие корки мочат, забывая, что все это им когда-то отрыгнется.
0
39регион Рябец Илья
http://3rm.info/publications/42613-60-faktov-o-poslednem-russkom-imperatore-nikolae-aleksandroviche-i-ego-pravlenii.html
1
Евгений Радугин
Спасибо! Кому нужно, тот ищет и находит. А кому нет, тот просит, чтоб это сделали за него.
0
Кирилл Скрипкин
И это убожество вы выдвигаете как контраргумент? Ню-ню, как говорится.
0
39регион Рябец Илья
Ну тогда у вас с логикой и восприятием проблемы.
0
Кирилл Скрипкин
А что конкретно из ваших "60 фактах" доказывает великие заслуги Николая II перед Россией? Кроме парочки фейков, разве что
1
39регион Рябец Илья
Опупеть...Да хотя бы за то, что рубль стал первой валютой мира. И делал он всё для блага людей и страны.
0
Кирилл Скрипкин
Илья, откуда вы взяли вашу удивительную идею про рубль как первую валюту мира? Первой валютой тогдашнего мира (конец 19 - начало 20 веков) был фунт стерлингов, а вовсе не рубль.
1
39регион Рябец Илья
Кирилл, русский золотой рубль принимался везде с удовольствием. Сиё есть факт.
0
Кирилл Скрипкин
Естественно - любая разменная на золото валюта "принимается везде с удовольствием". И таких валют в то время были десятки. Но наиболее устойчивой валютой мира до 1931 года был именно фунт стерлингов, курс которого оставался неизменным с конца 16 века по 1931 год. Это и делало его первой валютой мира. Рубль же подобной устойчивостью похвастаться не мог даже в краткую эпоху золотого стандарта (1897-1914).
0
Кирилл Скрипкин
Неверно. Вы утверждаете величие Николая II. Это утверждение далеко не очевидно, поэтому требует доказательств. И доказывать именно вам, как утверждающему. Говоря карточным языком, объявили игру - играйте.
1
Andrzej Poniatowski
Ну вроде не маленький мальчик и должны уж, наверное, смириться с тем, что и император может быть имбецилом и полным дебилом.
1
Евгений Радугин
Комментарий удален
0
Аноним
Аноним
Россия, Пенза
На момент принятия власти этим, как вы выражаетесь "имбецилом" в Российской Имерии числилось 60 592 начальных школы. Через 20 лет их количество составило 123 745 заведений. Аналогичная ситуация с высшими учебными заведениями, хотя масштаб циферок уже не такой впечатляющий. Николай II открыл высшие заведения для недворянских сословий. К концу его правления уровень грамотности среди молодежи составлял ~80% (По данным 1920 года). СССР вышел на подобный уровень спустя половину века. Его основной ошибкой было отсутствие массовых расстрелов среди революционной молодежи - будь так и он бы вошел в историю, как кровавый тиран, но нам бы никто не ударил в спину.
1
Владимир Волгин
ну мы по результату оцениваем, да? а не по благим намерениям. известно куда ими вымощена дорога.
0
Кирилл Скрипкин
Владимир, редкий случай, когда я совершенно с вами согласен
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров