аналитика
17 Июля 2015, 21:00


Ваххабизм в России: зачем россияне едут на джихад?

1 679 5
Ваххабизм в России: зачем россияне едут на джихад? Фото: Politrussia.com

Растиражированная российскими СМИ история московской студентки Вари Карауловой, задержанной в Турции при попытке пересечь границу с Сирией и присоединиться к «Исламскому государству», резко актуализировала проблему российских добровольцев, отправившихся на джихад в Ирак и Сирию. Фамилия Варвары стала нарицательной и не исчезала с «шапок» новостных порталов, а по федеральным СМИ прошло несколько политических ток-шоу, посвященных россиянам в рядах известных террористических группировок. Столь бурная реакция журналистов и телеведущих на вполне рядовой случай позволила зародиться хрупкой надежде на то, что проблема распространения радикального ислама (ваххабизма) внутри России станет столь же актуальной, как и повседневность гражданской войны на Донбассе.

Однако надежда себя, к сожалению, не оправдала. Проблема не вышла за рамки десятка эфиров и сотни материалов, преимущественно посвященных не столько исламистской угрозе, сколько конкретной истории московской студентки.

Несмотря на то, что статистика запросов поисковых систем фиксирует стойкий и повышенных интерес общественности к методам вербовки россиян, к количеству боевиков, отправившихся на джихад, к мотивации этих людей, к противодействию распространению ваххабизма со стороны властей, количество материалов, посвященных перечисленным темам, ничтожно мало. Мы же, в свое время, попробуем по возможности восполнить данный пробел. В ближайшее время на «Политической России» выйдет ряд материалов, посвященных следующим темам:

1. Методы и каналы вербовки россиян ваххабитами.

2. Угроза безопасности России со стороны уезжающих боевиков и "Исламского государства".

3. Угроза безопасности России со стороны трудовых мигрантов.

4. Угроза безопасности России со стороны ваххабитского подполья. 

5. Противодействие распространению ваххабизма со стороны российских властей.

Резонансная история Вари Карауловой открыто продемонстрировала, что краеугольным камнем проблемы участия российских добровольцев в террористических формированиях Ирака и Сирии является вопрос мотивации уезжающих. К сожалению, отечественные журналисты зачастую грешат излишне упрощенными оценками, приводя все к единому знаменателю. Сводить стремительно полнеющие ряды «Исламского государства» к социальному неблагополучию или увлечению радикальным исламом – значит совершать серьезную ошибку. При подробном ознакомлении со всем массивом источников по вернувшимся в Россию боевикам, можно вывести как минимум десяток причин, толкающих россиян к поездке в Ирак и Сирию. Но объединяет их одно.

Фото: Reuters

Большевизм от ислама.

Базовой и наиболее острой проблемой любого общества, развивающегося в рамках либеральной мировоззренческой парадигмы, является повисший в воздухе запрос на справедливость. В условиях вакуума законности и определенной слабости центральной власти в регионах, где господствует клановая система управления, общество автоматически выдвигает второй запрос – запрос на структуру, которая сможет встать на защиту его интересов. В итоге,  довлеющее над молодежью ощущение тотальной несправедливости, ограниченности в возможностях для самореализации и потребность в интенсивной солидарности создает гремучую смесь разочарования и отчаяния.

И пока государевы мужи хмурят брови на конференциях посвященных острым социальным проблемам, а духовенство демонстрирует полное нежелание «ходить в народ», то есть общаться со своей паствой, радикалы от политики и религии предлагают простые ответы на сложные вопросы. И неприкаянная молодежь, переживающая глубочайший идейный кризис, с большим интересом выслушивает проповеди новых «пророков», каленым глаголом жгущих сердца.  

И совершенно неважно от чьего имени вещает новый мессия – от «Аум Сенрикё», или от «Исламского государства»; от российских белоленточников, или от украинских националистов. Главное в проповеди 21-ого века – разрушительная простота логических конструкций.

Ваххабиты, как и другие сектанты, умело используют просчеты государственных структур, профессионально играя на чаяниях молодежи «выбиться в люди» и ощутить себя частью общества. Идеология радикального ислама дает ее приверженцам чувство самоидентификации, принадлежности к глобальной и всесильной структуре, наделенной высшим смыслом, где человек человеку друг, товарищ и брат. Очевидно, что ни одно современное государство ничего подобного предложить неприкаянной молодежи не может. В итоге часть государственных функций берут на себя экстремистские джамааты.

Очевидное преимущество радикального ислама перед государственной идеологией и исламом традиционным заключается в том, что апологеты первого способны каждому страдальцу по «справедливости, которую мы потеряли» предложить определенный инструментарий для строительства справедливого общества. В частности, на штыках нести в массы свою правду.

Сама концепция строительства нового мира на руинах старого, с обязательной утилизацией «староверов» и представителей ушедшего в историю режима, была известна человечеству еще до появления первых библейских пророков. Нашу страну это стороной не обошло.  

В своей пропаганде современные ваххабиты апеллируют к недовольству масс, напоминая им о существовании в далеком прошлом «золотого века», когда трава была зеленее, а небо голубее. А для возвращения тех счастливых времен достаточно уничтожить тех, кто этому препятствует - так называемых «врагов ислама». И многие, очень многие клюют на это. Именно убийственная простота ваххабитских идеологем привлекает на их сторону такое количество сторонников.

Но успех «Исламского государства» объясняется его уникальностью в своем роде - ни одна террористическая группировка ранее не добивалась аналогичных результатов. В частности, руководство ИГ не только изучило, но и применило на практике наработки других организаций. У «Аль-Каиды» была позаимствована ее сетевая организационная структура, а у «Хезболлы» ее опыт формирования социальной среды для жителей подконтрольных территорий. Чем и обусловлена широкая поддержка ваххабитов населением.

Во-первых, для прибывших в Халифат существует программа доступного жилья. В основном оно состоит из домов бежавших от верной смерти или повседневности господства законов шариата граждан. Во-вторых, весьма успешно функционирует институт поддержки малоимущих семей – каждая овдовевшая женщина получает 100-150 долларов ежемесячно. Аналогичная сумма уплачивается за каждого родившегося ребенка. В-третьих, «Исламское государство» восстанавливает уничтоженную или банально отсутствующую инфраструктуру: обеспечивается бесперебойное снабжение людей электричеством и водой, запускаются маршруты общественного транспорта, открываются религиозные школы, ремонтируются дороги. В-четвертых, на подконтрольных территориях почти полностью искоренена преступность – законы шариата держат местную гопоту в узде. В-пятых, многие боевики получают денежное довольствие – от 300 до 600 долларов в месяц.

Фото: Законы шариата в действии

Выше обозначена лишь малая часть достаточно объемного перечня социальных обязательств, взятых на себя «Исламским государством». Таким образом, исламисты предлагают не только привлекательную идеологическую концепцию, но и приемлемые условия для жизни, которые далеко не каждое современное государство способно обеспечить своим гражданам. Отчасти, именно социальные гарантии зачастую толкают целые семьи к вступлению в ряды «Исламского государства».  

В поисках смысла и справедливости.

Как уже отмечалось выше, история Вари Карауловой в своем роде не уникальна. Исповедование ислама ваххабитского толка не имеет прямой зависимости от материального или социального положения. Так, часть исламистского подполья Дагестана состоит не только из сыновей местных высокопоставленных чиновников, но и из самих высокопоставленных чиновников. А в группировки крымских ваххабитов плотно интегрирована местная «золотая молодежь». 

Журналисты, тиражирующие душещипательные материалы о трагической истории «образованной, порядочной и неприкаянной» студентки Вари Карауловой, банально не понимают, что высокий социальный статус и материальное благополучие не является защитой от пагубного влияния радикального ислама. Жертвами ваххабизма становится «сырой человеческий материал», то есть любой не до конца сформировавшийся индивид. Принадлежность к какой-либо социальной группе не гарантирует обретение психической устойчивости. Такие люди, как правило, замкнуты на своей системе внутренних переживаний и побуждений. Именно необходимость заполнения душевного вакуума и удовлетворения своих потребностей в новых ощущениях толкает этих людей к двухлетнему туристическому вояжу по Африке или фанатичному увлечению индийской философий и религией. Увлечение ваххабизмом с последующей поездкой на джихад в Ирак или Сирию явление того же порядка.

Однако жертвенное служение определенной высшей идее (включая джихад) для таких людей абсолютно дико – у них принципиально другая ценностная ориентация. И увлечение радикальным исламом имеет корни не в стремлении к «помощи единоверцам», а в очередной попытке найти себя, ощутить свое место в обществе и наделить свою жизнь смыслом. Необходимость уничтожения «вероотступников» всего лишь следствие этих поисков.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что на джихад в Ирак и Сирию отправляются не только апологеты и последователи ислама ваххабитского толка. В рядах «Исламского государства» можно обнаружить евреев, католиков, воинствующих атеистов, шиитов и т.д. И это не исключительные случаи – это регулярная практика, что позволяет говорить о высокой привлекательности не столько религиозных постулатов, сколько самой социокультурной концепции данной структуры.  

Таким образом, основная масса уезжающих из России (и Европы в том числе) на джихад в Ирак и Сирию - это не отмороженные религиозные фанатики, а обычные романтики, идеалисты, изгои, неудачники и остальные, нереализовавшиеся или разочарованные в жизни люди. Всю эту палитру психотипов объединяет одно – мечта о строительстве справедливого общества. То есть любой условный хипстер, ощутивший порочность этого мира и преступность этого режима, сегодня может опрокидывать очередную рюмку за барной стойкой известного заведения на Болотной набережной, а завтра может пересекать турецко-сирийскую границу с целью примкнуть к тем, кто «новый мир построит». К необходимости вступления в ряды «Исламского государства» такого «народовольца» подведет любой профессиональный вербовщик. Повторимся: такие случаи встречаются повсеместно, только российские СМИ по неизвестным причинам не находят в этом должного информационного повода.

Стойкий, образованный и жизнелюбивый гражданин вряд ли сможет понять, насколько податлив человеческий материал, если с ним работают профессионалы. А если от этого материала отдает хронической депрессией, социальной апатией, слепой верой в утопическую справедливость и маниакальным желанием продемонстрировать миру свою индивидуальность, то из материала можно лепить все, что угодно душе мастера. К сожалению, вербовщики «Исламского государства» являются непревзойденными профессионалами привлечения таких людей в свои ряды. Этой теме будет посвящен следующий материал.

Элемент социальной справедливости для ваххабитов является краеугольным камнем их пропаганды. Опустив сам факт того, что декларируемая экстремистами от ислама справедливость имеет характерные оттенки средневекового варварства, отметим, что многие клюют именно на лозунги в духе «исламского социализма 2.0», о чем мы говорили выше.  

То есть, на фоне непрекращающихся разговоров о режиме, гниющем изнутри от коррупции, воровства и убогой демагогии (что характерно и для России, и для Европы, и для США), «Исламское государство», со своей весьма нетрадиционной концепцией «справедливого общества» выглядит весьма привлекательно. Что интересно, политическое руководство ИГ совершенно не скрывает своей животной сути, вполне осознанно демонстрируя всему миру чинимые руками ваххабитов зверства. Подобная прямолинейность находит живой отклик не только в среде правозащитников, но и среди поклонников радикальных течений в исламе.

Фото: Показательные казни "Исламского государства"

Джихад по расчету.

Несмотря на то, что подавляющую часть российских ваххабитов в «Исламское государство» приводит стремление к строительству справедливого общества и праведного государства, многие отправляются в Халифат исходя из своих частных и сугубо практичных интересов.

В заявлениях официальной пресс-службы «Исламского государства» неоднократно встречались приглашения, адресованные образованным и талантливым профессионалам разных категорий. Строительство Халифата требует постоянного вливания «мозгов» и «опытных рук», в частности наиболее востребованы врачи, инженеры, нефтяники, финансисты и управленцы. Из ряда источников известно, что зарплаты «топ-менеджеров» «Исламского государства» находятся в районе 40-60 тыс. долларов в месяц. Наибольшим спросом пользуются европейские добровольцы, в особенности с дипломами и сертификатами западных образовательных учреждений.  

Халифат имеет высокую привлекательность в среде российских боевиков «Имарата Кавказ». С ценностями «Исламского государства» также солидаризовались и обычные бандиты из южных регионов России. Обе стороны прекрасно понимают, что их времена уже давно прошли, но вот мечта о возрождении былой славы сохранилась как в масле. Однако, на сегодняшний день российские «лесные братья» вынуждены прозябать в нищете, что обусловлено весьма эффективной работой силовиков и сокращением финансирования их деятельности из-за рубежа.

Фото: Бытовые зарисовки из повседневной жизни "имаратышей"

Боевики «Имарата Кавказ», получившие от силовиков за условия своего быта прозвище «бомжахеды», прекрасно понимают, что организация расползается по швам как половая тряпка из коммунальной квартиры, а притока добровольцев ожидать не приходится – идея банального гоп-стопа под соусом религиозных лозунгов находит все меньше сторонников. На этом фоне не вызывает удивления их симпатия к «Исламскому государству», которое обладает колоссальными финансовыми ресурсами, захватывает целые города и районы, обращает в бегство армейские подразделения Ирака и не первый год теснит правительственные войска Асада.  Светлая мечта о «третьей чеченской» рассыпалась, а взамен ей пришло понимание того, что на Кавказе как в Ираке и Сирии не будет. Таким образом, подавляющая часть боевиков пополнила ряды «Исламского государства», что существенно снизило террористическую и криминогенную нагрузку в регионе.  

Еще одной, не самой малочисленной группой россиян, отправляющихся в Ирак и Сирию на джихад, являются обычные уголовники, уже имеющие «ходки» по сугубо криминальным статьям. Мотивация у этих людей разная. Так, маниакальные садисты, маньяки и насильники, испытывающие определенный страх перед отечественной Фемидой, уезжают ради ощущения безнаказанности за свои действия. То есть выйти в московский парк и повторить «подвиг Александра Пичушкина» будущий джихадист не может, а вот в Ираке и Сирии у него будет возможность не только безнаказанно резать людей, но и делать это на камеру. Что, несомненно, многих привлекает.

Определенной привлекательностью «Исламское государство» пользуется и в кругах насильников. Известно, что рабство в Халифате узаконено, соответственно приобрести себе на соответствующем рынке несовершеннолетнюю христианку или юного курда труда не составляет. Самый ходовой товар на таких аукционах – маленькие девочки. Таким образом, рядовой российский педофил, сильно ограниченный на родине, получает реальную возможность совершенно безнаказанно удовлетворять свои сексуальные потребности в Халифате. Отдельно отметим, что «Исламское государство» недавно выпустило официальную инструкцию – «Вопросы и ответы по пленным и рабыням», где отдельным пунктом обозначено разрешение на вступление в половую связь с несовершеннолетними.

Но наибольший интерес вызывает связка отечественного криминального мира с российскими ваххабитами. Еще в начале 2000-х, когда в местах не столь отдаленных оказались первые партии чеченских боевиков, стало понятно, что сращивание религиозного экстремизма с криминальным сообществом неизбежно. Так, «воровской закон» имеет очень много параллелей с ваххабитскими догмами: формирование бандитского «общака» мало чем отличается от сборов «закята» в пользу «братьев», убийство «мусора», ровно, как и убийство «кяфира» с точки зрения общей морали легально, «законы ментовские» и «законы кяфирские» исполнению не подлежат и т.д.  В итоге получается, что многие члены ОПГ выходят на волю убежденными исламистами. Так же, как и участие ваххабитов в некоторых региональных бандитских группировках стало повседневностью. Как и участие «ваххабитов-бандитов» в боях за идеалы «Исламского государства».  

Таким образом, любые попытки свести мотивацию российских добровольцев в рядах «Исламского государства» к религиозному знаменателю выглядят несколько некорректно, так как мы наблюдаем весьма объемный перечень причин, толкающих россиян к вступлению в ряды «джихадисткого интернационала под черным стягом». Новоявленный халифат по своему социальному, религиозному и этническому составу являет собой полную солянку, даже если речь идет исключительно о российских добровольцах. В рядах ИГ можно встретить московских студентов, петербургских нацистов, популярных актеров и прочая, прочая, прочая.

«Исламское государство», как и любая другая террористическая организация, по своей сути является успешным бизнес проектом, скрывающим свою деятельность за религиозными лозунгами. Нет сомнений, что верхние ступени иерархической лестницы потребностей руководства халифата занимают власть и деньги, а не догмы ислама ваххабитского толка. И единственное, что отличает «Исламское государство» от большинства остальных террористических структур – это наличие подконтрольных территорий, где вполне успешно функционируют государственные институты. Но аналогичные зоны, где кроме законов шариата функционируют только законы природы, имеются и в Пакистане, где государственный надзор отсутствует полностью, то есть единственное, чем исламисты руководствуются в этих местах – вера. Однако особой популярностью пакистанская "Зона Племен" не обладает, хотя многие страдальцы по «жизни при шариате» эмигрировали туда. Что позволяет говорить о том, что ряды «Исламского государства» ширятся не только за счет религиозных фанатиков с российским паспортом.

Если предпринять попытку объединить все существующие мотивации российских добровольцев в единое целое, то есть привести к какому-либо корректному знаменателю, то выйдет, что «Исламское государство» привлекает людей не радикальной религиозной апологетикой, а своей многогранной социокультурной концепцией. Многие видят в халифате оплот социальной справедливости в этом мире (о чем мечтали первые большевики). Другие живут мечтой о строительстве религиозного монолита, очищенного от «язычества» (о чем мечтали павликиане). Часть отправляется с приземистой целью грабить и убивать (чем руководствовались участники большинства средневековых орденов). Многих прельщает концепция противостояния Антисистемы и Системы (что привлекало участников итальянских «Красных бригад»). И список этот весьма объемен, что означает максимально широкий выбор для любого желающего пополнить ряды «Исламского государства».

Так же необходимо понимать, что подавляющая часть добровольцев уезжает на джихад в Ирак и Сирию с желанием остаться там жить. Возвращаются только обманутые и разочаровавшиеся.

Продолжение следует... 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров