аналитика
25 Июля 2015, 16:44


Ваххабизм в России: как "Исламское государство" вербует россиян

2 065 58
Ваххабизм в России: как "Исламское государство" вербует россиян Фото: politrussia.com

На сегодняшний день достоверно известно, что на джихад в Ирак и Сирию отправились около 1700 наших соотечественников. По подсчетам ряда авторитетных и уважаемых специалистов, цифра, озвученная директором ФСБ, несколько не соответствует действительности, и в рядах «Исламского государства» находится порядка 4-5 тысяч исламистов с российским гражданством. В любом случае, есть небезосновательная надежда на то, что количество вступивших в ряды джихадистов и количество убывших естественным образом рано или поздно придет к общему знаменателю.

Но проблема заключается не в количестве отправившихся на джихад в Ирак и Сирию, так как обе страны на сегодняшний день являются естественными санитарами мирового мусульманского сообщества. Реальной, а не растиражированной отечественными СМИ проблемой необходимо считать поразительную активность ваххабитов в России. На примере уехавших на джихад мы можем дать оценку той почве, которая плодит и множит радикальный ислам внутри страны.

Некогда маргинальное течение в исламе на сегодняшний день стало доминировать не только в ряде арабских стран, но и на постсоветском пространстве. Так, на сегодняшний день только в России проживают порядка 100 тысяч убежденных ваххабитов, готовых не только участвовать в теологических дискуссиях, но и переубеждать вполне образованных представителей ислама традиционного. И эти люди разительно отличаются от тех же «белоленточников»: они готовы выслушать, готовы применять мягкую силу убеждения, готовы ради привлечения хотя бы одного мусульманина в свои ряды «вести» его столько времени, сколько для этого потребуется. Порою на это уходят годы.

Российские ваххабиты — это глобальная сетевая структура, мыслящая в рамках стратегических императивов. Адепты «чистого ислама» уже на протяжении второго десятилетия ведут планомерную и методичную работу по подрыву национальной безопасности России, и вред, нанесенный стране этой деятельностью, куда более существенен и осязаем, нежели последствия от марша миллиардов или оппозиционного междусобойчика в Екатеринбурге .

Халифат зовет

На сегодняшний день «Исламское государство» является наиболее успешным и раскрученным проектом в области масс-медиа. Известные заявления Барака Обамы и ряда европейских политиков лишь укрепили Халифат в статусе главного ньюсмейкера современного мира.

Благодаря своеобразной информационной политике российских СМИ, даже рядовой мусульманин, абсолютно индифферентный к ближневосточной политике и террористическим организациям, успел сделать вывод, что «Исламское государство» это не просто сиюминутное явление. Это то, что пришло и уходить не собирается.

Фото: Абу Бакр аль-Багдади ведет проповедь в мечети Мосула

У него действительно харизматичный лидер, который не прячется в пакистанских ущельях, а выступает перед своей паствой в мечетях. Халифат обладает колоссальными финансовыми и военными ресурсами, он не первый год теснит одну из лучших армий на Ближнем Востоке, он обращает в бегство прекрасно вооруженную армию Ирака, он расширяет свое влияние, захватывая все новые города и провинции, о нем говорят во всем мире. И самое главное: его действительно боятся. Все это и есть сегодняшнее «Исламское государство».

Феноменально привлекательный для религиозных радикалов имидж новоявленного Халифата, обусловленный виртуозной пропагандой и профессионально выстроенной вербовочной сетью, сделал Россию одним из основных поставщиков боевиков для «Исламского государства». Так, русский язык, после арабского и английского, является третьим по популярности в рядах данной группировки. Удивительного в этом мало, так как почва для распространения радикального ислама на территории стран СНГ максимально благоприятна: почти 80 процентов всех мусульманских сайтов в русскоязычном сегменте интернета является ваххабитскими.

В прошлом материале мы попытались обозначить систему мотивационных стимулов и идейных установок тех, кто отправился на джихад в Ирак и Сирию из России. Так как общий перечень содержит в себе порядка 20-30 наиболее подверженных пропаганде ваххабитов социальных групп, единственным связующим их звеном стал общий знаменатель — социокультурная концепция «Исламского государства».

Фото: Возможность обеспечения бесплатного образования для своего ребенка привлекает многих


«Многие видят в халифате оплот социальной справедливости в этом мире (о чем мечтали первые большевики). Другие живут мечтой о строительстве религиозного монолита, очищенного от «язычества» (о чем мечтали павликиане). Часть отправляется с приземленной целью грабить и убивать (чем руководствовались участники большинства средневековых орденов). Многих прельщает концепция противостояния Антисистемы и Системы (что привлекало участников итальянских «Красных бригад»). И список этот весьма объемен, что означает максимально широкий выбор для любого желающего пополнить ряды «Исламского государства».

Тут необходимо отметить, что подавляющая часть российского ваххабитского сообщества открыто симпатизирует «Исламскому государству». Находятся сторонники и в среде представителей ислама традиционного. Встречаются они и среди отечественных христиан и атеистов. В прошлом материале мы выдвинули тезис, согласно которому религиозная оболочка новоявленного Халифата — шелуха, а его подлинная концептуальная суть лежит в плоскости глобального идейно-политического проекта. Так же, как и само существование украинских добровольческих батальонов объясняется отнюдь не гражданской сознательностью и любовью к своей стране.

Идейные вдохновители «Исламского государства» вышли за существовавшие ранее пределы религиозного фундаментализма, задав своим последователям такую планку, которую в ближайшее десятилетие, очевидно, никто не возьмет. Если в предыдущие годы подавляющая часть исламских террористических организаций существовала в рамках богословской демагогии и политического популизма, то новоявленный Халифат жжет сердца людей не только звонким глаголом, но и каленым железом.

Фото: Карта Халифата

В списке врагов «Исламского государства» числятся не только представители иракского и сирийского правительства — в нем нашлось место для всей династии аль-Саудов, для Рамзана Ахматовича, для испанского короля, для иорданских наследников хашимитов и т.д. Говоря простым языком, Абу аль-Багдади призывает всех мусульман мира к воссозданию Халифата, то есть к возрождению великого единого исламского государства в его исторических границах, включая Испанию, Магриб, Поволжье, Среднюю и Южную Азию.

Но политическая концепция строительства нового Халифата не в состоянии стать магнитом для мусульман всего мира, так же, как и светлая большевистская мечта о мировой социалистической революции совершенно не интересовала пролетариев и крестьян. В связи с чем руководство «Исламского государства» предлагает своим сторонникам предельно простую идеологию, в основе которой лежит идея о справедливом мире.

Многим известно, что представители оппозиции весьма успешно играют на поле народного недовольства социальной несправедливостью, демонстрируя своей пастве ведомости о годовых доходах Якунина и Сечина. И народ негодует, потому что народ не понимает, почему одни зарабатывают на яхты и самолеты, а другие третий год выплачивают кредит за Renault Sandero. Руководство «Исламского государства» использует аналогичный инструментарий, только объектом праведного гнева выступают шейхи Залива, к примеру. Если пропаганда ведется в России, то беспощадной обструкции подвергаются региональные чиновники, представители правопорядка и духовные лидеры. Главное — акцент на социальной справедливости.

Фото: Ваххабитские сантименты
«Очевидное преимущество радикального ислама перед государственной идеологией и исламом традиционным заключается в том, что апологеты первого способны каждому страдальцу по «справедливости, которую мы потеряли» предложить определенный инструментарий для строительства справедливого общества. В частности, на штыках нести в массы свою правду. В своей пропаганде современные ваххабиты апеллируют к недовольству масс, напоминая им о существовании в далеком прошлом «золотого века», когда трава была зеленее, а небо голубее. А для возвращения тех счастливых времен достаточно уничтожить тех, кто этому препятствует — так называемых «врагов ислама». И многие, очень многие клюют на это. Именно убийственная простота ваххабитских идеологем привлекает на их сторону такое количество сторонников».

На пути к «чистому исламу»

Как уже говорилось выше, если раньше экстремистские организации в России выступали фрагментарно и раздроблено, то сейчас пропаганда и агитация ведется спланировано и профессионально. Ваххабиты многому научились у современных маркетологов и в своей деятельности используют известные каждому рекламщику принципы и механизмы.

Основная работа ведется по дискредитации окружающего молодых людей мира, сначала культивируется порочность этого мира, а потом предлагаются пути выхода из этого: братство, социальная справедливость якобы имеющаяся в модели, предлагаемой «Исламским государством»,отмечает известный религиовед и политолог Алексей Гришин.

В прошлом материале мы отмечали, что в России наличествует весьма плодородная почва для вербовки исламистов по классическим схемам, одну из которых обозначил Алексей Гришин:

«Базовой и наиболее острой проблемой любого общества, развивающегося в рамках либеральной мировоззренческой парадигмы, является повисший в воздухе запрос на справедливость. В условиях вакуума законности и определенной слабости центральной власти в регионах, где господствует клановая система управления, общество автоматически выдвигает второй запрос – запрос на структуру, которая сможет встать на защиту его интересов. В итоге, довлеющее над молодежью ощущение тотальной несправедливости, ограниченности в возможностях для самореализации и потребность в интенсивной солидарности создает гремучую смесь разочарования и отчаяния».
Алексей Гришин

В основе вербовочной деятельности лежат два принципа поведения человека: стремление выйти из дискомфортной зоны и желание удовлетворить максимум своих потребностей при минимальном приложении сил. К примеру, рядовой российский мусульманин, отчисленный из учебного заведения и лишившийся работы, находится в зоне повышенного дискомфорта. В большинстве случаев после таких неудач человек впадает в апатию, то есть отказывается от ряда активных и жестких мер по выходу из состояния депрессии. Наиболее вероятно, что пострадавший будет заниматься самобичеванием (или наоборот — самооправданием), и вся его активность будет сведена к ожиданию «чуда». То есть, в данном случае мы имеем вышеописанную формулу: стремление выйти из зоны дискомфорта и надежда на достижение наиболее успешных результатов при минимальном приложении своих сил.

Данная группа людей является наиболее питательной базой для вербовщиков «Исламского государства». Схема обработки человека вполне тривиальна. На первом этапе вычисляются люди, переживающие серьезный жизненный кризис. Происходит это через общих знакомых, на совместных встречах по интересам (в группе по изучению арабского языка, в халяльном кафе, в секции по единоборствам, к примеру) или после молитвы в мечети. Ваххабиты-вербовщики тонкие психологи, и зацепить рядового обывателя на разговор для них труда не составляет.

На втором этапе в работу включается так называемый «мотиватор» (это может быть все тот же вербовщик). Главная задача «мотиватора» — раскрутить депрессию у вербуемого, продавливать его морально, создать ощущение жесточайшего кризиса в жизни. На данном этапе вербовщик занимается дискредитацией окружающего мира и расстановкой негативных «якорей», то есть обозначает причины жизненных неудач своего ведомого. В роли данных «якорей» могут выступать даже представители традиционного ислама, чьи духовные лидеры не желают идти в народ, то есть напрямую общаться со своей паствой. Жестокой обструкции подвергается само общество, погрязшее в пороке и забывшее о заветах предков.

На следующем этапе «обрабатываемый» погружается в мир радикального ислама, где ему предлагаются простые ответы на сложные вопросы. Тут необходимо отметить, что данное «погружение» разительно отличается от образов, навязанных обывателю посредством американских блокбастеров. То есть никаких призывов к уничтожению неверных, никаких лабораторий в подвалах, никаких грез о теракте в городских условиях в реальной жизни не существует. Человек входит в мир радикального ислама планомерно и размеренно, через проповеди в «других» мечетях, богословские тексты «правильных» авторов, пропагандистские ролики. Зачастую человек обрабатывается не один год.

Так же отметим, что редкий ваххабит прямо признает, что он ваххабит. То есть рядовой мусульманин, с детства воспитываемый на принципах ислама традиционного, вполне возможно, до последнего момента не будет знать, в какое общество он попал. Как правило, к моменту осознания «обрабатываемый» уже превращается в идейного сторонника «чистого ислама».

Одним из самых эффективных ваххабитских инструментов «идейного окучивания» представителей традиционного ислама является дискредитация российской государственности, проходящая под лозунгом «Русские нас обижают». Как правило, объектом ваххабитских идеологических атак становится отечественная история, в частности, такие известные события, как русско-казанские войны, первая кавказская война, депортация народов, конфликты постсоветского периода. К чему может привести тенденциозное освещение истории, мы все прекрасно знаем — большой привет Украине. И нет ничего удивительного в том, что некоторые российские мусульмане видят в террористах-смертниках и боевиках «Имарата Кавказ» своих «братьев», так как этим людям не один год доходчиво объясняли, что русские по своей природе варвары, а Басаев с Дудаевым — воины света и добра.

Фото: Подобные картинки весьма популярны в ваххабитском сегменте интернета

Подпольная сеть во «ВКонтакте»

Выше уже упоминалось, что «Исламское государство» являет собой наиболее успешный и популярный проект в области масс-медиа. Руководители информационной политики и рядовые пропагандисты Халифата творят на уровне своих западных коллег показательные казни с голливудскими спецэффектами, весьма увлекательные фильмы и филигранная работа в социальных сетях в состоянии увлечь даже совершенно далекого от радикального ислама обывателя.

Фото: Голливудские казни "Исламского государства"

В отличие от своих коллег по «зеленому интернационалу», «Исламское государство» изначально вкладывало колоссальные ресурсы в грамотную рекламу своего проекта, чем отчасти и обусловлен его феноменальный успех. На сегодняшний день Халифат выпускает свою сувенирную продукцию, издает кулинарные книги для «полевых жен», а также создает приложения для смартфонов и компьютерные игры соответствующей тематики. То есть, «Исламское государство» разговаривает на понятном языке не только с дремучими ваххабитами Пакистана, но и с вполне современными радикалами той же Франции.

Фото: В Халифате знают, что котики всегда будут в тренде

Наиболее успешным с точки зрения широкой пропаганды проектом стало появление в интернете тысяч аккаунтов боевиков «Исламского государства». Наибольшим спросом пользовались мини-блоги джихадистов в «Instagram» и «Twitter», где в прямом эфире шли трансляции боевых действий и столь же оперативно появлялись снимки их жертв. Но в августе прошлого года руководство наиболее популярных социальных сетей приняло решение о блокировке аккаунтов боевиков, в связи с чем «Исламскому государству» пришлось искать альтернативу. Наиболее «демократичной и свободной» сетью оказался «ВКонтакте».

Заранее отметим, что Генпрокуратура, Роскомнадзор и руководство «ВКонтакте» лишь недавно начали проявлять требуемую от них активность в деле блокировки аккаунтов боевиков и групп соответствующей тематики. Почти полное бездействие вышеупомянутых структур привело к тому, что на сайте весьма активно функционировали официальные группы провинций «Исламского государства», а также абсолютно непринужденно вели свою работу главные пропагандистские структуры Халифата — «Al-Itisam» и «Al-Hayat». Крупнейшее интернет-сообщество исламистов («ShamToday») на момент блокировки насчитывало порядка 20 тысяч участников. Отдельно отметим, что работа всех перечисленных групп напрямую курировалась министерством коммуникаций «Исламского государства».

Несмотря на определенную оперативность руководства «ВКонтакте», количество групп и сообществ, открыто симпатизирующих «Исламскому государству», не сокращается. Так, министр печати и информации Дагестана Азнаур Аджиев заявляет, что в прошлом году в его регионе было выявлено около 13 тысяч пропагандистских материалов в сети, а в этом их количество уже перевалило за 50 тысяч. В целом, сетевая борьба с джихадистами напоминает попытки уничтожить грибницу за счет срезания растущих из нее грибов.

История 22-летного уроженца Грозного Саида Мажаева может являться примером грамотной пропаганды в социальных сетях. Для Саида путь в джихадисты начался с видеороликов. Такими, по словам молодого человека, закидывают всех ребят из кавказских республик.

«Они приходят тебе по Viber, Whatsapp, в социальных сетях. У всех один сюжет — как там, в Сирии, убивают женщин, детей. Во всех роликах один и тот же посыл: «Где же вы, настоящие мусульмане, вы должны заступиться за единоверцев…» Я сначала не обращал внимания на эти призывы, потом стал задумываться, вступил в тематическую группу, начал списываться с ребятами, которые там находились. Примерно через полгода я подумал: если бы с моей семьей, в моем городе такое случилось, может, кто-то бы пришел на помощь и мне. Так почему же я здесь сижу и бездействую? Поддавшись этим настроениям, я решил уехать. Как такового конкретного вербовщика в моем случае не было. Первое время я просто списывался, как я считал, с такими же, как я, ребятами, которые мне объясняли, что долг каждого правоверного мусульманина — приехать в Сирию. В итоге я им поверил. Я считал, что еду туда защитить тех самых беззащитных женщин, стариков, над которыми измываются подконтрольные Асаду войска. Я настолько был ослеплен этой идеей, что даже не подумал поискать в Интернете другую точку зрения, выяснить, что на самом деле там происходит».
Саид Мажаев


Фото: Иллюстрация к истории Саида Мажаева

Таким образом, исламистские группы во «ВКонтакте» не являются инструментом активной вербовки. Основная функция подобных сетевых проектов заключается в информационной обработке неравнодушных к «Исламскому государству». Для этого используется весьма богатый инструментарий, включающий в себя все прелести современного мира — начиная с примитивных подложек, заканчивая виртуозными фальсификациями. Уже на следующем этапе в работу включатся вербовщики, которых Саид «не заметил».

Продолжение следует...

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров