• Вход
  • Регистрация
аналитика
17 Марта 2015, 21:06


Стратегия непрямых действий – как она может помочь России в нынешней внешнеполитической ситуации?

13 975 39

Интересно, доводилось ли читателям в хулиганском детстве играть в такую азартную игру, как бура. Если доводилось, то они должны знать, такую ее особенность. У тебя могут быть прекрасные карты. Ты можешь быть искуснейшим игроком. Но оппонент может тебя «забить деньгой», повышать ставки до тех пор, пока у тебя не кончится наличность в кармане, и забрать весь банк… Примерно такой образ непоименованной азартной игры возникает теперь и в статьях аналитиков, и ведущихся с глазу на глаз доверительных разговорах. Очень многие считают, что Россия в нынешних условиях вялотекущего конфликта со странами Запада обречена на поражение.

Обречена, примерно по таким же причинам, по каким ничего не светит игроку в буру, севшему за стол с тощим карманом. А ВВП нашей страны действительно, значительно меньше совокупного ВВП США и его сателлитов. (Аргументы о том, что значительная часть американских доходов возникают в финансовом секторе и чисто спекулятивны сейчас рассматривать не будем, сочтем что доллар есть доллар…) Именно эта логика (пока толстый сохнет, тощий сдохнет) лежит в основе политики санкций, осуществляемых президентом-демократом Обамой и его европейскими союзниками, прежде всего Кэмероном и Меркель.

И, казалось бы, противопоставить такой логике совершенно нечего… А так ли это? Давайте вспомним слова великого византийского (мы, увы, слишком редко обращаемся к опыту этой цивилизации, передавшей нам наследие античности) полководца Велизария – «Наиболее полная и удачная победа заключается в том, чтобы заставить противника отказаться от своей цели без ущерба для себя». Так нет ли путей повлиять на политику стран Запада таким образом, чтобы они отказались от их целей в Восточной Европе?

Похоже, что такой путь у России есть. И его изрядно опасаются наиболее компетентные и опытные американские аналитики. Те, что были воспитаны на одном из классических текстов военной науки Запада, книге The Strategy of Indirect Approach, написанной сэром Бэзилом Лиддел Гартом (1895-1970). Сын методистского священника, попавший на фронт Первой мировой после частной школы и Кембриджа, он был живым свидетелем того позиционного тупика, в котором на Западном фронте оказались армии Антанты и Центральных держав. И если израненный на той войне Эрих Мария Ремарк стал писателем-антимилитаристом, то отравленный газами и отправленный в отставку в скромном чине капитана Лиддел Гарт оказался ярчайшим военным мыслителем и писателем.

Его OpusMagnum, «Стратегия непрямых действий», была переведена в СССР в 1957 году, с издания 1954 года. Авторское предисловие к изданию 1954 года очаровательно, ибо пропитано духом высочайшего гуманизма и человеколюбия, правда, в несколько особом виде, кулинарно-каннибалистическом виде – «…уничтожение городов водородными бомбами привело бы к уничтожению нашего потенциального союзника – «пятой колонны».» Но, тем не менее, «Стратегия непрямых действий» была и остается одним из важнейших текстов западной военной мысли, который стоит прочитать каждому, кто склонен размышлять над вопросами войны и мира.

Совсем кратко суть работы Лиддел Гарта может быть сведена к двум положениям. Первому – «В стратегии длинный обходной путь часто оказывается самым коротким; прямое наступление истощает нападающего и уплотняет оборону защитника, тогда как непрямой подход ослабляет защищающегося, выводя его из равновесия». И второму – «Глубочайшая правда войны состоит в том, что исход битвы решается в умах военачальников, а не в телах их воинов». Вокруг них и построена «Стратегия непрямых действий», рассматривающая войны за два с половиной тысячелетия, от Персидских до Мировых.

И вот видный американский аналитик по оборонным вопросам Гарри Дж. Кэзианс (Harry J. Kazianis) подходит к вопросам возможных поставок американского оружия на Украину именно в свете учения капитана Лиддел Гарта. (Russia Could Make China King of the South China Sea)  И, пытаясь представить себе, какие меры российское руководство может осуществить в ответ, он приходит к ужасающим его выводам… Причем меры эти носят сугубо асимметричный, чисто «непрямой» характер, и связаны с угрозой американским интересам в регионе, очень далеком от Донбасса!

Регион этот – Южно-Китайское море, то, что американские геополитики бойко зовут “Asia’s Cauldron”, «котел Азии»… И Россия, по мнению Кэзианса, может заварить в этом котле очень крутую похлебку. Инструментом этого могут быть поставки Китаю современного российского оружия. Причем оружия такого, которое способно сделать Китай хозяином этого региона со сравнительно небольшими затратами – вот первое применение стратегии непрямых действий в региональном масштабе.

Ну, вот в этой статье описано, как китайцы пытаются проводить свою стратегию непрямых действий (Китай предложил России раздел сфер влияния с помощью авианосцев), надеясь на то, что авианосное противостояние России и США в Северном Ледовитом океане отвлечет влияние янки от Южных морей, где лежат экономические интересы Поднебесной. Россия строит и содержит корабли, но интересы от этого извлекают в ином месте… Но есть и другой вариант действий – продажа оружия Китаю.

Например, современных самолетов Су-35, способных резко повысить боевые возможности ВВС НОАК по сравнению с ныне имеющимися на вооружении Су-27 и J-11. Крылатых ракет большой дальности и высокой точности. Подводных лодок. Средств противолодочной обороны… Всего того, где технологии Российской Федерации резко превосходят то, чем располагает Китай. Казалось бы, по сравнению с авианосными армадами США это пустяк… Но такая перспектива внушает ужас американскому аналитику. Речь ведь не идет о сражении в стиле  Мидуэя. Нет, оружие такого рода КНР сможет использовать в стиле «непрямых действий».

Опираясь на сеть береговых и островных баз в Южно-Китайском море, КНР сможет осуществлять то, что американские военные называют anti-access/area denial (A2/AD), действиями, направленными на изоляцию района боевых действий. Противокорабельные ракеты с наземных пусковых, самолеты с береговых аэродромов смогут представлять смертельную угрозу флотам, стоя куда дешевле корабельного оружия. (Подробнее о такой тактике можно прочитать здесь – Anti-Access/Area Denial: The Evolution of Modern Warfare). То есть – более дешевые и более слабые вооруженные силы смогут решить задачу контроля части акватории мирового океана. Причем части акватории крайне экономически важной – где проходят важнейшие торговые пути, где лежат запасы ценного сырья.

Примером таких действий было применение морских мин в Корейскую войну, эсминец USS Brush (DD-745) ухитрился подорваться на них еще до высадки американских войск в Корее. Три тысячи мин, поставленных у корейских берегов, заставляли корабли США держаться помористее, что резко снижало эффективность артогня. Страх перед морскими минами заставил флот США отказаться от высадки десанта в Вонсане, что дало время армии КНДР эвакуировать находящуюся под угрозой группировку. Такова эффективность правильно организованных anti-access/area denial действий – тогда морские мины практически спасли Северную Корею. Ну а сейчас резкое усиление геополитического соперника Соединенных Штатов в крайне важном для глобальной экономики регионе может создать для янки проблемы, куда большие тех выгод, которые даст им продолжение нынешней политики на Украине.

Кроме того, раз мы вспомнили о Корейской войне, мы обратим внимание на малоизвестные широкой общественности факты. Дело в том, что СССР вооружал китайских добровольцев, сражавшихся на стороне КНДР, на вполне рыночных основах. Недавно созданная Китайская Народная Республика унаследовала от старого Китая мощную промышленность товаров народного потребления. А СССР после Великой Отечественной имел высокоразвитую оборонку. И вот за советские автоматы и пулеметы, минометы и пушки, танки и истребители Мао платил доброкачественными потребительскими товарами, помогая насыщать товарный рынок СССР.

Старшие читатели – как и автор этих строк – в начале шестидесятых наверняка застали эти товары. Потом этот интересный опыт был, к сожалению, забыт – парадоксально, но на русском прочитать о нем можно в книге американского автора Уильяма Стьюка «Корейская война», М., 2002. Парадоксально, но не случайно – янки всегда уделяли особое внимание экономической подкладке войн. Так что возможность увеличения объемов продажи оружия КНР для России влечет двоякую выгоду. И экспорт высокотехнологических товаров, улучшающий платежный баланс, и сильный ход в рамке стратегии непрямых действий.

Ход, способный американских политиков задуматься над последствиями своих действий и перейти к переговорам и поискам взаимовыгодных компромиссов, к чему, собственно, и призывает их Гарри Дж. Кэзианс. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
Алекс По
Статья про умирающий "Дождь". Врага нужно знать в лицо:
http://daily.rbc.ru/interview/technology_and_media/17/03/2015/54ff15449a794730eccd2e81
"— И сколько у вас подписчиков?
— Прямых — примерно 61 тыс."
Более, чем красноречивая сухая статистика. 61 тыс дебилов на страну в 145 млн - 0.04% от населения Великой России. Вот это и есть весь виртуальный протестный потенциал нашей страны...
"— В середине февраля вы опубликовали финансовые результаты «Слона» за 2014 год: при выручке в 72,7 млн руб. EBITDA оказалась равной минус 30,4 млн руб. Но ведь еще недавно вы говорили, что «Слон» из всех ваших изданий ближе всех к безубыточности."Убытки Слона - более 30 млн руб. Ещё одна весьма показательные цифры. Нынче русофобия продаётся ОЧЕНЬ плохо ;-)...
1
Михаил Ваннах
Так даже оппозиция, что похитрее, уже верещит - Don’t send weapons to Ukraine (http://www.washingtonpost.com/world/europe/dont-send-weapons-to-ukraine-top-russian-kremlin-critic-says/2015/03/17/9c3ca224-cbea-11e4-8730-4f473416e759_story.html)
О себе, любимой, радеет.
Мол, many Kremlin critics risk even more pressure over Western ties if their compatriots start getting killed by U.S. weaponry. ("Давление", правда, немного не то слово - народ в этом случае на ментов наплюет и оппозицию будет развешивать за тестикулы...)
0
Аноним
Аноним
Россия, Челябинск
Действительно, очень хорошая и ИМХО правдивая статья.
0
Аноним
Аноним
Россия, Казань
Предлагаю более действенные меры против американской экспансии. Совместно со странами группы БРИКС разработать проект сокращения торговли с США минимум на 1% каждый из этих стран. Издержки компенсировать импорта замещением между странами БРИКС
0
Аноним
Аноним
Россия, Самара
а китай кому будет свой товар продавать
0
Владимир Палицын
"Самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска; самое худшее - осаждать крепости." Сунь Цзы, VI в. до н. э.
Лиделл, говорите, Гарт? У БРИКС, как видите, и со своей стратегической мыслью неплохо.
0
Михаил Ваннах
Лиддел Гарта не зря Воениздат переводил в 50-е.
0
Сергей Алексеев
"Самое первое, самое главное и самое важное в смысле последствий решение, которое должен принять государственный деятель и командир, это определить тип войны, в которую он погружается; здесь нельзя ошибиться, равно как и нельзя пытаться превратить войну во что-то противное ее природе" - Карл фон Клаузевиц
1
Аноним
Аноним
Россия, Домодедово
Надеюсь это мировое противостояние никогда не кончиться, просто закончиться более острая фаза, и выравниться баланс, ведь когда нет соперничества или некому противостоять ЛЮБОЙ организм начинает процесс саморазрушения, взять хотя бы Запад или Америку за последние 20 лет. Даже Рейган в своё время писал что он очень сожалеет что у него получилось развалить СССР и что Америка сама от этого будет страдать. В своё время был проведён очень интересный эксперимент «Вселенная-25» очень советую к прочтению, в интернете легко найти.
0
Аноним
Аноним
Россия, Северск
Да, "Вселенная-25" очень яркий пример застоя в жизнедеятельности любого государства. Люди так устроены, что им просто НЕЛЬЗЯ создавать идеальные условия для жизни, ровно как и для крыс в эксперименте...
0
Сергей Скорняков
Направление на запад -- это конечно впечатляет. Европу. Но, что бы поразить осьминога отрубать щупальце бесполезно. Только удар в мозг, как и писал Виктор Гюго. Мне представляется действенным провести учения по молниеносной высадке десанта, например, на Чукотку с района Южн. Курил или еще южнее. Там же и по всему периметру Беренгова моря разместить ракетные установки. Тогда задумается не Европа, а заокеанский "хозяин". Наиболее действенным такой десант был бы с участием дружественных стран. Об этом я комментировал ранее более подробно.
0
Аноним
Аноним
Россия, Самара
с такой стратегией в скорняки не берут сначала мездрят
0
Аноним
Аноним
Белоруссия
Россияне, неужели вы думаете, что все вокруг хотят вас съесть?
Глупо.
Торговать они с вами хотят выгодно: для них, и для вас.
Зачем тратить дорогостоящее оружие, если вы и так всё продаёте?
Не будьте параноиками, никому вы не нужны.
С уважением, Locomotions.ru
-3
Alexander Wein
Вы правы. МЫ никому не нужны, а наша территория и ресурсы нужны многим.
1
Alexander Wein
З.Ы. Не зря же Путин шутил про то что чем европа будет топить. За дровами тоже в сибирь надо ехать. Ну и гитлеру было пофигу население. К томуже зачем выгодно торговать если все можно получить почти на халяву (натовские вояки восполнимый ресурс)?
1
Виталий Еронтьев
Всё-таки стратегия непрямых действий - это одна из самых гениальных, вроде бы и не очень затратно, конечно смотря в каких случаях, но действенно.Гениально.Спасибо за статью.
3
Аноним
Аноним
Россия, Подольск
"Призывая Вельзевула изгнать Астарота, помни - с одним из них ты останешься." Вооружая Китай, и, главное - передавая ему технологии производства вооружений, РФ раскармливает врага куда более опасного, чем, как считает её руководство, США. Достаточно того факта, что в отличие от США, в Китае господствует отнюдь не белая раса. Ну а то, что для китайцев мы все (и русские, и американцы) - варвары, это так, вишенка на тортике.
WBR Иннокентий Сидоров.
PS Раз уж пошли в ход люди из Компьютерры - с нетерпением жду, когда этот ресурс начнёт публиковать Снарки.
-3
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
А ви таки расист?
0
Аноним
Аноним
Россия, Подольск
А почему Вы спрашиваете?
WBR Иннокентий Сидоров
-3
Аноним
Аноним
Ирландия
yЯ живу с семьей китайцев и никогда не замечал за ними того, что они меня варваром считают. спокойные добродушные люди. Так что ты выдаешь желаемое за действительное. Ты еще забыл написать, что они Сибирь себе захватя . Да что там,всю Россию. А вообще ниплоха было бы пару примеров того, что сы для них варвары. На счет того, что запад нас таковыми считает слышал о т разных личностей. Вперед,хотя бы цитаты древних китайцев приведи.
0
Алекс По
Понятно. Старый баян либерастов. Китай - ВРАГ куда более опасный, чем ФШП ;-)...
...По крайней мере Китай не будет устраивать нам майданов и окружать нас своими военными базами... Да и вообще - экспансионная политика Китая традиционно представляет собой мягкий путь. Не так как у пиндосов - которые всех несогласных просто перемалывают в кровавый фарш...
Поэтому, Китай - партнёр куда более понятный и ПЕРСПЕКТИВНЫЙ... А пиндосня свой шанс дружить с нами безбожно просрала...
3
Аноним
Аноним
Россия, Симферополь
Как бы сравнивая количество военных интервенций, раздутых конфликтов и "бомбовой демократии", а также тот факт, что США единственные в мире использовали ЯО в боевых действиях, я на 146% уверен, что Китай менее опасен. Ибо страна, которая развивалась самостоятельно и имеет тысячелетнюю историю кажется мне более надёжным партнёром, нежели страна, которой трёхсот лет нету, предки жителей которой уничтожили целые цивилизации, занимались работорговлей и сейчас разжигают военные конфликты на пустом месте по всему миру ради барышей. Всё же у капитализма воистину звериное лицо.
2
Михаил Ваннах
Ну, тут нужна теория коалиционных игр... Примененная на практике.
0
Алексей Сторожев
не вижу смысла играть в буру и Западом.. в мире давно не в стороны..если одни давят и причиняют неудобства можно сотрудничать с другими, которые могут предложить альтернативу. к тому же, Запад, давно не может предложить ничего эксклюзивного, того, что не может предложить Азия. тем более Азия предлагает по меньшей цене, да и условий не ставит при этом.
2
Alexander Wein
Штаты уже сами запутались и не знают че им делать. Следующий более агрессивный президент только ускорит затягивание удавки своими прямыми действиями, ведь надо быстрей быстрей. Действовать, а не думать.
0
Николай Перов
У Путина правильный курс и правильная стратегия.
Медленно,но верно мы двигаемся к своим целям.
3
Андрей Двинин
Хорошая статья!
Но очень сомнительно что Пиндостан в состоянии от чего либо отказаться (планы на Украину). Они же "избраны Богом", как постоянно говорит некто Абамо. Исходя из данного постулата очень тяжело будет сдать назад и отказаться от реализации своих планов в Европе.
1
Алексей Сторожев
откажутся,когда не будет сил и средств, а судя по тому, что сейчас происходит - сил то у них ни так уж и много.
1
Андрей Двинин
"сил то у них ни так уж и много." Это и беспокоит! Монстр который чувствует, что бессилен достичь задуманное, способен натворить дел!
0
Аноним
Аноним
Россия, Симферополь
Как безумец в бреду, у которого в руках автомат.
0
Михаил Ваннах
В США, на Среднем Западе живет много работящего и приверженного традиционным ценностям народа. Который очень не любит внешние авантюры обитателей округа Колумбия. Другое дело, что народ этот не богат...
0
Аноним
Аноним
Россия, Симферополь
Одна нация уже считала что они избранные, тоже думали что весь мир за пояс заткнут и самые крутые. А потом решили напасть на СССР. Конец всем известен. Но кого-то история ничему не учит.
0
m_vb Vb
m_vb Vb Долгожитель200 комментариев
Приятно почитать качественную статью. спасибо!
3
Рамиль  Юсупов
Согласен,мне тоже статья понравилась.
3
Аноним
Аноним
Россия, Красноярск
Статья суперская. Но что-то автор лукавит немного в оценке событий. Красок поменьше бы...
http://www.fotoinizio.com/
0
Rohl
RohlС нами навсегда!2000 комментариев
А зачем вы пишете, что вам тоже понравилась? Лайк поставить к топикстартеру вообще не вариант?
0
Rohl
RohlС нами навсегда!2000 комментариев
А зачем вы пишете, что вам тоже понравилась? Лайк поставить к топикстартеру вообще не вариант?
0
m_vb Vb
m_vb Vb Долгожитель200 комментариев
а зачем вы спрашиваете?
0
Rohl
RohlС нами навсегда!2000 комментариев
Как зачем? Интересно же. Человек делает пост вместо простого нажатия клавиши.
Неужели вам самому не интересно это?
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров