аналитика
23 Ноября 2014, 12:45


Псевдонационализм V: Пугало шовинизма

6 518 17

Стандартным жупелом антинациональных инсинуаций является приравнивание национализма к шовинизму. Вот вполне адекватное определение оного:

«Шовинизм — (фр. chauvinisme, в англ. версии — джингоизм) — наиболее одиозная форма национализма, провозглашение национальной исключительности, противопоставление интересов одного этноса (или суперэтноса) интересам всех других этносов, распространение идей национального превосходства, национальной вражды и ненависти».

Шовинизм — это крайняя, извращенная форма национализма, по сути уже от него «оторванная». Заявлять, что-де национализм неизбежно приводит к шовинизму — это всё равно, что утверждать, что христианство всенепременно приводит к хлыстам и скопцам (добавить сект по вкусу), а любовь к сексу неизбежно доведёт до некрофилии и копрофилии. Т.е. вроде бы формальный категориальный признак остаётся, однако при этом полностью искажается смысл.

Национализм — это любовь к своей нации, а не ненависть к другим.

По сути шовинизм — это вовсе не любовь к своей нации, а лишь стремление вследствие принадлежности к таковой получить некие преимущества за чужой счёт. Обычный неразумный эгоцентризм, который идеологически рационализируется, и который может существовать лишь при условии культивирования фанатизма по отношению к этой идее. При столкновении с действительностью концепция шовинизма вызывает когнитивный диссонанс. Хорошим примером является брошюра «Унтерменш», которую нацистские пропагандисты выпустили перед нападением на СССР — очень быстро её распространение прекратили, так как описанные в ней «недочеловеки» не имели ничего общего с советским народом, с которым вермахт столкнулся живьём, и эффект от наглядного вранья министерства пропаганды был отрицательным.

Нередко можно столкнуться с точкой зрения, что шовинизм может проявляться лишь у доминирующей в некоей стране нации, но это категорически неверно и служит лишь оправданию шовинизма малых народов и т.п. Шовинизм — это не «угнетение малых народов большими», а именно что идея этнического превосходства «вообще». Т.е. не позиция «мы лучше делаем это, а они — то», а «мы лучше ВООБЩЕ и, как следствие, “должны теми управлять”». Национализм как таковой вообще ничего не говорит о том, лучше своя нация других или же хуже — она просто своя. Конечно, националисты хотят развивать нацию во всех смыслах; но отношение к нации не зависит от степени развития. Полная аналогия: мать/отца любят не «за что-то» — но, если есть за что, то чувство сильнее. При этом, обратите внимание, любовь к своим родителям (и предкам вообще) никоим образом не означает ненависти к чужим. Это — полная аналогия национализма.

Шовинизм — это искажённая, примитивная форма осознания национального вопроса, когда вместо взаимовыгодного сотрудничества наций заявляется априорное превосходство своей. Психологически это — атавизм племенного мироощущение, когда зачастую название племени означало «люди», а остальные при этом воспринимались даже не как «другие люди, чужие», а как «вообще не люди, потому что у них мышление не такое, как у нас». В некоторых древних языках даже были специальные слова, означающие чужаков как категорию людей, к которым отношение должно быть принципиально отличным от отношения к своим. Шовинизм соответствует именно такому архаическому противопоставлению «своих» «чужим».

Ещё раз: национализм — это понимание отличий между этническими и культурными группами, шовинизм — противопоставление таковых. Аналогия: мужчины и женщины различаются, но при этом очень хорошо дополняют друг друга во всех смыслах. Противопоставление мужчин и женщин — контрпродуктивно. Согласитесь, что сложно назвать здравой позицию «надо ненавидеть другой пол, надо любить исключительно представителей своего пола»? Шовинизм — это образчик именно такой «логики», и к здоровому национализму отношения не имеет.

Национализм — естественная идеология, основанная на положительных ценностях, соответствующих национальному менталитету; шовинизм — искусственная идеология, основанная на самоидентификации «от противного», что психологически соответствует ощущению неполноцености. Гиперкомпенсация: есть сомнения в собственном уровне, поэтому надо заявить, что «мы лучше всех» постулативно, и в это уверовать.

Обратите внимание: если националист спокойно может признавать недостатки своей нации (при этом можно с ними бороться либо считать маловажными), то шовинист вынужден настаивать на своей исключительности, иначе теряется «опора» — современному человеку уже сложно считать других людей не-людьми a priori, поэтому приходится рационализировать идею, приписывая другим «второсортность».

Как следствие, шовинизм приводит к местечковости, изолированности группы во всех смыслах, что способствует консервации архаического мировосприятия и негативному отношению со стороны других этносов, а также к забавному несоответствию практики теории — так, зацикленные на расовом вопросе нацисты, как только возникли сложности, начали набирать в Waffen SS «расово неполноценных» оптом.

Следует понимать, что возможность перехода от национализма к шовинизму — не некая константа, а зависит от менталитета нации. К шовинизму более склонны этносы, которые исторически соответствовали кровно-племенной общине. А.Н. Севастьянов, «Этнос и нация» (рекомендую книгу к прочтению):

«В кровнородственной семье чувство "крови" прививается почти насильно и отчужденность больших семей (или малых общин…) друг от друга часто выливается и в прямую вражду, регулируемую обычаем кровной мести…. Со стороны в такую семью можно проникнуть только в качестве рабa, да и сами младшие члены семьи располагают немногим большими правами. В рамках территориальной общины… родственные чувства слабее, а связи по горизонтали много прочнее. Территориальная община и является объяснением колоссальной способности славян ассимилировать другие народы (да и ассимилироваться самим). … Византийский автор Маврикий (или Псевдо-Маврикий) дает очень важное свидетельство такого плана. "Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая срок рабства определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться у них на положении свободных и друзей"».

Также нагляден в этом плане народный эпос: если у кровно-родственных общин он наступательный, от древних набегов через крестовые походы и до не столь давнего Drang nach Osten, то русские былины, как правило, повествуют о защите родной земли.

Русской нации шовинизм не свойственен. Михаил Осипович Меньшиков в статье «Дело нации» (1914 г.) писал: «Наш русский национализм, как я понимаю его, вовсе не воинствующий, а только оборонительный, и путать это никак не следует». Он раскрывает позицию русского национализма («Из писем к ближним»):

«Мне лично всегда было противным угнетение инородцев, насильственная их русификация, подавление их национальности и т.п. Я уже много раз писал, что считаю вполне справедливым, чтобы каждый вполне определившийся народ, как, например, финны, поляки, армяне и т.д., имели на своих исторических территориях все права, какие сами пожелают, вплоть хотя бы до полного их отделения. Но совсем другое дело, если они захватывают хозяйские права на нашей исторической территории. Тут я кричу, сколько у меня есть сил, — долой пришельцев! Если они хотят оставаться евреями, поляками, латышами и т.д. на нашем народном теле, то долой их, и чем скорее, тем лучше. Никакой живой организм не терпит инородных тел: последние должны быть или переварены, или выброшены. Это, уважаемый барон, называется не нападением, а обороной, спросите кого хотите».

Сравните, например, отношение к коренному населению при расширении государства и зоны влияния у русских и у тех же анлгосаксов, от британцев в Индии и до отношения американцев к индейцам, не говоря уж о нацистах во время Великой Отеченственной войны.

Шовинизм напрямую противоречит русскому национализму, так как противоречит русскому менталитету — а национализм не может противоречить нации. Конечно, есть псевдонационалисты, которые заявляют, что-де «народишко русский не такой» и что надо бы его переделать (в честности, привить шовинизм/нацизм) — но это именно что подделка, провокация, а не национализм (разберём эту тему позже).

Так, действительно русские националисты не требуют, например, чтобы везде в начальниках и т.д. были русские — это несправедливо и соответствуют как раз кровно-родственному менталитету, когда протаскивают «своих» куда только можно по-максимуму. Позиции русского национализма, т.е. русскому пониманию справедливости, соответствует пропорциональное представительство этносов в органах власти соответствующих регионов. И даже административное деление страны в русском понимании должно быть территориальным, а не этническим.

Следует также отметить пугало шовинизма в роли «дискриминации этнических меньшинств» — мол, великодержавные тоталитаристы излишне придирчиво относятся к особенностям обычаев малых народов. Это — стандартная либеральная политика «демократии меньшинства», а если по делу — то суть не в «шовинизме», а в статистике. Процитирую отрывок из известного рассказа М.А. Шапиро «Дискриминация»:

«—…У вас на планете или даже в вашем секторе монголоиды хоть один теракт совершали? Нет. Так зачем вы тратите ресурсы на их проверку?!...

—…мы проверяем все упомянутые группы с одинаковой интенсивностью, чтобы не одна из них не ощущала себя дискриминированной….

— Гм. Не хотелось бы рушить вашу картину мира, но национальность и вероисповедание находятся во вполне очевидной связи с вероятностью того, что их представитель окажется террористом. А поскольку контролировать и тщательно досматривать весь пассажиропоток вы просто технически не можете, то размазывание проверок вместо концентрирования их на группах риска — это просто чудовищная халатность! Вам статистика не хуже меня известна. Если при прочих равных, а при случайном мониторинге эти прочие равные условия как раз и соблюдаются, проверяемый будет восточнийцем, то вероятность того, что он окажется террористом, будет выше, чем, если бы он был монголоидом. А если он будет альтаирцем, то вероятность будет ещё выше. Если же станет известно, что, кроме альтаирской субрасы, проверяемый ещё и имеет мирджальскую национальность, то вероятность того, что он опасен, опять-таки многократно возрастёт. А буде он сдуру сболтнет, что для него нет никого святее небесных братьев Тху, то шмонайте его с головы до ног — не ошибётесь.

— Это неслыханно! — Джемисон побагровел от возмущения. — Вы хоть отдаете себе отчет, что вы призываете к дискриминации по расовому, национальному и религиозному признаку! Вы... Вы нацист!

— Ошибаетесь, — мягко ответил Громов, — Я призываю к дискриминации по статистическим признакам».

Миф о «русском великодержавном шовинизме» пестовался коммунистами в начале прошлого века, а сейчас его чаще всего можно услышать от укронаци, например:

«Путинская империя великодержавного шовинизма будто возвращает украинцев в уже далекие 70-е годы, когда украинскому народу всеми силами вживляли в сознание имперские стереотипы: …”Украина – это неотъемлемая составная часть великого СССР”». (Радіо Свобода, 2011 г.).

«Русский шовинизм» в современности используется именно с целью оправдания местечковых шовинизмов, идентифицирующих себя по принципу «супротив русских»; наглядным примером является западноукраинский нацизм. Самое забавное, что данный пример указывает на то, что шовинизм — это даже не «крайняя форма национализма», а именно что самоидентификация «от противного» вкупе с ненавистью к соответствующему объекту: «украинской нации» не существует.

Возможно, некоторым читателям это не понятно, если они ранее не задавались соответствующим вопросом; давайте это обсудим в следующей части статьи как пример псевдонационализма вида «симулякр вместо нации».

Предыдущие части работы: 0 | I | II | III | IV


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров